СОЦИАЛЬНАЯ АВТОБИОГРАФИЯ

( ПОЧЕМУ Я ТАКОЙ УРОДИЛСЯ?)

…индивид не рождается членом общества. Он рождается с предрасположенностью к социальности и затем становится членом общества… Профессор, изображающий интеллект, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди… В этом мире очень сложно притворяться, и, как правило, человек становится тем, кого играет. Питер Бергер

Вам предлагается выполнить письменное задание, цель которого – написать свою социальную биографию. Это попытка пропустить факты индивидуального жизненного пути через призму исторически значимых событий, которые определили судьбу вашего поколения, то есть попытка сформировать навыки социологического видения мира.

Вот вы – такой, какой есть сегодня. Почему вы такой? Наверное, уже не раз задавали себе этот вопрос. И ответы были разные: такой, потому, что телец по гороскопу; такой, потому, что родился сразу тихим, замкнутым, или наоборот – буйным и агрессивным; такой, потому, что в школе дразнили лопоухим; такой, потому, что в семье часто бывали скандалы; такой, потому, что родители прививали мне чувство ответственности и т.д.

Я предлагаю вам попробовать найти и другие ответы. Вы родились в социальной организации (роддоме), росли в семье (социальном институте общества и малой группе), учились в школе, сейчас – в университете, потом будете работать в организации и т.д. Вся ваша жизнь состоит из череды социальных ролей, выполняемых вами в конкретных социальных институтах. Смена ролей – это одновременно и смена уровня зрелости личности. И если вы учтете влияние общества и истории, то из вашей обычной биографии получится социальная.

В основе упражнения лежит статья выдающегося американского социолога Райта Миллса «Социологическое воображение». Термины «заботы» и «проблемы» являются ключевыми в этой работе. «Заботы» –это частные проблемы, составляющие содержание повседневной жизни человека, осознаваемые им и, поддающиеся контролю. Таковы факты личной биографии. «Проблемы»носят общественный характер и не подвластны индивидуальному контролю, но, так или иначе, влияют на повседневную жизнь данного человека. Они затрагивают социальную структуру и институты общества.Системой координат при вашем анализе будут служить человеческие заботы и социальные проблемы, то есть микро - и макрособытия.

Три момента – биография, история, общество – будут служить у вас точкой отсчета изучения самого себя.Человек – социальный тип, которого можно понять, только пропустив его биографию через призму социальных взаимодействий с другими людьми. Каждому поколению выпадают свои исторически важные события, повлиявшие на личную судьбу. Если брать историю России, то это поколение хрущевской оттепели, афганской войны, чеченской войны, перестройки, поколение pepsi, поколение с клиповым мышлением и т.д., которые отличаются друг от друга личной и социальной биографией, психологией и мировоззрением, отношением к жизни и ценностными ориентациями, наконец, поколенной памятью. Их и надо отразить в социальной биографии.

Это сложная работа, но она облегчится, если вы будете следовать инструкции:

· Цель работы – изучить взаимодействие личности и общества и таким образом узнать, каковы те социальные факторы, которые влияют на вашу жизнь и вашу индивидуальность.

· Составьте план автобиографии, где надо описать свое воспитание, личный опыт, состав и характер семьи, а также важнейшие обстоятельства, повлиявшие на ваше развитие. Это будет первая часть работы. Фактически, в этой части работы вы отвечаете на вопросы; «Кто я? Какой я?» и пытаетесь найти ответы в своих индивидуальных характеристиках, генетической предрасположенности, зависимости от семьи и ее традиций, сложившихся не за одно поколение. Здесь можно попробовать составить генеалогическое древо вашей семьи, а заодно и узнать побольше об истоках своего «Я».

· Вторая часть работы предполагает анализ вашей биографии в контексте отношений с людьми и общественных событий, ведь как бы мы не относили свои личностные характеристики на счет наших родителей и предков, предки-то тоже жили не в вакууме, а в обществе, и зачастую становились такими, какими их хотело видеть общество. Также и вы, наследуя традиции в целом, в чем-то их меняете, адаптируясь к новым условиям.

 

Ни с кем не надо обсуждать, что и как писать, это ваше личное творчество. У кого-то получится лучше, у кого-то хуже, но главным для вас должен стать опыт анализа, который вы приобретете в процессе этой работы.