Авторское «я действующее»

«Наблюдение за наблюдателем» – это отражение в тексте репортажа поведения и реакций самого репортера, что привносит движение в сюжет, разнообразит его. Широко известны «репортажи двумя перьями», когда событие предстает в разных ракурсах. В репортажном тексте достигается единство наблюдений, впечатлений и действий журналиста. Авторское «я» репортажа – это «Я» действующее».

Суть ситуации лучше всего проявляется в маленьких происшествиях - сюжетах. К примеру, репортер пытается пробраться «на ту сторону», поговорить с людьми в деревне, где еще вчера действовало «бандформирование»:

Когда в бок упирается дуло автомата, совершенно неохота разговаривать.

Куда едешь, а? Не слышу! – орет мне в затылок затянутый с ног до головы в камуфляж омоновец, голова его обвязана по-пиратски черным платком. Ноги шире! Руки на бетон! Еще шире! Документы где?

Я полез в карман.

– Руки, руки не опускать!

– А как же документы...

– Не твоего ума дело...

Известный журналист Василий Песков, мастер наглядного изображения ситуаций, осмысляя задачи репортажа, писал: “...Проблемы находят отклик в сердцах и умах при условии, что человек в повышенно взволнованном состоянии следит за развитием событий, следит за поведением героев, или самого автора. К восприятию тех или иных проблем и истин читателя нужно готовить. Готовить эмоционально. Сначала – взволновать

5. Репортаж – событие в движении

В творческой сфере «картинок» – наглядных изображении с помощью характерных деталей и сенсорики, есть направление, которые выделяется своими усложненными задачами. Это подготовка динамичных репортажей (с места события, или воссозданных событию вослед, по свидетельствам очевидцев). Читателя может увлечь процесс наслоения, обрастания факта подробностями. Например, для постройки плотины перекрыта река. Этот факт лучше не констатировать, но показать в динамике свершения,– показать, как поднимают фонтаны брызг каменные глыбы, летящие в воду, как приплясывая, с гармошкой, идут люди по первому «мостику» через реку, по шатким еще камням... Событие оживает, выглядит более значительным, читатель как бы сам включается в происшествие.

Изменчивость ситуации выступает в качестве репортерской новости.Желательно не упустить моменты «поворотов», определить, что и как изменилось перед наблюдателем, красочно передать наиболее выразительные эпизоды.

В фор ме событийного репортажа наглядно предстают:

· экстремальные ситуации, бедствия, катастрофы;

· пик спортивных состязаний;

· свидетельства мужественных поступков;

· свидетельства обвинения;

· хроника происшествий (Дом переехал...);

· рассказы об открытиях

Репортажи призваны создавать движущуюся «картинку», воссоздавать факт как процесс, казаться сиюминутным откликом, сохраняющим взволнованность очевидца, а также обращать внимание на авторское «я» – не только как воспринимающее, но и действующее, проверяющее ситуацию «на себе». Из всех вариантов «картинок» репортаж более всего тяготеет к публицистичности. Авторское «я действующее», вырвзительность деталей

 

6. Основные рекомендации по работе над ”фичерс”:

· - Не только сообщать новость, но и делиться впечатлениями;

· - Нарисовать картинку в воображении читателя;

· - Показать людей, совершающих поступки;.

· - Инсценировать события, насыщая диалогами («Позволяйте им говорить!»);

· - Придать “сценическому действию” характер движения;

· - Поддерживать движение («А что дальше? А что дальше?»);

· Позаботиться о “подтексте” (скрытых оценках).

С формами “фичерс” связаны не только материалы по неэкстренной информации. Зарисовочно - репортажные формы широко используются для более колоритной, детализированной и впечатляющей подачи важных новостей. Сообщая о случившемся, они позволяют заглянуть «за кулисы» событий, или соединить кажущиеся несовместимыми факты, передавая ощущения и эмоции свидетелей и участников.

Таким образом, ”картинки” репортера- менее оперативны, менее локальны,- более наглядны и эмоциональны, чем обычные “news”; их суть, их публицистическая ценность раскрывается при творчески выразительном ответе на вопрос «как». Важнейшее их качество - наряду с сообщением новости, представление ее в сенсорных деталях, в красках и лицах; умелое и эмоционально насыщенное описание (новеллистические элементы). Вместе с тем - это подлинно репортерские произведения, в которых неизменно важен эффект «самоочевидности», изображение «внешней» по отношению к читателю и к писателю действительности; это не эссе и не статьи с их субъективизмом.

7. Зарисовки в современной прессе

Фрагменты «картинок» иногда возникают в кратких мягких новостях: (Например: Зеленые лендроверы патрулируют улицы Белфаста. Сегодня в столице Северной Ирландии введен комендантский час); появляются и в развернутых новостях, чаще всего при подробном цитировании свидетельств происшествия.

Подробности зарисовок и репортажей отличаются от подробностей обычных развернутых новостей; их особенности:

· они подмечены самим автором,

· их назначение: сделать картину происшествия наглядной,

· они передают эмоции автора и действующих лиц,

· они призваны внушить эмоции читателям

«Черты лица» события и сенсорные детали

Цепочка «живых подробностей» не только усиливает достоверность, но и создает впечатление зримости, слышимости происшествия.

Черный лафет, запряженный шестеркой серых коней в масть, медленно движется – через зеленые лужайки, далее – по мосту, к воротам Арлингтонского кладбища... Когда оркестр заиграл “Бог наших отцов...”, горячие лучи солнца прорвались сквозь облака. Парусиновый тент укрыл в своей тени членов семьи Даллеса, президента с супругой. Легкий ветерок шевелил листву у самой могилы. Он развевал и вуаль г-жи Даллес, и флаг Соединенных штатов, и личную эмблему государственного секретаря. Вдали раздался салют девятнадцати орудий. Потом послышались три винтовочных залпа. Их чистый, печальный звук отдался эхом по склону холма, где спят герои... Флаг, покрывавший гроб, сложили и вручили вдове.

Оставаясь новостями, картинки, так же как и другие новости, фактографичны, основаны на реальной информации, и должны быть подчеркнуто объективными. В данном случае, точность, фактографичность («все было именно так, а не иначе») внушена пунктиром характерных деталей. Такие материалы, передающие неповторимые черты неповторимого события (а каждое событие – неповторимо) в англоязычной журналистике называют «featurised story» (событие шрихами «черточек», передающих своеобразие лица факта).

«Факты находят журналиста», – и он пишет краткую новость: жесткую, либо мягкую. Для «картинок» репортер подбирает факты сам.

Передается не просто итог новостей, но их живое дыхание, как говорят, «атмосфера события». В репортерских зарисовках с натуры на первый план выступают «сенсорные детали» (цвет, свет, звук, запах).

Если главный эффект краткой новости это «точный факт», то главный эффект расширенной новости в форме репортерской картинки, – «факт как живой». Кроме примет очевидности ситуации (было, случилось, произошло), которые укрепляет документальную основу повествования, необходимы звуки, краски, светотени. Цепочка подробностей, подкрепляя достоверность, создает и наглядность. Желательно использовать не приблизительные слова типа «красочный», а называть нечто конкретное, например, конкретные цвета и оттенки.

Именно благодаря сенсорным деталям, в основном, и происходит в картинках репортера ориентация читателя с помощью «показа» события. Сенсорные штрихи превращают событие в волнующее действие, помогают нарисовать “картинку” в воображении читателя.