Глава 5. Роль христиан в гражданской войне в Ливане 1975-1990 гг.

 

Ливанская гражданская война и её результат изменили статус христиан в Ливане и оказали содействие его политическому снижению. Гражданская война началась в 1975 г.; многие историки до сих пор не могут сойтись во мнении касательно её непосредственных причин. Однако, Бренда Сивер указала на пару событий, которые могут быть связаны с началом гражданской войны.

 

Первое событие произошло в феврале 1975 г., когда объединения ливанских рыбаков в Сидоне, Шине и Триполи выступили против учреждения Protein Company (Протеин компани), современной высокотехнологичной монополистической рыбацкой компании, в значительной степени принадлежавшей бывшему президенту Камилю Шамуну, маронитскому христианину.

Бренда Сивер добавила, что армия открыла огонь по протестующим, смертельно ранив Ма'руфа Саада, мусульманина-суннита, лидера популярной наззаритской организации Сидона.

В продолжение данных событий фактически в каждом крупном городе Ливана разразились уличные демонстрации и стычки между христианскими войсками и бандитами, которым помогали палестинские солдаты.

Согласно Сиверу, 13 апреля 1975 г. неизвестными противниками была предпринята попытка убить Пьера Жемайеля, лидера фалангистов, во время его присутствия на посвящении в новой церкви христианского бейрутского пригорода Аин Румана. Жемайель выжил, но трое его телохранителей погибли. Сивер добавил, что группа маронитских ополченцев в Айне Аль-Румане приняла ответные меры, заманив в засаду автобус с палестинцами на пути к лагерю беженцев Тель-Aль-За'атар и расправившись с двадцатью семью пассажирами. Инцидент повлёк за собой тяжёлую повсеместную борьбу между фалангистами с одной стороны и палестинскими ополченцами и левыми мусульманами с другой, приводя к более чем 300 смертельным случаям через каждые три дня. Первое происшествие подчеркнуло беспокойство мусульман за привилегии, которыми наслаждалась христианская элита. Протест состоялся не столько по причине открытия компании, сколько потому, что она принадлежала одному из христианских политических агентов. Более того, оное вызвало громкое неодобрение мусульманскими лидерами христианских богатств и привилегий.

После Каирского соглашения в 1969 г., которое одобрило оснащение палестинцев оружием в Ливане, христиане рассматривали их дальнейшее присутствие в стране как серьёзную угрозу.

Вышеуказанные инциденты были не единственными факторами, которые повлекли за собой гражданскую войну.

Националистическая натура Ливана сыграла ключевую роль в формировании неизбежной гражданской войны.

Твефик Халаф отметил, что у христиан была скрытая повестка дня, когда вспыхнула борьба между фалангистами и палестинцами. Фалангисты хотели продержаться несколько дней, а затем вовлечь ливанскую армию в иорданскую кампанию, направленную против палестинцев.

Христиане могут быть косвенно обвинены в разжигании гражданской войны вследствие того, что требования мусульман о равенстве не находили отклика. В результате 15-летнего мусульманского бойкота ливанского государства во время французского мандата сложилось значительное нарушение равновесия, возникновению которого, главным образом, послужили христиане.

Нарушение равновесия было хорошо заметно и в независимой республике: те, кто начинали работать на госслужбе в 1930-е годы, могли уходить в отставку по возрасту лишь в 1960-х гг. Это послужило хорошим объяснением причины христианского контроля над государственными службами.

В пятидесятых годах марониты и греческие католики мелкиты, а также мусульмане-сунниты представляли себя в свете за счёт шиитов. Поскольку мусульмане отставали в университетском образовании, мусульманские партии, организации и другие представители являлись ревностными борцами за принцип пропорциональности, цитируя при этом статью 95 Конституции, которая предусматривала соответствующее распределение должностей государственной службы среди сообществ.

Христиане, с их образовательными преимуществами, отклонили мусульманское требование, цитируя, в свою очередь, статью 12 Конституции, которая предусматривала равный доступ граждан к государственной службе, а единственными критериями отбора - заслугу и способности.

