Состав и программа епископских школ
Учениками в этих школах были представители аристократических и феодальных семей, а так же люди незнатного происхождения для них образование было бесплатным Ученики часто переходили из одной школы в другую, преследуя цель получить знания от наиболее подготовленных учителей, преподававших науки «тривия» и «квадрия», причем предпочтение отдавалось изучению наук «тривия» (грамматики, диалектики и риторики). В епископских школах, в практике преподавания широко использовались учебные пособия античных авторов. При преподавании грамматики[92]работа римлянина Доната, Марциана Капеллы, определителя «семи свободных искусств». При изучении «Искусство грамматики», «Сатирикон» диалектики, привлекались труды неоплатоника Порфирия, некоторые элементы учения Аристотеля в изложении Боэция а также философские сочинения Цицерона. При изучении риторики Герберт заставлял учеников читать римских поэтов: Вергилия, Стация, Теренция, Ювенала, Горация.
Примером высшего образования считалась епископская школа в г. Реймсе, которой руководил, преподававший в ней богословие Герберт. Герберт – видный деятель Оттоновского Возрождения, выдающийся ученый, математик и педагог, церковный деятель. В 945 г. –монах аббатства Сен-Жермен. С 991 г. архиепископ Реймса. С 996 г. –архиепископ Равенны. В 996 г., по милости Оттона III, папа под именем Силвестр I. В школе Реймса наряду с науками тривия преподавалась логика. Главным же предметом преподавания в епископских школах было богословие, которое предполагало чтение и комментирование текста священного писания и трудов «отцов церкви». Античное знание использовалось только в той мере в какой оно помогало решению «абстрактных» богословских проблем, связанных со Священным писанием. Наряду с богословием изучалось и каноническое (церковное) право т.к. в это время гражданское право отсутствовало, а местные зконы (варварские правды) не были кодифицированы. Своды римского гражданского права (т.н. Кодекс Юстиниана) были вновь «открыты» только в XI веке. В некоторых епископских школах преподавалась и медицина, т.к. врачебной практикой могли заниматься только служители культа. В школах широкое хождение имело сочинение греческого врача Гиппократа «Афоризмы». Одним из центров изучения медицины была школа Шартра, где использовалась рукопись «О согласии Гиппократа, Галена и Сорана»[93].
На базе епископских школ в XII-XIII веках во многих городах Европывозникают университеты. До XIII века изучению наук «квадрия» (арифметики, музыки, геометрии, астрономии) придавалось меньшее значение. При изучении арифметикииспользовалась примитивная счетная машина «абака»; в целом же умение счета, в это время, было ниже чем у учеников современной начальной школы Геометрия изучалась по трактату Герберта «Геометрия», в основе которого идущий от римской агрокультуры расчет площадей поверхности. Музыку, которую относили к математическим искусствам, преподавали, опираясь на различие в тональности звука-теории, идущее от Пифагора. Для ее изучения использовали ее изложение в трактате Боэция «О музыке». Ею пользовались и для установления тонов на средневековых инструментах (монокорде). Певчие и монахи не знали теории музыки и обучались путем упражнений. При этом использовались музыкальные нотации (пневмы), заимствованные у греков. Геометрия изучалась по трактату Герберта «Геометрия», в основе которого идущий от римской агрокультуры расчет площадей поверхности. Астрономия опиралась на античные представления о мироздании как единстве трех сфер. Герберт сконструировал модель мироздания из трех сфер с землей в центре. Астрономические представления о мироздании иллюстрировались примерами из античных источников[94].
978-1054 | Ярослав Мудрый – киевский князь. Возвышение Киевской Руси. |
960-1028 | Гильберт (Фульберт) - ученик Герберта Орильякского. До 1003 обучался в Каталонии у арабских ученых, занимаясь астрономией, математикой и музыкой. В 972-982 преподавал в епископской школе Реймса. В 991 г. был архиепископом этого города. Знаток канонического права, математики, логики медицины. С 999 г. римский папаСильвестр II. Основал школу схоластической философии при Шартрском соборе. С самого начала школа приобрела гуманитарно-энциклопедическое направление. Здесь он собирал библиотеку из переводов Аристотеля и сочинений арабских ученых по математике и естественным наукам. В период Возрождения XII века Шртрская школа стала одним из его главных центров. |
Витражи Реймского собора. | |
983-1002 | Оттон III – император Священной римской империи. Покинул Ахен и избрал местом жительства Рим. Получил греческое и римское образование. Ввел при своем дворе византийский этикет и считал, что в управлении империей возродил кодекс Юстиниана. В конце 1000 года был изгнан римлянами, объявившими его «саксонским тираном». На нем закончилось правление Оттоновской династии. |
980-1015 | Владимир Святославович Красное Солнышко. С 969 г. князь в Новгороде. С 980 г. князь Киевский. Приглашенные им византийские мастера строят в Киеве храмы. Византийское духовенство создает школы. Положено начало летоисчислению. Широкое распространение получает жанр летописи, положившей начало стремительному развитию русской словесности в последующие два – XI и XII –века. Ввел на Руси христианство. |
Владимир женится на византийской принцессе и принимает крещение. | |
Крещение Руси | |
Оттон III инициирует избрание Герберта Орильякского папой под именем Сильвестра II и мнит себя при нем вторым Константином Великим. |
XI
ВЕК
Франция.Продолжается быстрый рост городов. Монпелье, Марсель, Тулуза, Арль, Альби, Тарраскон превращаются в крупные торгово-ремесленные центры. Начинается борьба за самоуправление городов, против произвола и грабежа рыцарей. Северная Франция отстает от ее южной части в развитии.
