IV. Педагогическая теория П.Ф. Каптерева.

Вслед за К.Д. Ушинским разработку теоретических основ педагогики продолжил Пётр Фёдорович Каптерев (1849-1922), крупнейший российский педагог, психолог. Заслуга его в том, что он предпринял целостное обоснование педагогического знания, включая физиологический, психологический, философский, исторический и собственно педагогический аспекты.

Педагогическую теорию П.Ф. Каптерев изложил в ряде педагогических работ, в которых углубил представление о педагогике на основе антропологического подхода (прежде всего, физиологии и психологии); обосновал понятие «педагогический процесс» и идею автономности педагогического процесса от государства и церкви; разработал теоретические аспекты роли общественных дошкольных учреждений в формировании личности ребёнка; выступил за введение трудового воспитания и обучения в средней школе; явился теоретиком дидактики начального обучения и семейного воспитания.

Изучая вклад Каптерева в разработку проблемы педагогики как науки, следует обратиться, прежде всего, к его работе «Педагогический процесс».

Сделайте выписки из первоисточника, содержащие ответы на следующие вопросы.

w В чём сущность педагогического процесса?

w Почему важно рассматривать педагогический процесс в совокупности его «внешней» и «внутренней» сторон?

w Какова связь между саморазвитием человека и его дошкольным и школьным воспитанием и образованием?

w Какими свойствами обладает педагогический процесс с «внутренней» стороны?

w Как в этой связи следует относиться к проблеме соотношения формального и материального в педагогическом процессе, и какое воздействие это оказывает на саморазвитие личности?

 

Пётр Фёдорович Каптерев подчёркивает ориентированность педагогического процесса на достижение гуманистического идеала личностного развития ребёнка. В связи с этим он рассматривает свойства педагогического идеала (см. работу «О педагогическом идеале»).

Дайте с опорой на первоисточник обоснование следующим тезисам.

• Носитель педагогического идеала – сам воспитатель.

• Народность есть основа идеала каждой личности. Между личными и народными идеалами существует постоянное взаимное влияние.

• Личный и педагогический идеалы, развиваясь на почве народных, могут принимать два главных направления: узкое (сословные образовательные идеалы) и широкое (общечеловеческое образование).

• Личное творчество в создании педагогических идеалов заключается в осмыслении важности общечеловеческих ценностей, осознании недостатков национальных идеалов и желании их усовершенствовать.

• «…общечеловеческого, всенародного педагогического идеала не существует… Педагогический идеал заключает в себе три рода элементов: личные или субъективные, народные или национальные и всенародные или общечеловеческие».

• «В самом общем виде педагогический идеал может быть очерчен так: прежде всего, каждый воспитываемый должен быть образуем как добрый общественник. Эта черта идеала не есть какое-либо специальное – национальное качество, а свойство общечеловеческое, всенародное».

• «Русский идеал выражается не в одинаковых формах в различных классах и слоях народа: он разнообразен, особенно в зависимости от степени образования, причём существенные черты остаются общими самым различным формам идеалов».

• Существует разница между понятием законности в идеалах русского и других народов: для русского человека «жизнь по совести, по Божьи, по душе – … вот идеал».

 

Также обратитесь к выдержкам из работы П.Ф. Каптерева «Дидактические очерки», в которой представлена точка зрения автора на проблему воспитывающего обучения, соотношение понятий образования, воспитания, развития и стоящие в связи с этим перед школой основные задачи.

Среди задач школы следует особо выделить:

• во-первых, задачу умственного воспитания, заключающуюся в «приучении к серьёзному сосредоточенному труду, в равномерном, по возможности, развитии всех умственных способностей, а не в сообщении наибольшего количества разнообразных сведений в так называемом полигисторстве. Воспитанный и окрепший ум сам, без помощи учителей, легко приобретает все разнообразные сведения, какие ему понадобятся»;

• во-вторых, задачу «удачного выбора преподаваемых предметов» и концентрации учебных занятий, т.к. «педагогический закон требует только, чтобы множество уравнивалось единством».

Особое внимание Каптерев уделяет обоснованию педагогического метода.

В связи с этим найдите ответы автора на вопросы.

w В чём отличие педагогического метода от научного?

w Каковы причины, обусловившие различие между педагогическим и научным методом?

w Что общего у педагогического и научного изложения материала?

w Какие ошибки допускаются при педагогическом изложении научного знания?

w Какие шесть свойств педагогического преподавания, определяемые особенностями педагогического метода, необходимо учитывать?