Вышеупомянутый пример служит прекрасным объяснением того, что различная интерпретация конституции христианами и мусульманами послужила возникновению конфликта между ними.

Бренда Сивер раскритиковала действия христианских ополченцев, которые, казалось, были направлены против руководителей ливанским фронтом. Хассан Хэйдж ссылался на печально известные злодеяния, совершённые христианами 6 декабря 1975 г. В этот день, который позднее стал известен как "Чёрная суббота", более двухсот человек-мусульман были жестоко убиты христианами. Обычно данное происшествие объяснялось актом мести за убийство последних на мусульманских землях.

Саймон Хэддэд зафиксировал убийство палестинских беженцев в Таль Аль За'атаре в 1976 г. и в Сабре и Шатиле (лагеря) в 1982 г. Рекс Брайнен подсчитал, что христианами были уничтожены около тысячи палестинцев и ливанских мусульман, а ещё двадцать тысяч - выселены из охраняемых палестинских районов Аль-Карантины и трущоб Аль-Маслаха.

1975-1990 гг. были мрачным временем для христиан по причине зверств христианского ополчения и злодеяний, причинённых христианам мусульманами и палестинцами. Чарльз Сеннотт вспоминал об одном сельском жителе-христианине Майкле Абу Абделле из Дамура. Абу Абделла помнил все те нападения, которые опустошали его христианскую деревню и заставляли множество людей спасаться бегством.

Во время израильского вторжения в Ливан в 1982 г. фракция фалангистов во главе с Эли Обекой напала на палестинские лагеря беженцев Сабру и Шатилу и уничтожила около тысячи безоружных беженцев, включая женщин, детей и стариков. Израиль был обвинен в том, что он не предпринял каких-либо мер по пресечению вышесказанного до того, как все это началось.

Однако ливанские силы отрицали причастность Израиля, и совсем недавно родственники жертв направили уголовное дело в Верховный Суд Бельгии против нынешнего израильского премьер-министра Ариэля Шарона, который был министром обороны во время нападения 1982 г.

Глава 6. Причины снижения христианского статуса в Ливане.

Снижение христианского могущества в Ливане было вызвано четырьмя факторами: во-первых, типичной борьбой с врагом в лице мусульман; во-вторых, внутренним разделением и противостоянием христиан по отношению друг к другу; в-третьих, иностранной интервенцией; и в-четвёртых, добровольной и принудительной эмиграцией христиан.

Политический и социальный упадок христиан можно проследить по ходу их борьбы с мусульманским большинством. Христиане были измучены войной с мусульманами. Фаваз Джорджес отметил - Латиф Абуль-Хусн полагал, что война 1975 г. вращалась вокруг трёх главных вопросов: реформы в политической системе, национальной идентичности Ливана и ливанского суверенитета.

Согласно Абулю-Хусну, христиане могли вступить в конфликт с мусульманами по причине трёх вышеуказанных вопросов. Мусульмане желали провести реформу политической системы, которая благоволила христианам. Они же хотели перевести своё превосходство в численности на политическую власть. Мусульмане желали установить такую систему, которая контролировалась бы ими самими. Более того, они рассматривали христиан как препятствие для формирования исламского государства, подобного остальным ближневосточным странам. Между диалогом и войной мусульмане выбрали последнее, исходя из того, что христиане продолжали игнорировать их недовольства. Для христиан война оказалась более разрушительной, нежели для мусульман.

В 1983 г. в горах разразилась широкомасштабная война между фалангистами и друзами. Последние одержали победу, не видя особых различий между христианскими сторонниками и противниками. Было разорено около шестидесяти деревень, убито огромное количество мирных жителей, а десятки тысяч человек были изгнаны и обращены в бегство. Духовный лидер друзов, шейх Абу Шакра, подвёл итог преисполенному жестокостью этапу гражданской войны, заявив о том, что христиане больше никогда не будут жить на Друзской горе. Для последних же данное бедствие было сравнимо с происшествием в 1985 г. в Шуфе, где около пятидесяти христианских деревень было стёрто с лица земли.

