АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ППО
Противопожарное оборудование
Противопожарное оборудование машины состоит из автоматической системы ППО, ручного огнетушителя ОУ-2 и порошкового огнетушителя ОП-10А.
Автоматическая система ППО предназначена для тушения пожара в отделении силовой установки, ручной огнетушитель— для тушения небольших очагов пожара, а порошковый огнетушитель — для тушения пожара снаружи машины.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ППО
Тушение пожара автоматической системой ППО осуществляется с помощью огнегасящего состава «Хладон 114В2», пары которого, прекращая доступ воздуха к очагу пожара, гасят его.
Система ППО приводится в действие как автоматически, так и ручным включением.
В автоматическом режиме система ППО работает только при включенном выключателе 4 (см. рис. 261) автоматики ППО.
При автоматической работе система обеспечивает:
— сигнализацию о пожаре;
— автоматическое закрытие крышек воздухопритоков и воз-духоотводов;
— прекращение подачи топлива на 20 с, что достаточно для остановки двигателя;
— включение на 20 с водяного насоса пускового подогревателя для прокачки охлаждающей жидкости двигателя;
— задержку подачи огнегасящего состава до остановки двигателя;
— подачу огнегасящего состава в отделение силовой установки;
— повторную подачу огнегасящего состава в отделение силовой установки в случае повторного пожара или неполной ликвидации пожара при первой подаче.
При ручном включении система выдает те же команды, что и при автоматической работе системы.
Рис.276. Схема размещения противопожарного оборудования в машине:
1—огнетушитель ОП-ЮА; 2—насадок; 3—термодатчик № 3; 4—термодатчик № 2; 5, 6, 14 и 15 — штуцеры-распылители; 7—термодатчик № 1; 8—термодатчик № 4; 9—двигатель; 10—релейная коробка КР40-1С; 11—розетка для подключения прибора КПК11-2; 12—баллоны; 13—обратные клапаны
17.1.1. Размещение и устройство системы ППО
Система ППО состоит из;
— двух баллонов 12 (рис. 276), наполненных огнегасящей смесью;
— магистрали трубопроводов с четырьмя штуцерами-распылителями 5, 6, 14 и 15, направленными в зону расположения термодатчиков;
— релейной коробки 10, расположенной на нише четвертого левого колеса в отделении силовой установки;
— четырех термодатчиков 3, 4, 7 и 8, реагирующих на резкое изменение температуры;
— кнопок 1 (рис. 261) ручного включения ППО и контрольных ламп 2 и 3;
— выключателя 4 автоматики ППО;
— вспомогательного оборудования: механизма останова двигателя, механизма задержки сигнала на выпуск огнегасящей смеси и механизма автоматического закрытия крышек воздухо-притоков и воздухоотводов.
Принципиальная схема ППО показана на рис. 279.
Баллоны представляют собой двухлитровые емкости, заправленные составом «Хладон 114В2» (1—0,05 кг), для ускорения истечения которого в баллон добавляется сжатый воздух до давления 7,5—8,5 МПа (75—85 кгс/см2) при температуре 20 °С. Массы заправленного и незаправленного балкона проставлены заводом-изготовителем на обработанных под ключ поверхностях корпуса 4 (рис. 277) головки.
Крепятся баллоны хомутами к перегородке отделения силовой установки слева по ходу машины со стороны боевого отделения.
Баллон имеет головку с сифонной трубкой 11 (рис. 277). Головка баллона состоит из корпуса 4, пробки /, ввернутой в головку с уплотнительным кольцом 14, пробойника 2 с фиксирующим пружинным кольцом 3, шайбы 5 с мембраной 12. В полости пробки 1 устанавливается пиропатрон.
В штуцер головки ввернута пробка 7 с прокладкой 9, закрывающей отверстие, используемое для зарядки баллона хладо-
Рис. 277. Баллон для состава «Хладон 114В2»:
1—пробка; 2—пробойник; 3—фиксирующее пружинное кольцо; 4—корпус головки; 5—шайба с мембраной; 6 и 9—уплотнительные прокладки; 7—пробка; 8— накидная гайка; 10—баллон; И—сифонная трубка; 12—мембрана; 13—штуцер; 14 — уплотнительное кольцо
ном. На штуцер навертывается накидная гайка 8 с уплотнительной прокладкой 6.
