Упражнение 2.
Проводится с целью отработки поведения в неблагоприятных ситуациях.
Один человек выходит за дверь. Ему необходимо (задание на выбор):
— что-то рассказать;
— убедить кого-либо из участников группы переместиться в пространстве комнаты;
— вызвать на разговор как можно больше людей (решить свою проблему, прояснить что-то непонятное и т. д.).
Остальным дается задание выбрать себе стиль поведения и вести себя в процессе всего упражнения соответственно выбору:
— стараться снизить значимость темы, действий или личности вошедшего;
— перевести тему разговора в „свое русло";
— постараться „вывести собеседника из себя";
— быть нейтральными;
— всячески помогать собеседнику и т. д. Процесс повторяется с другими участниками. Обсуждение.
Что помогает достичь цели?
Какие особенности общения пробуждают инициативность? Как окружающие влияют на говорящего (корректируют его стиль)?
Занятие № 2 (2 часа). Начало общения.
Цель: выявление наиболее эффективных способов начала общения.
Упражнение.
Оно имеет два варианта выполнения.
а) Участники делятся на две группы. Каждый член первой группы придумывает себе роль — имя, образ, „легенду", адрес, телефон. Во второй группе все остаются самими собой.
Члены второй группы должны познакомиться с кем-нибудь из первой группы участников, ведущих себя как „трудные" (не желают открываться, категоричны и т. д.).
Оговаривается ситуация (транспорт, улица, школа, пляж, какой-либо город и пр.). После проигрывания ситуаций группы меняются ролями.
Обсуждение.
Что чувствовали знакомящиеся и те, с кем знакомятся?
Что помогало, что мешало?
Какие самые удачные способы входа в коммуникацию?
Каковы типичные действия, создающие ситуацию входа в коммуникацию?
б) Участники делятся на три группы. Две группы получают задания из первого варианта, третья группа — наблюдатели. Проигрываются ситуации, подобные тем, которые были указаны ранее.
Обсуждение.
Члены третьей группы рассказывают о своих наблюдениях.
Обобщение делается всеми участниками групп.
Занятие №3 (2 часа). Продолжение коммуникации. Цели: отработать способы, помогающие поддерживать общение; выяснить собственные возможности в увеличении продолжительности контакта.
Упражнение 1.
Группа делится на пары. Партнерам надо попытаться рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.
Обсуждение.
Какие были трудности?
Что помогало избегать оценочных высказываний?
Какие новые качества в себе открыли?