Теодор Хэнф обратил внимание на радикальные изменения в южном районе Ливанской горы, в верхнем Метне, в области Алея и в Шуфе. В 1975 г. христиане составляли добрую половину населения; десятилетие спустя - около 1-го процента. За первые два года столкновения христиане были сброшены с прибрежной полосы, уничтожены с определённых областей и смещены мусульманами. Произошло ещё несколько войн между христианами и мусульманами, но война 1983 г. получила известность, как одна из наиболее примечательных столкновений, которая повлекла за собою массовое истребление христиан и изгнание последних с горных областей.

В завершение гражданской войны в 1990 г., как только христиано-мусульманские отношения стали улучшаться, христиане постепенно возвращались в свои деревни. Правительство даже начало оказывать им финансовую поддержку в реставрации жилищ или постройке новых домов.

Борьба с мусульманами вынудила христиан медленно сдать свои позиции в традиционном захвате власти и сподвигла их на эмиграцию ради поиска лучшего будущего.

Снижение христианской власти в Ливане также может быть вызвано внутренней борьбой и противоречиями между самими христианами. Фалангисты понимали, что маронитский политический плюрализм, возможно, должен быть разрешён, но господство над военным ополчением обязано находиться в руках одной власти, и эта власть должна была быть их. Исходя из этого, фалангисты стремились разрушить независимую власть двух своих партнёров, Франжийи и Либеральной национальной партии. Отношения с Франжийей начали ухудшаться сразу после того, как фалангисты опровергли свою связь с Сирией.

Фалангисты стремились расширить сферу своего влияния вплоть до Северного Ливана и подорвать тем самым семейную экономическую базу Фрэнджийи, не считаясь с правом последней повысить налоги в мощном индустрализированном районе вокруг Чекки, к югу от Триполи. Фрэнджийя ответила на это убийством главы организации фалангистов- Джуда Баеха. Последние предприняли ответные меры: обстреляв дом Тони Фрэнджийи в деревне Эден, они убили его вместе с его ближайшими родственниками в июне 1978 г. Итамар Рабинович размышлял над вопросом, являлось ли то убийство запланированным; было очевидно, что чрезмерная жестокость расколола христианский лагерь. Фрэнджийя обвинила ливанские силы в сотрудничестве с Израилем и решила примкнуть к Сирии.

В 1980 г. ополчение Башира Жемайеля разгромило военную инфраструктуру Тигров, милицию Национальной Либеральной партии, в Бейрутской области. Фалангисты стремились расширить своё влияние, а также демографическую и территориальную базы, путём становления представительной властью для всех ливанских христиан и не только для маронитов.

31 января 1990 г., после того, как ливанские силы объявили о своём неохотном одобрении соглашения Та'Ифа, Мишель Аун должен был укрепить свою позицию с христианским избирательным округом. Он попытался взять под контроль небольшую христианскую область между Бейрутом и Жебэйлем, но в процессе лишь развернул христианскую гражданскую войну в январе 1990 г. Кайл Эллис прокомментировал, что конфликт продлился до июля того года и закончился без однозначной победы Ауна. До прекращения войны в середине марта почти 750 гражданских лиц были убиты и 3 000 ранены, но ливанские силы продолжали поддерживать новое соглашение. Эллис отметил, что война имела отрицательные последствия для политики христианского сообщества, а материальный ущерб, причинённый ею, составил 1,2 миллиарда долларов.

Другой причиной снижения христианского влияния на Ливан послужило то, что не все христиане лелеяли мечту о христианском государстве. Например, христианские представители в партии ливанских коммунистов и национальной прогрессивной партии стремились к несветской политической системе и призывали к отмене той политической системы, которая существовала на религиозной основе. Теодор Хэнф отметил, что гражданская война между христианскими сообществами ослабила их намного больше, нежели все предыдущие нападения ливанских и иностранных враждебных сил.

