Задачи на сравнение

В основе этого типа задач лежит такое свойство отношения величин объектов, как транзитивность, состоящее в том, что если первый член отношения сравним со вторым, а второй с третьим, то первый сравним с третьим.

Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и кото­рые опираются на наглядные представления.

 

1. "Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой веселой де­вочки.

Кто из девочек самый грустный!"

2. "Волосы у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли тем­нее, чем у Ани. Раскрась волосы каждой девочки. Подпиши их имена. Ответь на вопрос, кто светлее всех?"


 

3. "Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех? Покажи рост каждого мальчика".

Варианты задач

1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех?

2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Ната­ша. Кто самый аккуратный?

3. Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех?

4. Катя старше, чем Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех?

5. Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый?

6. Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый?

7. Саша на 10 лет младше, чем Игорь. Игорь на 2 года стар­ше, чем Леша. Кто младше всех?

8. Ира на 3 см ниже, чем Клава. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто выше всех?

9. Толик намного легче, чем Сережа. Толик немного тяже­лее, чем Валера. Кто легче всех?

 

10. Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее ,чем Катя. Кто светлее всех?

11.Леша слабее, чем Саша. Андрей сильнее, чем Леша. Кто сильней?

12. Наташа веселее, чем Лариса. Надя грустнее, чем Ната­ша. Кто самый грустный?

13. Света старше, чем Ира, и ниже, чем Марина. Света младше, чем Марина, и выше, чем Ира. Кто самый младший и кто ниже всех?

14. Костя сильнее, чем Эдик, и медленнее, чем Алик. Костя слабее, чем Алик, и быстрее, чем Эдик. Кто самый сильный и кто самый медлительный?

15. Оля темнее, чем Тоня. Тоня ниже, чем Ася. Ася стар­ше, чем Оля. Оля выше, чем Ася. Ася светлее, чем Тоня. Тоня младше, чем Оля. Кто самый темный, самый низкий и самый старший?

16. Коля тяжелее, чем Петя. Петя грустнее, чем Паша. Паша слабее, чем Коля. Коля веселее, чем Паша. Паша легче, чем Петя. Петя сильнее, чем Коля. Кто самый легкий, кто веселее всех, кто самый сильный?

 

6 . Релаксационное упражнение

«Воздушный шарик»

Ведущий. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, заполни до отказа легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.

Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становиться все больше и больше.

Медленно выдохни ртом, как будто воздух выходит из шарика.

Сделай паузу и сосчитай до пяти.

Снова вдохни и заполни легкие воздухом. Задержи его , считая до трех, представляя, что каждое легкое – надутый шарик.

Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.

Повтори три раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя что каждое легкое - надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.

Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.

 

7. Упражнение. "Анаграмма"

В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате оздания неких комбинаций. Примером таких комбинатор­ных задач являются анаграммы — буквосочетания, из кото­рых необходимо составлять осмысленные слова.

Предложите ребенку составить слово из определенного на­бора букв. Начните с 3 букв, постепенно доведя количество до Н-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.

"Составь слова из следующих букв'.

а) л, а, н, е, п б) к, ч, а, р, у в) ч, а, к, о, с г) п, о, г, и, р д) р, о, д, о, г е) к, к, о, а, ш"

а) к, о, с а) е, р, о, м

б) у, д, б б) ш, а, к, а

в) м, р, и в) а, к, у, р

г) т, о, р г) б, о, н, е

д) ы, с, р д) а, с, о, к

е) д, м, ы е) д, а, в, о

 

После того, как ребенок усвоит принцип составления слов из буквосочетаний, усложните задание. С этой целью введите новое условие: "Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее".

 

2) ш, у, г, а, р е, р, а, з, б, е б, я, я, о, л, н н, о, и, л, м а, с, в, и, л
3) с, б, а, а, к, о о, о, р, к, а, в ш, к, к, о, а в, ь, я, и, с, н я, а, ц, з

1) с, л, у, т ш, а, ф, к ж, о, а, к, л к, ь, в, а, р, т, о с, л, т, о

 

Задание может быть и другого типа: "Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить".

 

1) п, и, к, а, т 2) ь, о, ч, н 3) и, е, н, и

т, ф, и, а, л ч, е, е, р, в д, а, р, г

б, и, и, т, н, о, к у, о, р, т с, г, е, н

г, а, о, п, и, с н, е, д, ь ь, д, д, о, ж

8. Упражнение. "Найди окончание"

"Найди общее окончание для всех перечисленных наборов букв, чтобы в результате прибавления букв везде получи­лись осмысленные слова".

в

 

Задания 3 и 4 являются более сложными, т.к. требуют под­бора не одной, а двух или трех букв.