АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ППО

Противопожарное оборудование

Противопожарное оборудование машины состоит из автома­тической системы ППО, ручного огнетушителя ОУ-2 и порошко­вого огнетушителя ОП-10А.

Автоматическая система ППО предназначена для тушения пожара в отделении силовой установки, ручной огнетушитель— для тушения небольших очагов пожара, а порошковый огнету­шитель — для тушения пожара снаружи машины.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ППО

Тушение пожара автоматической системой ППО осуществля­ется с помощью огнегасящего состава «Хладон 114В2», пары которого, прекращая доступ воздуха к очагу пожара, гасят его.

Система ППО приводится в действие как автоматически, так и ручным включением.

В автоматическом режиме система ППО работает только при включенном выключателе 4 (см. рис. 261) автоматики ППО.

При автоматической работе система обеспечивает:

— сигнализацию о пожаре;

— автоматическое закрытие крышек воздухопритоков и воз-духоотводов;

— прекращение подачи топлива на 20 с, что достаточно для остановки двигателя;

— включение на 20 с водяного насоса пускового подогрева­теля для прокачки охлаждающей жидкости двигателя;

— задержку подачи огнегасящего состава до остановки дви­гателя;

— подачу огнегасящего состава в отделение силовой уста­новки;

— повторную подачу огнегасящего состава в отделение си­ловой установки в случае повторного пожара или неполной ликвидации пожара при первой подаче.

При ручном включении система выдает те же команды, что и при автоматической работе системы.

 

Рис.276. Схема размещения противопожарного оборудования в машине:

1—огнетушитель ОП-ЮА; 2—насадок; 3—термодатчик № 3; 4—термодатчик № 2; 5, 6, 14 и 15 — штуцеры-распылители; 7—термодатчик № 1; 8—термо­датчик № 4; 9—двигатель; 10—релейная коробка КР40-1С; 11—розетка для подключения прибора КПК11-2; 12—баллоны; 13—обратные клапаны

 

17.1.1. Размещение и устройство системы ППО

Система ППО состоит из;

— двух баллонов 12 (рис. 276), наполненных огнегасящей смесью;

— магистрали трубопроводов с четырьмя штуцерами-распы­лителями 5, 6, 14 и 15, направленными в зону расположения тер­модатчиков;

— релейной коробки 10, расположенной на нише четвертого левого колеса в отделении силовой установки;

— четырех термодатчиков 3, 4, 7 и 8, реагирующих на рез­кое изменение температуры;

— кнопок 1 (рис. 261) ручного включения ППО и контроль­ных ламп 2 и 3;

— выключателя 4 автоматики ППО;

— вспомогательного оборудования: механизма останова двигателя, механизма задержки сигнала на выпуск огнегасящей смеси и механизма автоматического закрытия крышек воздухо-притоков и воздухоотводов.

Принципиальная схема ППО показана на рис. 279.

Баллоны представляют собой двухлитровые емкости, заправ­ленные составом «Хладон 114В2» (1—0,05 кг), для ускорения истечения которого в баллон добавляется сжатый воздух до давления 7,5—8,5 МПа (75—85 кгс/см2) при температуре 20 °С. Массы заправленного и незаправленного балкона проставлены заводом-изготовителем на обработанных под ключ поверхностях корпуса 4 (рис. 277) головки.

Крепятся баллоны хомутами к перегородке отделения сило­вой установки слева по ходу машины со стороны боевого отде­ления.

Баллон имеет головку с сифонной трубкой 11 (рис. 277). Го­ловка баллона состоит из корпуса 4, пробки /, ввернутой в го­ловку с уплотнительным кольцом 14, пробойника 2 с фиксирую­щим пружинным кольцом 3, шайбы 5 с мембраной 12. В поло­сти пробки 1 устанавливается пиропатрон.

В штуцер головки ввернута пробка 7 с прокладкой 9, закры­вающей отверстие, используемое для зарядки баллона хладо-

Рис. 277. Баллон для состава «Хладон 114В2»:

1—пробка; 2—пробойник; 3—фиксирующее пружин­ное кольцо; 4—корпус го­ловки; 5—шайба с мембра­ной; 6 и 9—уплотнительные прокладки; 7—пробка; 8— накидная гайка; 10—бал­лон; И—сифонная трубка; 12—мембрана; 13—штуцер; 14 — уплотнительное коль­цо

 

ном. На штуцер навертывается накид­ная гайка 8 с уплотнительной проклад­кой 6.