Снижению христианского статуса также послужили и связи с иностранными державами. По словам главного ливанского обозревателя, Гэссана Туени, это было ещё одной войной. Ливан использовался в качестве поля битвы для продолжающихся столкновений на Ближнем Востоке со сверхмощными державами-конкурентами, что привело к холодной войне.

Эял Зиссер отметил, что крепкие отношения между Израилем и ливанскими маронитами послужили поводом для гражданской войны в Ливане в 1975 г. Эял также добавил о существующем убеждении в том, что евреи и марониты должны были "подделывать" свои отношения под сильный союз ради отражения агрессивных мусульмано-арабских атак.

Бренда Сивер предположила, что без палестинцев ливанская система могла бы сохраниться: по крайней мере, если бы не существовало проблемы с палестинцами, то было бы уделено гораздо больше времени высшим слоям общества, и появился бы тот, кто, возможно, справился бы с трудностями модернизации, продолжая шихабскую традицию социальных изменений и проводя умеренные реформы в политике. Бренда Сивер привела точный анализ палестинского вклада в разрушение ливанской политической системы. Возможно, палестинцы попытались превратить Ливан в альтернативное постоянное государство в качестве компенсации за свою родину. Вмешательство палестинцев только ухудшало и без того напряжённые отношения между христианами и мусульманами.

Несмотря на несколько эпизодических гражданских войн между последними, всё население в целом сотрудничало друг с другом в течение многих столетий.

Большую роль в снижении христианского статуса в Ливане сыграло и Сирийское государство, несмотря на то, что его войска принимали участие в войне 1976 г. в качестве союзника христиан. Когда в 1976 г. ливанское Национальное движение ЛМН, которое боролось с христианскими силами, уже собиралось одержать победу над ними, то в войну вмешались сирийцы, считая своим долгом помочь христианам.

Гэссан Хэдж рассмотрел причины вышеуказанной помощи со стороны сирийцев: без сомнения, это было сделано ими ради пресечения создания мини-христианского государства, которое пришлось бы на территории, контролируемые сирийцами.

Важно отметить то, что Сирия помогла христианам обеспечить точку опоры в Ливане.

Однако христианские лидеры, которые управляли Ливаном в начале гражданской войны, были не в состоянии предвидеть значение дружественного вмешательства Сирии в Ливан. Рекс Брайнен отметил, что крупная военная интервенция сирийцев в Ливан послужила ливанской гражданской войной для перенявших арабскую сущность людей, существенно перемещая конфликт с начальных ливанских социальных и политических баз на более широкую региональную арену.

"Медовый месяц" между христианами и сирийцами длился недолго. Гэссан Хэдж отметил, что сразу после поездки египетского президента Анвара Садата в Иерусалим появился израильский план мирного урегулирования (известный также, как "Начальный план"), учитывающий положение христианских правых, а именно, фалангистов. Их не смущала возможность быстрого ополчения против Сирии.

7 февраля 1978 г. возникла ограниченная вооруженная конфронтация между сирийцами и некоторыми христианскими подразделениями ливанской армии. Вскоре эта конфронтация переросла в крупномасштабную войну. Начальный план позволял Израилю занять Южный Ливан, пока окончательное решение не воспрепятствует возвращению палестинских партизанов. Христиане в лице Ливанского фронта посчитали присутствие палестинцев в Ливане экстремистким и призвали к устранению палестинской армии. Сирия была в ярости на христиан, очевидно, стоящих на стороне Израиля, и начала бомбардировку христианских кварталов в Бейруте.

Гэссан Хэдж назвал причину сирийской агрессии: она заключалась в разочаровании сирийского президента Ассада по отношению к правым христианам, спасённых и тщательно оберегаемых им, но теперь же с лёгкостью отдаляющихся от него.

В 1978 г. существовало мнение, что сирийцы и мусульмане желали истребить ливанскую уникальность и пребывание в Ливане христиан. Это принудило Камиля Шамуна обратиться к "цивилизованному миру" с просьбой остановить сирийскую бомбардировку христианской местности.

