Упражнение 2.

Проводится с целью отработки поведения в неблагоприятных ситуациях.

Один человек выходит за дверь. Ему необходимо (задание на выбор):

— что-то рассказать;

— убедить кого-либо из участников группы переместиться в пространстве комнаты;

— вызвать на разговор как можно больше людей (решить свою проблему, прояснить что-то непонятное и т. д.).

Остальным дается задание выбрать себе стиль поведения и вести себя в процессе всего упражнения соответственно выбору:

— стараться снизить значимость темы, действий или личности вошедшего;

— перевести тему разговора в „свое русло";

— постараться „вывести собеседника из себя";

— быть нейтральными;

— всячески помогать собеседнику и т. д. Процесс повторяется с другими участниками. Обсуждение.

Что помогает достичь цели?

Какие особенности общения пробуждают инициативность? Как окружающие влияют на говорящего (корректируют его стиль)?

Занятие № 2 (2 часа). Начало общения.

Цель: выявление наиболее эффективных способов начала общения.

Упражнение.

Оно имеет два варианта выполнения.

а) Участники делятся на две группы. Каждый член первой группы придумывает себе роль — имя, образ, „легенду", адрес, телефон. Во второй группе все остаются самими собой.

Члены второй группы должны познакомиться с кем-нибудь из первой группы участников, ведущих себя как „трудные" (не желают открываться, категоричны и т. д.).

Оговаривается ситуация (транспорт, улица, школа, пляж, какой-либо город и пр.). После проигрывания ситуаций группы меняются ролями.

Обсуждение.

Что чувствовали знакомящиеся и те, с кем знакомятся?

Что помогало, что мешало?

Какие самые удачные способы входа в коммуникацию?

Каковы типичные действия, создающие ситуацию входа в коммуникацию?

б) Участники делятся на три группы. Две группы получают задания из первого варианта, третья группа — наблюдатели. Проигрываются ситуации, подобные тем, которые были указаны ранее.

Обсуждение.

Члены третьей группы рассказывают о своих наблюдениях.

Обобщение делается всеми участниками групп.

Занятие №3 (2 часа). Продолжение коммуникации. Цели: отработать способы, помогающие поддерживать общение; выяснить собственные возможности в увеличении продолжительности контакта.

Упражнение 1.

Группа делится на пары. Партнерам надо попытаться рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Обсуждение.

Какие были трудности?

Что помогало избегать оценочных высказываний?

Какие новые качества в себе открыли?