В нижней части головки имеется ко­нусная резьба, с помощью которой го­ловка плотно ввертывается в горловину баллона. От баллона в места располо­жения термодатчиков проложены трубо­проводы, заканчивающиеся штуцерами-распылителями. Трубопроводы соедине­ны с баллонами посредством двух об­ратных клапанов 13 (рис. 276).

Клапаны препятствуют перетеканию огнегасящего состава из одного баллона в другой (отработавший).

Релейная коробка 10 К.Р40-1С пред­ставляет собой устройство, в которое входят усилитель сигнала от термодат­чиков, группа реле и контакторов.

Коробка выдает электрические сигна­лы на исполнительные механизмы и на электрозапалы пиропатронов баллонов ППО. Коробка установлена на нише четвертого левого колеса.

Термодатчик представляет собой при­бор, реагирующий на резкое повышение температуры в месте его установки, и

Рис. 278. Термодатчик:

1—термопары; 2—кор­пус термодатчика; 3— штепсельный разъем; 4—крышка корпуса

является датчиком включения автоматики системы ППО.

В корпусе 2 (рис. 278) термодатчика установлена залитая связующим веществом колодка с вмонтированными в нее тер­мопарами 1. На корпусе термодатчика закреплен штепсельный разъем 3, через который термодатчик подключается к релейной коробке КР40-1С. Сверху корпус закрыт крышкой 4, на кото­рой имеется прилив с отверстиями для крепления термодатчика.

Все четыре термодатчика установлены в отделении силовой установки.

На щитке приборов механика-водителя над табличкой 1 БАЛЛОН 2 БАЛЛОН находятся две контрольные лампы зеленого цвета. Свечение ламп свидетельствует об исправности электрозапалов пиропатронов баллонов и о готовности системы ППО к тушению пожара. Лампы загораются при включенных выключателе аккумуляторных батарей и выключателе над таб­личкой ВЫКЛ. АВТ. ППО. После запуска двигателя лампы гас­нут.

Под табличкой 1 БАЛЛОН 2 БАЛЛОН расположены две кнопки для ввода в действие баллонов ППО независимо от по­ложения выключателя ВЫКЛ. АВТ. ППО. Для предотвращения случайного выпуска огнегасящей смеси из баллонов кнопки за­крываются опломбированной крышкой.

Выключатель 4 (см. рис. 261) автоматики ППО представляет собой автомат защиты сети АЗС-15. Он предназначен для защи­ты цепей питания приборов управления ППО и поэтому должен всегда находиться во включенном (верхнем) положении. В вы­ключенное (нижнее) положение он переводится только в случае, приведенном в п. 17.4.1.1.

В состав механизма останова двигателя входят два электро­магнита: электромагнит 36 (см. рис. 117) отключения привода управления подачей топлива в двигатель, который разъединяет тягу привода подачи топлива от педали, и электромагнит 17 тяги рычага останова двигателя, который переводит рычаг ос­танова двигателя на топливном насосе высокого давления в по­ложение полного выключения подачи топлива. Первый электро­магнит находится над ноликом рядом с педалью подачи топли­ва, второй — на кронштейне в верхней части двигателя, рядом с ТНВД, и соединен тягой с рычагом останова двигателя.

В состав механизма закрытия крышек воздухопритоков и воздухоотзодов входит электромагнит 20 (рис. 20), который, воздействуя на защелку, разъединяет редуктор подъема крышек с тягами. Крышки под собственным весом опускаются и пере­крывают приток и отвод воздуха из отделения силовой уста­новки.

return false">ссылка скрыта

 

В качестве механизма задержки сигнала на выпуск огнегася-щей смеси при работающем двигателе служит реле 181 (рис. 279), обмотка которого подключена через диоды 180 к линей­ным выводам генераторов. При работе двигателя, а следова­тельно, и генераторов, реле включается и своими контактами разрывает цепь, по которой сигнал от коробки КР40-1С должен поступать на электрозапалы пиропатронов баллонов ППО. При остановке двигателя (генераторов) цепь восстанавливается, и сигнал от коробки КР40-1С поступает на электрозапалы пиро­патронов баллонов ППО.