Требования, предъявляемые к «рабочей идее» журналистского (публицистического) произведения.

Рабочая идея – информация, выработанная непосредственно при освоении реальной конкретной ситуации и подсказывающая адресату внешние или внутренние действия в целях разрешения проблемы, т.е. собственно журналистская информация (по терминологии Е.И. Пронина).
Есть основания согласиться с утверждением Е.И. Пронина, что журналистский текст несет в себе особый вид информации – журналистскую информацию (при этом имеется в виду характер той «управляющей связи», которая возникает в момент контакта человека с текстом). Согласно заключению исследователя, она характеризуется комплексом свойств, вызывающих определенные типы реакций на публикации.

Таких типов зафиксировано три:

- реакция вовлечения – действия (внешние или внутренние), в которых обнаруживает себя отношение получателя информации к описываемым реалиям;

- реакции исполнения – действия, представляющие собой непосредственное осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемым журналистским текстом;

- реакции социальной гарантии – действия (готовность к действиям), в которых проявляется ответственность определенных социальных сил за необходимые последствия публикации.


Направляющий, подсказывающий характер Рабочей идеи журналистского произведения всегда сохраняется, выступая как её устойчивый признак.

В отечественной журналистике 60-70х годов Рабочая идея, чаще всего, представляла облик развернутой программы деятельности по разрешению проблемы.
Процессы демократизации в нашей стране, ориентация на плюрализм взглядов, мнений, форм собственности и организации поставили журналистское произведение в контекст новых общественных ожиданий.

Отзываясь на них, журналистика должна была:

- резко улучшить информирование общества о событиях, происходящих во всех сферах деятельности, о деятельности всех социальных институтов;

- вместо мессианской роли возложить на себя обязанности общественного контролера за деятельностью властных структур и одновременно принять посильное участие в пробуждении творческой энергии, предприимчивости, активности членов общества;

- перейти от жестко направленного воздействия на массовое сознание к созданию возможности для самостоятельных духовных поисков членов общества и стимулировать эти поиски;

- обеспечить возможность свободного выражения разных мнений как естественной процедуры, опосредующей процесс самоуправления общества

- увеличить посреднические усилия в процессах массового общения, направленных на реализацию межгосударственных, межнациональных, межинституциональных, межгрупповых, межличностных контактов, создавая условия для укрепления взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи на всех уровнях.

Следовательно, сохранив свой направляющий, побуждающий характер, Рабочая идея в значительной степени отошла от того варианта «подсказки», который мы наблюдали в Советское время. Сейчас лишь в редких случаях журналист берет на себя заботу о глубокой проработке конкретных возможностей решения проблем на данных той или иной ситуации. Чаще всего он, обозначив, так или иначе, цель деятельности, которую нужно совершить для выхода из проблемной ситуации, предлагает читателю либо варианты средств, либо пути их поиска, оставляя выбор за непосредственными исполнителями.
Рабочая идея, сохранив свой подсказывающий, побуждающий характер, стала вариативной.

 

5 разновидностей РИ в современной российской журналистике (Лазутина):
- «прими к сведению и действуй по усмотрению» (вариант – «и делай выводы»);
- «действуй, как они, если подходят условия»;
- «не допускай повторения подобного»;
- «есть такие-то варианты решения проблемы; исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй»;
- «решение проблемы неизвестно: подключайся к поискам».
Шестой вариант «идея-программа», встречается реже.
Рабочая идея чаще всего двунаправлена к широкой читательской аудитории, и конкретному социальному институту. Чем она конструктивнее, отчетливее и доказательнее выражена, тем более эффективным, полезным обещает быть журналистский материал.