Работа с ответами

Журналист старается вести беседу без «Да» и «Нет», не допускать договаривания «до точки» (после чего нужно начинать все сначала). Его не устраивает ответ только на часть вопроса. Если журналист достаточно профессионален и чуток, он мгновенно распознает варианты ответов и немедленно делает из этого выводы.

Различаются ответы:

· полные и неполные;

· обстоятельные и краткие;

· точные и уклончивые;

· демонстрирующие готовность продолжать беседу и нацеленные на ее срыв;

· демонстрирующие дружелюбие или, напротив, – неприятие интервьюера как собеседника;

· исчерпывающие тему и намеренно обрывающие ее.

Большую роль для вдумчивого слушателя играет оценка ответа как пространного или краткого; и то и другое чаще всего не случайно и может дать дополнительную информацию о состоянии течения беседы (благополучном или неблагополучном).

Пространный ответ. Это ответ как бы полностью выговорившегося собеседника; он производит плохое впечатление и дает ненужную паузу. Такой результат получается из-за ошибочно сформулированных вопросов, – чересчур «прозрачных», дающих явную подсказку. Если это произошло, – надо быстро закрыть брешь, заполнить паузу вопросом с информативной вводкой и постараться не повторять ошибок.

Пространный ответ может свидетельствовать о неумении собеседника сконцентрироваться на мысли или о том, что он запутался в рассуждениях и ждет помощи журналиста. Для пользы дела надо помочь собеседнику сформулировать, что ему никак не удается, или просто помочь остановиться человеку, увлекаемому потоком речи. Пространный ответ может быть и уловкой собеседника – попыткой запутать, затушевать суть вопроса, уклониться от него, перевести беседу в иное русло – заговорить журналиста, «заболтать» тему.

Ответ, демонстративно исчерпывающий тему. Случается, собеседник не желая обсуждения какой-то темы, намеренно подчеркивает исчерпанность ответа (например, словами: Вот и все, что я об этом знаю). Если дело клонится к этому, надо быстро выдвинуть встречный вопрос или вопрос конфликтный, попытаться помешать собеседнику по собственной инициативе завершить интервью.

Поучающий ответ. Обычно, такой ответ подает сигнал об общем неблагополучии беседы. Если в нем ощущается враждебность, недоверие, сомнение в целесообразности разговора на предложенную тему, необходимо резко «сменить курс». Попытка начать все сначала лучше, нежели настойчивость и упрямство. Высокомерный, поучающий ответ, к сожалению, весьма часто возникает при общении с журналистами. Он не должен обескураживать. Воспринимать его надо прежде всего как свидетельство особого психологического склада собеседника или его сиюминутного настроения. Ответ-«отповедь» следует принять к сведению как ценную информацию и с ее помощью скорректировать дальнейшую работу.

Ответы, не удовлетворившие репортера: неполные, нечеткие, умышленно невнятные, требуют профессиональной бдительности.

 

6. Отказ от ответа.В самый разгар интервью собеседник вдруг может произнести: «комментариев не будет». Возможно, не желает, чтобы его мнение фиксировалось или враждебно настроен по отношению к репортеру, к его изданию, а, может, просто упрямится или стесняется.

Отказ от ответа – право собеседника, заставить его отвечать – невозможно. Профессионализм – в умении найти правильный подход. Смягчить ситуацию, согласиться (Ваше право), повиниться (Да, конечно, я задал вопрос очень неловко… слишком резко… Я бы и сам не стал на такой вопрос отвечать...) и т. п.). Но еще и попытаться что-то изменить. Прояснить причины, по которым вопрос был задан (Кто как ни вы, сможет, наконец, распутать эту ситуацию?). Уточнить «границы любопытства» (Моему изданию, подробности, собственно, не нужны… по сути – что, собственно, произошло? Это поможет разрешить некоторые недоразумения, отодвинуть инсинуации в адрес вашей фирмы и Вас лично…). В ряде случаев все усилия пропадают даром, ничего не остается, как только распрощаться. Но сразу сдаваться не стоит. Надо обратить внимание на форму отказа. Если собеседник употребляет формулировку «не для записи» – еще не все потеряно. Можно перейти на запись в блокноте и тем самым, продемонстрировать свою уступчивость и предупредительность.

Интервью процесс подвижный, регулируемый. В зависимости от того, как журналист определил характер и причину неудовлетворительного хода беседы, он может прибегнуть к различным способам, чтобы исправить положение.

Очень важно постоянно поддерживать разговорный тон общения для того, чтобы текст интервью впоследствии был имитацией сиюминутного живого общения, был интересен и увлекателен (Говорят, вы сыграли очень важную роль во время… И вы спокойно об этом говорите? Допустим, вам предложили бы… А если бы вас попросили вернуться? Вы хотите сказать, что легко расстались с этой работой? А вы что, сами укоротили свой звездный час только потому... Вы говорите с таким сожалением. Но ведь вы сами сказали... Все думают, что... А на самом деле... Нет? Значит, вы этого хотите?! и т. п.).

Говоря об особенностях творческой личности интервьюера, всегда надеются на исключительные качества журналиста «от Бога»: эмпатию, то есть способность искренне, подлинно «вчувствоваться» в другого человека, и на другое качество – рефлексию, способность рассуждать так же, как и другой, легко переходить на иную, нежели своя, систему мыслительных координат. Тут не место личным прихотям и амбициям журналиста; снисходительно-великодушный, капризный тон исключен в работе. Подобная ошибка сразу же сделает интервью «провальным».

Журналисту очень важно научиться по-настоящему слушать своего собеседника, интересоваться им как человеком. Подлинность трудно сыграть. А сколько раз в обществе раздавались уверенные голоса, что сама профессия интервьюера исключает подлинность, искренность... «Наглые жулики и назойливые недоучки» – такими хлесткими эпитетами, имевшими хождение в 70-е годы прошлого века наградил академик А. Китайгородский всех наших коллег, скопом, обидевшись на какого-то незадачливого интервьюера.