Христиане заплатили высокую цену за политические ошибки своих лидеров. Последние не предвидели, что Сирия потребует безоговорочной поддержки собственной политики, которая, в свою очередь, одобряла присутствие палестинцев на юге, что не соответствовало принципу свободного христианина в Ливане. Горожане терпели неудачу каждый раз, когда их лидеры не соглашались с Сирией или с мусульманскими ополченцами, а именно - с ливанским национальным движением.

Между ливанскими христианами и сирийскими мусульманами вместе с многочисленной иранской революционной гвардией (Хезболла) завязался конфликт: борьба за Ливан проводилась между маронитскими лидерами в Восточном Бейруте и Хафизом аль-Асадом в Дамаске. После окончания гражданской войны в 1990 г., политическая власть христиан сократилась ещё сильнее. Алан Джордж описал, как марониты были оттеснены с передовых позиций: “Их избирательное представительство на политической арене было ликвидировано, а также осуществились указы об аресте и ссылке идеологических лидеров.”

Положение христиан усугубилось ещё сильнее, когда главный союзник в прошлом, США, не попытался убедить Сирию начать отступление. В 1958 г. Соединенные Штаты поспешили к президенту Камилю Шамуну, чтобы помочь в подавлении восстания, которое было организовано мусульманами и последователями бывшего египетского президента Абделя Нассера. Однако, позднее, США отказались от участия в жизни Ливана вследствие того, что американское посольство в Айне аль-Мрейссе было уничтожено террористом-смертником, убившим более, чем 60 человек. Шесть месяцев спустя террористы-смертники совершили синхронную атаку многонациональных сил, которые прибыли годом ранее по требованию президента Амина Жемайеля.

Результаты нападений оказались разрушительными: 58 французских парашютистов и 241 американский морской пехотинец были убиты. В итоге американцы вышли из Ливана.

Ливанским христианам было неловко отказывать Соединенным Штатам в требовании вывести сирийские войска из Ливана. Хосе Нэвэлпотро отметил, что США полагали, будто график для сирийского вывода войск находился под вопросом, решить который должны были Дамаск и Бейрут. Он добавил, что Вашингтон не рассматривает данный вопрос, как важную проблему общей стабильности Ближнего Востока или как ключевой предмет обсуждения, который должен быть решен в арабско-израильском мирном процессе.

Массовая эмиграция ливанских христиан также способствовала снижению христианского статуса в Ливане. Из страны бежали, как христиане, так и мусульмане, но первых из покинувших Ливан оказалось куда больше. Из ливанского населения, до войны составлявшего примерно 4 миллионов, эмигрировало 700 000 чел., 500 000 из которых были христиане. Возникает вопрос, сколько же христиан осталось в стране, но никаких официальных показателей нет - существует лишь приблизительная оценка в 1 миллион жителей или 25 процентов всей страны, то есть, меньше, чем половина от 60-процентного населения начала 1970-ых.

Уилльям Харрис проследил снижение численности христиан в течение нескольких лет.

1911 - 79% христиан;
1921 - 55%
1932 - 51%
1943 - 52%
1970 - 42%
1990 - 35%
2008 - 25%
Трудно увидеть текущее снижение статуса христиант????. Весьма вероятно, что численность христиан станет незначительной лет через 50, и, таким образом, их существование на Ближнем Востоке будет находиться в рискованном положении. Христианам не хватает многочисленности, чтобы иметь законное основание для разделения власти с мусульманами. Чарльз М. Сэннотт цитирует христианского адвоката Нехматалла Абу Назра, обсуждающего результаты христианской миграции: "Имея возможность, христиане уезжают на Запад или попросту убегают от войн", - говорит он, - "соответственно, здесь они теряют всё больше влияния, а затем и вовсе боятся возвратиться. Это происходит практически само по себе ".