980-1037 | Авиценна (Ибн Сина) – арабский мыслитель, врач, один из величайших философов Средневековья. Автор «Канона врачебной науки» («Канон медицины») – энциклопедического сочинения, в котором опыт античной медицины осмыслен и переработан в соответствии с достижениями арабской медицины. |
995-1050 | Гвидо ди Ареццо – монах. Дал имена музыкальным гаммам, которые используются до настоящего времени. Они были первыми слогами каждой из семи строк гимна, посвященного святому Иоанну (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). |
Медицинская школа в Салерно. | |
1018-1096 | Михаил Пселл-византийский философ, историк, писатель-энциклопетист и государственный деятель. |
Убийство в междоусобной борьбе за киевский престол князем Святополком своих братьев Бориса и Глеба. | |
Утверждение на Киевском престоле Ярослава (Мудрого). | |
«Руодлиб» - первый рыцарский роман на латинском языке. | |
Распространение образования на Руси. | |
Открытие Владимиром Ярославичем в Новгороде школ для детей, старост и духовных лиц, в которой обучается 300 человек. | |
978-1054 | Ярослав Мудрый–великий князь киевский.Интенсивное строительство в Киеве (Софийский собор, Золотые ворота). Возникновение монашества и монастырей (Печерский. Св. Георгия, Св. Ирины и др.). В них ведется летописание, создаются сочинения политического характера. Ярослав начал составление «Русской правды» - свода законов. Поставил первого русского митрополита Иллариона. Способствовал распространению образованности на Руси. Появление начальных школ, где обучают письму, счету, основам христианской веры, и школ высшего типа, где готовились кадры для государственной и церковной деятельности. В этих школах изучались помимо богословия науки «тривия» (философия, риторика, грамматика). В преподавании использовались произведения античных авторов, географические и естественнонаучные сочинения. (Такая школа была создана при Киево-Печерском монастыре в 1051 г.) Ярослав способствовал укреплению автономии православной церкви. Благодаря ему впервые был избран русским духовенством патриарх Киевский Илларион (до этого назначался Константинополем.) |
30-40-е гг. | Илларион – священник, позднее первый русский митрополит в Киеве(был избран, благодаря Ярославу Мудрому, духовенством, а не назначен константинопольским патриархом).Автор «Слова о законе и благодати» - одного из древнейших памятников древнерусской литературы. В этом сочинении он противопоставил идее политической и идейной гегемонии Византии в христианском мире идею равноправия всех христианских народов, а всемирную историю истолковал как процесс постепенного приобщения к христианству разных народов. |
По поручению Ярослава многочисленным писцам поручается перевод и переписка книг, составивших первую библиотеку на Руси в храме св. Софии (заложен в этом же году). | |
1054 -1125 | Владимир Всеволодович Мономах.С 1074 князь Черниговский. С 1113 великий князь Киевский. Период правления Мономаха – времявозвышения Киевской Руси, укрепление ее могущества и авторитета. Внук Ярослава Мудрого и византийского императора Мономаха. Автор «Устава» и «Поучения» - литературных памятников Древней Руси. |
Строительство в Новогородском Кремле его древнейшего Софийского собора. | |
1045-1099 | Сид Компеадор (Родриго Диас де Бивар) – кастильский рыцарь, нац. герой Испании эпохи Реконкисты, освободитель Валенсии. Прославлен в эпической поэме «Песнь о моем Сиде». |
В Зап. Европе становится известен «Кодекс Юстиниана» (до этого использовался «Кодекс Феодосия»). | |
1050-1120 | Иоанн Расцелин – франц. философ и теолог, основатель средневекового номинализма.[95] Отрицал реальное существование универсалий (общих понятий). Считал, что существуют лишь единичные вещи. Универсалии – это имена вещей, они существуют только как «звуки голоса». Был учителем Абеляра. |
Основание Антонием Печерским (983-1073) первого на Руси мужского Киево-Печерского монастыря – в XI-XIX вв. крупного религиозного и культурного центра, где велись летописи, имелась типография, иконописная мастерская и школа. | |
