II. Социально-реформаторское направление в педагогике (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий).

В 1920-х годах отечественная педагогическая наука отличалась многообразием подходов и концепций к проблемам образования, воспитания, деятельности школы. Наглядным их проявлением стали педагогические дискуссии.

В основе каждого направления – своя философия образования. От прежней дореволюционной эпохи сохранились и нашли преемственность

• идеи свободы, веры в планетарное единство, человечество, в космическую гармонию (педагогика ненасилия и космическая педагогика: К.Н. Вентцель, Н.К. Рерих);

• идеи развития человека, образования и воспитания в контексте культуры (культурно-антропологическая: П.Ф. Каптерев, С.И. Гессен);

• идеи Бога как абсолютного источника истины, творчества, целостного формирования личности (христианско-антропологическая: В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев).

Однако следует подчеркнуть, что многие из этих идей не были приняты во внимание, поскольку вступали в противоречие с марксистской политико-революционной идеологией. Результатом этого явления стало преобладание социально-реформаторского направления, большинство сторонников которого положили в основу своих учений марксистскую методологию (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко), а также философию прагматизма (А.К. Гастев).

 

Особенно необходимо обратить внимание на роль Павла Петровича Блонского (1884-1941) и Станислава Теофиловича Шацкого (1878-1934) в развитии новой (советской) педагогической науки и практики. Ознакомление с их деятельностью, педагогическими идеями и концепциями позволяет подчеркнуть, что, несмотря на неблагоприятные условия тоталитарного режима, отечественная педагогическая мысль «так и не превратилась в монолит» (Джуринский А.Н.). Об этом свидетельствуют различные точки зрения педагогов, в частности на проблему школы, её связи с окружающей средой, принципы воспитания и образования.

Изучите отрывки из рекомендованных педагогических работ П.П. Блонского и С.Т. Шацкого (см. Дидактические материалы, CD).

 

Сделайте выписки из работы П.П. Блонского «Задачи и методы новой народной школы», руководствуясь следующими вопросами.

w Как обозначен статус новой народной школы, её цели?

w Каковы основные пункты «плана» по созданию новой народной школы?

w В чём сущность философской идеи «нравственно автономной личности», и почему она должна стать одним из принципов советской школы?

w На что должны быть ориентированы содержание образования и организация познавательной деятельности учащихся в новой школе («метод» и «предмет» народной школы)?

w Что такое «генетический метод» в обучении?

w Почему новая школа должна быть «школой социального труда»?

w Какие советы даёт Блонский по реализации в школе идеи воспитывающего обучения («воспитание сердца»)? Почему выступает против вопросно-ответной формы обучения?

w Какой смысл вкладывает Блонский в слова: «…учитель, стань человеком»?

Знакомясь с педагогическим наследием С.Т. Шацкого, обратите особое внимание на его идеи об организации различных видов жизнедеятельности школьников как важнейшем средстве их всестороннего воспитания и развития, о характере и методах педагогического руководства деятельностью детей, о перерастании образования в самообразование и воспитания – в самовоспитание.

Сделайте выписки из педагогических работ Шацкого «Предисловие к книге "Годы исканий"» и «Изучение жизни и участие в ней», характеризующих точку зрения автора на школу, «которая организует и изучение жизни, и участие школы в ней». Подумайте, в чём различие с взглядами Блонского на проблему взаимодействия школы и среды.

Дайте обоснование с учётом современной педагогики и своего эмпирического опыта следующим тезисам из статьи С.Т. Шацкого «О том, как мы учим».

1. «Вопросы и ответы. Как известно, это один из наиболее частых случаев применения педагогических методов на практике. Здесь мы всегда чувствуем целый ряд затруднений, которые мешают ученикам ответить быстро, отчётливо и … с удовольствием» (с. 224).

«…если учитель хочет спрашивать о чём-либо своих учеников, то было бы вернее спрашивать их как раз о тех условиях, которые сопровождают работу учеников, т.е. спрашивать о затруднениях, сомнениях, интересах и т.д.» (с. 225).

2. «…надо оценивать работу, а не личность ученика» (с. 226).

3. «…прерывая моменты объяснения моментами действий, мы будем в значительной степени содействовать возбуждению интереса ученика к работе, и при таких условиях тормозные моменты в их реакциях будут в значительной степени смягчены» (с. 227).

4. «Обыкновенно мы оцениваем результаты детской работы, но мало умеем следить за тем, как эта работа производится, а вместе с тем самое интересное в детской работе – это её процесс» (с. 227).

5. «…нам необходимо чрезвычайно внимательно просматривать наши задания и составлять их нужно так, чтобы те последовательные операции, через которые должен пройти ученик, были для него легки и посильны» (с. 228).

6. «…суть дела … не столько в физике, географии, естествознании, русском языке или обществоведении, а в интересной работе… Если ученик заинтересован своим продвижением, если он сам желает проверить свои силы, если он идёт за деловым ответом к учителю, то, следовательно, он овладевает таким способом работы, который в дальнейшем даст ему возможность раздвинуть круг своих интересов» (с. 229).

7. «…вместо понятия о дисциплине было бы гораздо более правильным поставить вопрос об установлении равновесия в рабочих группах детей… Если учитель сумел наладить, организовать интересную для детей работу, то, конечно, ему весьма легко будет справиться с дисциплиной» (с. 231).

8. «…вопрос, на который нужно обратить очень серьёзное внимание, – это вопрос о том, чтобы мы, учителя, интересовались жизнью детей и её понимали» (с. 232).

 

Воспитание самостоятельности и творческой активности учащихся – одна из актуальных проблем современной педагогики. В связи с этим возможно рассмотреть вопрос о деятельности Первой опытной станции по народному образованию, созданной С.Т. Шацким в 1919 г.

Главная заслуга Шацкого состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребёнка, доказал возможность функционирования школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

В итоге сделайте вывод об общем и особенном в подходах П.П. Блонского и С.Т. Шацкого к разработке проблем педагогической теории и практики: концептуальных основ новой трудовой школы, её связи с жизнью, воспитания и обучения, ориентированных на всестороннее развитие личности.