Переселение многих ливанских христиан в самом деле способствовало упадку их политического влияния в стране, где они имели обыкновение быть в большинстве. Добровольная миграция приравнивается к факту, что тысячи и тысячи христиан умирали во время войн или сталкивались с изгнанием из собственных домов и земель. Маронитский патриарх, Кардинал Нзралла Бутрус Сфеир, выражает недовольство, что рост нехристианской иммиграции в Ливан вместе с недавним решением правительства предоставить гражданство немалому количеству мусульман, способствует понижению христианских прав в Ливане.

Глава 7. Окончание ливанской гражданской войны и Таифское соглашение как "соломинка для утопающего".

Ливанская гражданская война завершилась в 1990 г. после поражения ливанского армейского лидера Аоуна сирийскими вооруженными силами. Уильям Харрис рассмотрел крах автономного христианского анклава Восточного Бейрута как удар по христианской власти в Ливане.

 

13 апреля христиане столкнулись не просто с трагическим концом своей автономии, но и с выполнением Таифского соглашения, которое уменьшало их власть в пользу мусульман.

30-ого сентября 1989 г. план Лиги арабских государств, в дальнейшем именуемый Таифским соглашением, был подписан в курортном городке Та'иф. Среди 62-ух ливанских членов парламента, 85-и % выживших из 73 участников, которые встретились в Саудовской Аравии, были 31 христианский и 31 мусульманский представители. Многие из христиан рассмотрели данное соглашение как единственный случай, который запечатлил их падение. Соглашение объединило страну, но было не в состоянии дать христианам необходимую гарантию выживания.

После Таифского соглашения более честолюбивые исламские лидеры нашли возможность укрепить свою политическую победу и постепенно устранили христианских представителей из национального правительства. Католические лидеры были категорически против нового соглашения. Хосе Нэвэлпотро писал, что кардинал Сфеир поставил данный вопрос ребром. "Что может послужить стимулом для отстаивания ливанской независимости, если у нас нет хорошей поддержки со стороны христиан в правительстве?" - спрашивал он. "И может ли вообще христианское меньшинство надеяться на выживание в одной небольшой стране, иначе говоря, в "исламском океане", находясь бок-о-бок со своими мусульманскими соседями без ясного на то соглашения с их стороны?"

В таифском соглашении выделены три особенности: во-первых, новая преамбула конституции недвусмысленно подчёркивает арабскую идентичность Ливана и его принадлежность к арабскому миру; во-вторых, как гласит преамбула, система Ливана должна быть основана на социальной справедливости и равенстве между всеми гражданами в правах и обязанностях, исключая любые дифференцирования и предпочтения; в-третьих, она призывает к отмене политического сектантства.

Сами Офеиш утверждал, что Та'иф обратился к причинам ливанской гражданской войны. Статья 24 Таифского соглашения представляет собой руководящие принципы сектантского распределения мест в парламенте. Данная статья подтверждает, что до того времени, пока парламент не рассмотрел избирательные законы, которые объединяли бы все религии, места в парламенте должны быть распределены одинаково между христианами и мусульманами.

Сами Офеиш прокомментировал, что принципы сектантского "пропорционального представительства" не были достаточно осуществлены в прошлом и не располагали к демографическим изменениям, свидетельствуя о мусульманах, как о числовом большинстве с 1960-ых гг.

Таифское соглашение улучшило положение премьер-министра за счёт традиционных президентских функций. Согласно статье 64, премьер-министром теперь является тот, кто возглавляет правительство и действует как его представитель. Срок парламентского спикера (шиита) отныне растягивается на четыре года вместо одного, как было сказано в статье 44.

Маронитское президентство являлось всё более символичным. Сами Офеиш писал: ‘Несмотря на то, что президент - всё ещё глава государства (Статья 49), его исполнительная власть принадлежит совету министров (Статья 17), а для того, чтобы принять какое-либо решение, президент должен для начала переговорить с советом и с премьер-министром.”

Как видим, три президента одинаково управляют Ливаном: президент республики, президент Совета министров и президент палаты депутатов. Важно увидеть то, что Та'иф снизил христианскую политическую власть в Ливане в пользу мусульман.