Разделение (схизма) христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую). | |
«Остромирово евангелие» написано в Новгороде дьяком Григорием для посадника Остромира. Древнейший из сохранившихся письменных памятников Древней Руси. | |
Составление в 40-70-х годах века древнейших летописных сводов в Киеве и Новгороде (не сохранились)[96]. | |
Введение на Руси первого монастырского устава, т.н. «Студийского устава», игуменом Киево-Печерского монастыря Феодосием Печерским, одним из его основателей. | |
1073, 1076 | «Изборники» князя Святослава Ярославовича. |
Во второй половине века налаживается на Руси производстворукописных книг. | |
60-90 гг. | Строительство соборов романского стиля во многих городах Европы (их строительство, продолжавшееся длительное время, постепенно дополняется сначала элементами готики, а позднее они приобретают, преимущественно, готический характер.) |
Основание университета в Парме. | |
Основание высшей школы в Багдаде – центре арабской культуры и науки. | |
«Песнь о Роланде» - французский героический эпос. Появление в Англии шпильманов - бродячих музыкантов и циркачей; не церковные, а мажорные, мелодии. | |
1068-1121 | Гийом де Шампо - французский философ-мистик, представительраннего реализма, епископ. Друг Бернарда Клервосского и противник Абеляра. Основал богословскую школу при монастыре Сен-Виктора в Париже, ставшую важным центром мистической теологии. Представители этой школы знали Аристотеля по арабским источникам, явившись в этом отношении предшественниками схоластики. Использовали труды античных мыслителей, в частности «Тимей» Платона для обоснования принципов средневекового «реализма», а также считали себя последователями Демокрита и Эпикура и возродили идеи античного атомизма. Так, например, философ-схоласт, Гильом из Конша, являвшийся членом этой школы, по утверждению Иоанна Сольсберийского, заменил религиозное учение о сотворении мира учением Демокрита об атомах. Расцвет этой школы был связан с деятельностью Гуго Сен-Викторского и Ришара Сен- Викторского. |
Основание рыцарского ордена иоаннитов (госпитальеров). | |
«Изборник» Святослава Ярославича (одна из древнейших русских рукописных книг). | |
Школа правоведения в Болонье. | |
Технические достижения | |
Ветряные мельницы в Европе. Ножной ткацкий станок. Использование тяжелого плуга. Распространение компаса. Вращающийся штурвал. | |
Чума в Европе | |
Начало раздробления Киевской Руси | |
Собор Сан Марко в Венеции. | |
1096-99 | 1-й Крестовый поход |
Завоевание Иерусалима крестоносцами под предводительством Готфрида Бульонского. Создание Иерусалимского королевства. | |
КонецXI в. | Радульф Арденский в своем сочинении “Spekulum universale” впервые в Средние века разделяет знания на четыре группы и классифицирует при этом (по аналогии с семью свободными искусствами») семь «механических искусств»: 1) victuaria – (сельское хозяйство, рыбная ловля и др.) 2) lanifikaria – ткачество; 3) archtectoria – архитектура (подразделяющаяся на cementaria – каменных дел мастерство, carpentaria – деревянное строительство; fabrile – ремесленные работы; maleatoria – стенная роспись, fusoria – литье, excsklusoria – скульптурные работы; 4) sufragatoria – вспомогательные средства – инструменты для работ, средства передвижения и т. п. 5) medecinaria – медицина; 6) negotiatoria – торговля; 7) patroginaria – военное дело. В XII веке Гуго Сен- Викторский даст их развернутую хактеристику. Ириней – правовед из Болоньи окончательно восстанавливает в целостности «Кодекс Юстиниана»(Corpus Juris Civils),он был канонической основой всех правовых систем европейских государств вплоть до XVIII века. |
XII
ВЕК
Франция – формирование единого государства. Завоевание юга Франции северофранцузскими феодалами. Укрепление королевской власти. Развитие строительства общественных зданий в городах: соборов, ратуш, рынков, больниц, складов, строительство мостовых (в Париже, на Руси – в Новгороде).
Распад Киевской Руси. Развитие строительства общественных зданий в городах: ратуш, рынков, больниц, складов, строительство мостовых (в Париже и Новгороде).