Специфика организации журналистского произведения проявляется в трех типах внутри текстовых связей.

Первый тип – поверхностные связи, наиболее очевидные, те, которые отграничивают текст от иного и поэтому доступны наблюдению в первую очередь. Они обеспечивают «сцепление» микросмыслов, превращая их в некую последовательность текстовых элементов, претендующую на то, чтобы восприниматься как целое. Движение произведения, зародившегося в глубинах творческой личности, вовне, в иное, чтобы заявить о себе как полезной людям сущности, осуществляется, прежде всего, через выстраивание поверхностных связей текста.

Поверхностные связи журналистского текста примечательны тем, что имеют отчетливо выраженный монтажный характер. Он обусловлен тем, что они задаются не только объектом действительности, который отражается в произведении, но и субъектом деятельности – его замыслами, предопределяющими опосредованность отражения.

В журналистике поверхностные связи текста (будь это текст радийный, телевизионный или печатный) едва ли не в равной степени задаются и объектом действительности, и субъектом творчества как носителем определенного замысла. Поэтому и оказывается востребованным в журналистском творчестве такое средство организации текста, как монтаж.

Монтаж – система действий, направленных на объединение поверхностными связями микросмыслов, которые задаются авторским замыслом. В произведении они предъявляются по определенным правилам в виде последовательности текстовых элементов.

Правила монтажа словесного поля журналистского текста:

- Соблюдать четкость представления текстовых элементов в их собственных границах.

- Контролировать, как соотносятся текстовые элементы слоя фактологической информации с текстовыми элементами слоя оценочной, соблюдая пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала.

- Выдержать смысловую, стилистическую, интонационную цельность используемых монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.

Второй тип внутритекстовых отношений выражают собой глубинные связи.

Они возникают между удаленными друг от друга текстовыми элементами, если те ориентированы автором на решение единой задачи. Когда такая задача имеет частный характер и для ее решения нужны текстовые элементы внутри одного информационного слоя, эти связи проявляют себя как интеграл из разрозненных родственных микросмыслов они образуют более крупное смысловое образование – микротему.

Когда же такая задача усложняется, и для ее решения требуются текстовые элементы разных информационных уровней, глубинные связи проявляют себя как интегрально-дифференциальная система. С одной стороны, они объединяют ориентированные на решение общей задачи разноуровневые микросмыслы, создавая внутри пространства текста отчетливо различимые смысловые поля – под темы. А с другой – отграничивают эти поля друг от друга, предопределяя тем самым последовательность подтем.

Если следовать логике Лосева А.Ф., содержание произведения есть сущность, выразившая себя (ставшая в ином) через структурирование заданных авторским замыслом микросмыслов на основе их поверхностных и глубинных связей. Отношения формы и содержания выступают здесь как диалектическое единство, благодаря которому сначала текст существует в виде замысла, а затем начинает быть, заявляя о себе как о целостности.

Композиция – алгоритм объединения глубинными связями микросмыслов, задаваемых авторским замыслом, в микротемы и смысловые поля, которые предъявляются в тексте в виде определенной последовательности подтем. В журналистике как творческой деятельности этот алгоритм отражает ее информационно-коммуникативную направленность.

Задачи, входящие как обязательная составляющая в структуру авторского замысла:

- сориентировать адресата информации в теме предлагаемого сообщения;

- прояснить, чем оно может быть ему полезно;

- дать возможность увидеть, как соотносятся в содержании текста отображение реальной действительности и позиция журналиста;

- подсказать пути использования полученной информации в собственных нуждах.

 

Чем лучше освоен данный алгоритм, тем отчетливее композиционная структура материала, тем лучше он воспринимается адресатом информации. Добиться этого помогает соблюдение двух правил композиционного решения текста.

• Композиционная система журналистского материала должна быть представлена в виде 4 (соответствует количеству задач) композиционных блоков, сформированных на основе подтем и ориентированных на решение стоящих перед автором коммуникативных задач:

- вход в ситуацию;

- обозначение проблемы;

- предъявление оценок и аргументов;

- практическая постановка вопроса (по Е.И.Пронину).

 

• Последовательность «композиционных блоков» журналистского текста может и должна меняться в зависимости от конкретного авторского замысла. Но во всех этих случаях она должна быть согласована с жанровой спецификой материала (мотивирована жанром) и подкреплена (оправдана) соответствующими монтажными приемами.

 

Третий тип внутритекстовых связей журналистского произведения.

По функциям сродни рамке: они фиксируют, закрепляют его целостность.

Метасвязи – связи между связями. Они обеспечивают тексту качественно новый уровень единства.

Метасвязи проявляют себя как материя очень тонкая. В результате пересечения поверхностных и глубинных связей, объединяющих микросмыслы разных уровней и разных рядов в микротемы и подтемы, в произведении формируется новое, надсмысловое образование – некий сверхсмысл. По отношению к тексту он проявляет себя как его «метка» - журналистский образ, который автор произведения корреспондирует адресату информации вербально или не вербально, через сам «ход» произведения.

Три типа заголовков:

• прямое отображение темы («метка» темы»)

• прямое отражение идеи («метка» идеи)

• опосредованное отражение идейно-тематического решения через журналистский образ («метка» сверхсмысла): «Черный бюджет», «Тришкин мундир»…

Журналистский образ должен рассматриваться как особый вариант символа, поскольку выражает собой синтез смыслов реальности и смыслов культуры.