Кристина Асмар поняла, что Таифское соглашение не предоставило каких-либо решений ливанской политической власти: Та'иф должен был вызвать "оттепель" в межконфессиональных военных действиях, но, скорее всего, вместо этого он лишь заморозил враждебность, способствуя восстановлению центрального правительства и оставляя нерешёнными жизненные проблемы межконфессиональных отношений, особенно на уровне "улицы".

Одним из последствий Таифского соглашения было подписание договора о братстве, сотрудничестве и согласии между Сирией и Ливаном. Большинство христиан было обеспокоено данным соглашением. Уильям Харрис прокомментировал христианскую позицию против Та'ифа: “Большинство христиан отклонило Таифский режим потому, что они чувствовали себя отчуждёнными и от христианских участников правительства, и от других христианских сторон, преимущественно от Ката'иба и ЛФ, которые приняли новый порядок, но были не согласны с деталями.”

В 1992 г. христиане бойкотировали первые выборы после принятия Таифского соглашения. Джудит Хэрик отметила, что ливанское маронитское сообщество опасалось подписания новым парламентом таких законов, которые положили бы конец его привилегированному положению в ливанском обществе и политике. Марониты требовали изгнания сирийцев из Ливана и полагали, что выборы, проведённые перед сирийским отъездом, могли проходить незаконно под влиянием последних. Джудит Хэрик также заявила, что христиане бойкотировали выборы 1992 г. потому, что чувствовали, что новый парламент не будет представлять их интересы.

Христианские опасения подтвердились: в 1993 г. в президенты был избран сторонник сирийцев. Новый парламент после 1990 г. не включал в себя убеждённых христианских националистов, как раньше. На последних выборах в 2000 г. было избрано лишь небольшое количество националистов-христиан в отличие от 1972 г., где большинство христианских членов парламента были националистами.

Снижение политического влияния христиан совпало с экономическим ростом мусульман. Хосе Нэвэлпотро писал: “В режиме Харири финансовая помощь, поступающая в страну из других арабских стран, была направлена в те учреждения, которые находились под мусульманским контролем.”

Долгое время христианского финансового превосходства над мусульманами, наконец, завершилось.

Другие арабские страны в финансовом отношении помогают мусульманским учреждениям. Мусульманские материальные блага удвоились, начиная с конца гражданской войны в 1990 г. Не секрет, что частной компании текущего премьер-министра Рафика Харири "Solidaire" (с фран. “Солидарность”) принадлежит центральный деловой район Бейрута. Более того, она оплачивает все основные государственные строительные работы. Новое мусульманское благосостояние выделяет новую финансовую и политическую власть для мусульман. Кроме того, бедная шиитская область Юга всё больше привлекает к себе внимание правительства и заграничных предприятий.

Христианские лидеры, которые остаются в активной позиции Ливана, страстно желают новых переговоров. То желание основано на осознании быстрой потери политического влияния. Основные учреждения, которые могли бы предложить им доступ к власти, отныне закрыты для христиан или, по крайней мере, могут предоставить только надежду на незначительную роль.

Хосе Нэвэлпотро заметил недостаток прочного христианского лидерства: прежний ливанский командующий армией Мишель Аоун находился в изгнании во Франции, бывший президент Амин Жемайель проживал в Соединенных Штатах в течение нескольких лет после того, как пришёл конец его президентству в 1988 г., а Дори Шамун, сменивший убитого брата Дэнни, был неспособен установить план длительных и стратегических действий, которое смогли бы дать новую надежду его последователям. В 2000 г. семья Жемайелей, наконец, вернулась, и сын Амина Жемайеля Пьер был избран в парламент в конце этого же года.

Отсутствие хорошего лидера не позволяет христианскому сообществу обладать таким же мощным влиянием, как раньше. Оно может снизиться еще больше, если место достойного лидера, который мобилизует своё сообщество и не даст ему погибнуть, так и останется пустым. Ещё одна значительная персона среди христиан, Самир Гигеа, лидер ливанского ополчения, в настоящее время находится в тюрьме. Нэвэлпотро писал, что в марте 1994 г. правительство объявило его партию вне закона и, соответственно, арестовало его. Он обвинялся в организации взрыва католической церкви в Бейруте и в убийстве Дэнни Шамуна.

