Маргинал.

Говорить об этом можно и нужно в наше время. Духовно-религиозное наследие Толстого теперь легко доступно, чего раньше не было. Появились сайты, где имеется и его духовная проза, и отзывы о ней; как-никак что-то из нее выходит печатными изданиями. Отдельной книгой опубликовано, наконец, "Соединение и перевод четырех Евангелий". Этому можно радоваться, но только этому. Доступность еще не все. Религиозные взгляды Толстого, как ни говори, востребованными в постсоветской культуре не стали. А точнее, они не стали востребованы в теперешних субкультурах, которые задают тон в современном духовном поиске. Его высказывания редко цитируются, на них мало ссылок в философской литературе, о них не вспоминают на сколь-нибудь серьезных дискуссиях о путях выхода из создавшегося духовного кризиса. Тем самым Толстой-мыслитель по-прежнему отстранен от духовной жизни общества, причем отстранен в гораздо большей мере, чем при его жизни, когда его не допускала к думающей публике церковная цензура. Тогда он был влиятельным диссидентом, теперь же оказался одним из маргиналов. Церковной цензуры сейчас вроде бы нет, но на отношении постсоветского общества к религиозно-философскому наследию Толстого его конфликт с церковью сказывается. Ведь многие из теперешних именитых участников обсуждений современного духовного кризиса оглядываются на православную церковь: кто-то потому, что верующий, а кто-то - потому, что не желает по каким-либо причинам задевать РПЦ. Конечно же, так прямо никто этого не говорит. Говорят, как правило, что взгляды Толстого на религию и христианство безнадежно устарели и не могут быть полезны для поисков ответов на вопросы, возникающие в наше время. Давайте первым делом признаем, что в современном обществе нет и не может быть духовного поиска в одном, общем для всех направлении, и потому, кто бы что бы ни говорил, это не может быть нужно всем без исключения. Понятно, что Толстой-мыслитель чужд тем, кто видит в РПК духовного лидера общества, или тем, кто в стороне от РПК, мечтает об "обновлении церкви", не говоря уже об атеистах. Им духовный поиск Льва Толстого не нужен, это да, но ведь есть еще и другие. Взять, например тех, кто ценит свой "христианский корень", но не приемлет каноническое мышление и беспрекословное подчинение религиозным авторитетам, присущие конфессиональному христианству. Такое раздвоение в наше время знает большое количество людей. Понятно, что приобщение к религиозным традициям для них проблематично, как бы они того ни желали. Они задаются вопросами, которые обычно даже не возникают у ортодоксальных верующих или атеистов, как например: правомерна ли "сдача в архив" тех верований предков, которые не соединимы с современным сознанием? Иными словами, может ли каждый из нас придерживаться в религиозной традиции только того, что ему близко? Задавал себе такой вопрос и Лев Толстой.