CD Дискуссионные вопросы.
1. Выскажите свою позицию в отношении следующей мысли П.П. Блонского:
► «Мы должны решительно восстать против вопросно-ответной формы обучения. Прежде всего, она приучает детей не думать: бойкий урок, состоящий из вопросов учителя и ответов ученика, есть сплошная подсказка учителя, и, если ученик хоть на минуту задумывается, учитель, словно беда случилась, спешит с "наводящим вопросом"».
2. Согласны ли Вы с утверждением С.Т. Шацкого:
► «То обстоятельство, что мы уже привыкаем всегда рассматривать работу ученика неотрывно от его личности, в очень сильной степени мешает нам установлению деловых отношений с учениками»?
3. Великий американский реформатор образования Джон Дьюи, побывав на Первой опытной станции Наркомпроса, созданной Шацким, прослезился и сказал, что «обрёл своё педагогическое отечество». Что дало основание для подобного утверждения?
Темы для индивидуальных выступлений.
▫ «П.П. Блонский о педологии».
▫ «Концепция трудовой школы П.П. Блонского (по работе "Трудовая школа", 1919)».
▫ «Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого. Первая опытная станция по народному образованию».
III. Теоретическая педагогика русского Зарубежья (С.И. Гессен).
Революционные события 1917 года побудили многих учёных покинуть Россию. В результате в Зарубежье возник другой, мощный центр педагогической мысли, и сложились такие направления, как:
• культурно-антропологическое (антрополого-гуманистическое или философско-гуманистическое),
• христианско-антропологическое (или религиозно-христианское).
Их сущность возможно осмыслить на примере наследия соответственно Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950) и Василия Васильевича Зеньковского (1881-1962).
В этой связи используйте опорные конспекты (см. Коджаспирова Г.М. История и философия образования в таблицах и схемах. – М., 1998. – С. 169-170, 175-177), материалы рекомендованной литературы.
Дополните теоретические сведения о творчестве С.И. Гессена анализом выдержек из его главного педагогического труда «Основы педагогики…» (1923), где он всесторонне обосновал педагогическое знание в контексте взаимосвязи с философией и культурой. В частности, обратитесь к вводной части «Основ педагогики».
Сделайте краткие выписки из первоисточника, подтверждающие основные идеи культурно-антропологической концепции С.И. Гессена. Заполните таблицу.
Таблица 4.