Католические епископы открыто и обличающе заявили по поводу тюремного заключения Гигеи о том, что правительство не предоставило доказательств, которые смогли бы подтвердить вынесенные обвинения. Начиная с формального окончания ливанской гражданской войны 13 октября 1990 г., множество характерных моментов свидетельствовало о разрушении христианского влияния на страну.

Октябрь 1990 года - Дэнни Шамун, ключевой лидер среди христиан-маронитов, был убит вместе со своей семьей.

Май 1991 года - Патриарх Сфейр осуждает соглашение между Сирией и Ливаном, заявив, что оно ставит под угрозу суверенитет страны и подрывает "национальный пакт" 1943 года.

Август - Генерал Мишель Аун, христианский лидер, превратившийся в национального торговца властью, отправляется в изгнание во Францию. Ему запрещено возвращаться в Ливан в течение пяти лет.

Сентябрь 1992 г. - католики организуют бойкот выборов в законодательные органы; от 70 и до 85-ти % всех католиков отказываются участвовать. Был избран один христианский представитель, получив лишь сорок голосов.

Май 1993 г. - выспыхивают антикатолические восстания в области Шауф. Епископы Ливана высказываются против закупки земель в христианских окрестностях, указывая на изменение демографических представителей нации.

Июнь 1993 г. - трое террористов умирают из-за преждевременного взрыва бомбы, которую они готовили на месте встречи православных и католических священников.

 

Октябрь 1993 г.- христианские политические лидеры подверглись серии арестов; несколько из них были взяты в Дамаске, где их и удерживают по сей день.

 

Декабрь 1993 г. - в Mansourieh осквернено христианское кладбище, очевидно, это было сделано с целью убедить христиан в том, что они не должны праздновать Рождество.

Февраль 1994 г. - во время церковной службы взрывается бомба, заложенная в католической церкви, восемь прихожан убиты; данный терракт произошёл спустя несколько дней после массового убийства мусульман израильским экстремистом в Хевроне.

Июнь 1994 г. - премьер-министр Харири приказал закрыть телевидение ICN и ежедневную газету Нида-аль-Ватан (Nida'al Watan) после того, как они опубликовали беспокойство христиан о закупке земель премьер-министром в традиционно христианских областях.

Июль 1994 г. - маронитские епископы снова обращают внимание на потерю равновесия между христианами и мусульманами в национальном правительстве.

Январь 2000 г. - группа исламских боевиков штурмовала христианскую деревню, убив одного из жителя во время привлечения к борьбе с ливанской армией.

Сентябрь 2000 г. - совет маронитских епископов призывал к выводу войск Сирии из Ливана, высказывая таким образом протест христиан против сирийского присутствия.

Декабрь 2000 г. - Сирия освободила около 50-ти политических заключённых, в основном, ливанских христиан.

Однако, правозащитные организации разместили в сирийских тюрьмах множество ливанских политических заключённых, которых насчитывалось от нескольких сотен до нескольких тысяч.

Август 2001 г. - арест 200 христианских молодых людей после митинга, устроенного с требованием вывода сирийских войск. Прежний советник Самира Гигэи, Твефик Хинди, был тоже арестован, как представитель Аоуна Нэдим Лтеифа. Их обвинили в сотрудничестве с Израилем и в измене.

Сентябрь 2001 г. - совет маронитских епископов вновь призывает к выводу войск и обратился к христианам с просьбой не покидать страну.

Октябрь 2001 г. - две церкви в Сидоне и в Триполи подверглись нападению, лишь еще раз подтверждая тот факт, что христианам всё ещё очень трудно оставаться уверенными в своей безопасности на территории собственной страны.

Январь 2002 г. - бывший командующий армией фалангистов (Ливанские силы) и бывший министр Эли Обека был убит в Бейруте вместе со своими тремя телохранителями.