В нижней части головки имеется конусная резьба, с помощью которой головка плотно ввертывается в горловину баллона. От баллона в места расположения термодатчиков проложены трубопроводы, заканчивающиеся штуцерами-распылителями. Трубопроводы соединены с баллонами посредством двух обратных клапанов 13 (рис. 276).
Клапаны препятствуют перетеканию огнегасящего состава из одного баллона в другой (отработавший).
Релейная коробка 10 К.Р40-1С представляет собой устройство, в которое входят усилитель сигнала от термодатчиков, группа реле и контакторов.
Коробка выдает электрические сигналы на исполнительные механизмы и на электрозапалы пиропатронов баллонов ППО. Коробка установлена на нише четвертого левого колеса.
Термодатчик представляет собой прибор, реагирующий на резкое повышение температуры в месте его установки, и
Рис. 278. Термодатчик:
1—термопары; 2—корпус термодатчика; 3— штепсельный разъем; 4—крышка корпуса
является датчиком включения автоматики системы ППО.
В корпусе 2 (рис. 278) термодатчика установлена залитая связующим веществом колодка с вмонтированными в нее термопарами 1. На корпусе термодатчика закреплен штепсельный разъем 3, через который термодатчик подключается к релейной коробке КР40-1С. Сверху корпус закрыт крышкой 4, на которой имеется прилив с отверстиями для крепления термодатчика.
Все четыре термодатчика установлены в отделении силовой установки.
На щитке приборов механика-водителя над табличкой 1 БАЛЛОН 2 БАЛЛОН находятся две контрольные лампы зеленого цвета. Свечение ламп свидетельствует об исправности электрозапалов пиропатронов баллонов и о готовности системы ППО к тушению пожара. Лампы загораются при включенных выключателе аккумуляторных батарей и выключателе над табличкой ВЫКЛ. АВТ. ППО. После запуска двигателя лампы гаснут.
Под табличкой 1 БАЛЛОН 2 БАЛЛОН расположены две кнопки для ввода в действие баллонов ППО независимо от положения выключателя ВЫКЛ. АВТ. ППО. Для предотвращения случайного выпуска огнегасящей смеси из баллонов кнопки закрываются опломбированной крышкой.
Выключатель 4 (см. рис. 261) автоматики ППО представляет собой автомат защиты сети АЗС-15. Он предназначен для защиты цепей питания приборов управления ППО и поэтому должен всегда находиться во включенном (верхнем) положении. В выключенное (нижнее) положение он переводится только в случае, приведенном в п. 17.4.1.1.
В состав механизма останова двигателя входят два электромагнита: электромагнит 36 (см. рис. 117) отключения привода управления подачей топлива в двигатель, который разъединяет тягу привода подачи топлива от педали, и электромагнит 17 тяги рычага останова двигателя, который переводит рычаг останова двигателя на топливном насосе высокого давления в положение полного выключения подачи топлива. Первый электромагнит находится над ноликом рядом с педалью подачи топлива, второй — на кронштейне в верхней части двигателя, рядом с ТНВД, и соединен тягой с рычагом останова двигателя.
В состав механизма закрытия крышек воздухопритоков и воздухоотзодов входит электромагнит 20 (рис. 20), который, воздействуя на защелку, разъединяет редуктор подъема крышек с тягами. Крышки под собственным весом опускаются и перекрывают приток и отвод воздуха из отделения силовой установки.
return false">ссылка скрыта
В качестве механизма задержки сигнала на выпуск огнегася-щей смеси при работающем двигателе служит реле 181 (рис. 279), обмотка которого подключена через диоды 180 к линейным выводам генераторов. При работе двигателя, а следовательно, и генераторов, реле включается и своими контактами разрывает цепь, по которой сигнал от коробки КР40-1С должен поступать на электрозапалы пиропатронов баллонов ППО. При остановке двигателя (генераторов) цепь восстанавливается, и сигнал от коробки КР40-1С поступает на электрозапалы пиропатронов баллонов ППО.