CD Дискуссионные вопросы.

1. Дайте оценку следующему высказыванию:

► «Существуют градации психического развития, и разница между ребёнком и взрослым так велика, что взрослый может оказать маленькому ребёнку помощь гораздо меньшую, чем тот, кто ближе к нему по возрасту». Аргументируйте его примерами из современной педагогики и психологии.

2. Сравните взгляды М. Монтессори и Ж.-Ж. Руссо на проблемы свободного воспитания. Чьей позиции Вы отдаёте предпочтение? Обоснуйте своё мнение.

 

€ Темы для индивидуальных выступлений.

▫ «Влияние идей М. Монтессори на развитие зарубежного образования».

▫ «Монтессори-движение за рубежом и в России: история и современность».

 

III. Педагогика «ненасилия» Л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.

В русской педагогической мысли второй половины XIX столетия идея свободы была целостно осмыслена графом Львом Николаевичем Толстым (1828-1910) и реализована им в практике народной (крестьянской) школы в Ясной Поляне. Она стала ключевой в его педагогике «ненасилия».

Следует подчеркнуть, что педагогика «ненасилия» формировалась под влиянием гуманистического западноевропейского наследия, особенно Ж.-Ж. Руссо, поисков совершенствования дела воспитания и образования в России прогрессивной общественно-педагогической и философской мыслью как альтернативы официальной политике русского самодержавия в области просвещения.

Сущность педагогики «ненасилия» Л.Н. Толстого поможет показать обращение к ряду его статей, в которых рассматриваются вопросы педагогики как науки, её предмета, соотношения понятий «образование» и «воспитание», самоценности детства, организации народной (крестьянской) школы, новые подходы к обучению детей и др.

Систематизировать знания о взглядах Толстого на данные вопросы поможет составление таблицы.

Таблица 1.