Зарисовки в современной прессе

Фрагменты «картинок» иногда возникают в кратких мягких новостях: (Например: Зеленые лендроверы патрулируют улицы Белфаста. Сегодня в столице Северной Ирландии введен комендантский час); появляются и в развернутых новостях, чаще всего при подробном цитировании свидетельств происшествия.

Подробности зарисовок и репортажей отличаются от подробностей обычных развернутых новостей; их особенности:

· они подмечены самим автором,

· их назначение: сделать картину происшествия наглядной,

· они передают эмоции автора и действующих лиц,

· они призваны внушить эмоции читателям

«Черты лица» события и сенсорные детали

Цепочка «живых подробностей» не только усиливает достоверность, но и создает впечатление зримости, слышимости происшествия.

Черный лафет, запряженный шестеркой серых коней в масть, медленно движется – через зеленые лужайки, далее – по мосту, к воротам Арлингтонского кладбища... Когда оркестр заиграл “Бог наших отцов...”, горячие лучи солнца прорвались сквозь облака. Парусиновый тент укрыл в своей тени членов семьи Даллеса, президента с супругой. Легкий ветерок шевелил листву у самой могилы. Он развевал и вуаль г-жи Даллес, и флаг Соединенных штатов, и личную эмблему государственного секретаря. Вдали раздался салют девятнадцати орудий. Потом послышались три винтовочных залпа. Их чистый, печальный звук отдался эхом по склону холма, где спят герои... Флаг, покрывавший гроб, сложили и вручили вдове.

Оставаясь новостями, картинки, так же как и другие новости, фактографичны, основаны на реальной информации, и должны быть подчеркнуто объективными. В данном случае, точность, фактографичность («все было именно так, а не иначе») внушена пунктиром характерных деталей. Такие материалы, передающие неповторимые черты неповторимого события (а каждое событие – неповторимо) в англоязычной журналистике называют «featurised story» (событие шрихами «черточек», передающих своеобразие лица факта).

«Факты находят журналиста», – и он пишет краткую новость: жесткую, либо мягкую. Для «картинок» репортер подбирает факты сам.

Передается не просто итог новостей, но их живое дыхание, как говорят, «атмосфера события». В репортерских зарисовках с натуры на первый план выступают «сенсорные детали» (цвет, свет, звук, запах).

Если главный эффект краткой новости это «точный факт», то главный эффект расширенной новости в форме репортерской картинки, – «факт как живой». Кроме примет очевидности ситуации (было, случилось, произошло), которые укрепляет документальную основу повествования, необходимы звуки, краски, светотени. Цепочка подробностей, подкрепляя достоверность, создает и наглядность. Желательно использовать не приблизительные слова типа «красочный», а называть нечто конкретное, например, конкретные цвета и оттенки.

Именно благодаря сенсорным деталям, в основном, и происходит в картинках репортера ориентация читателя с помощью «показа» события. Сенсорные штрихи превращают событие в волнующее действие, помогают нарисовать “картинку” в воображении читателя.

Формы и варианты «картинок репортера»

Многие из событий достойны отображения в виде картинок, поскольку, помимо того, что содержат новость, свидетельствуют о любопытных обстоятельствах, интересных местах, и социальных типах. Различают:

· «картинки с натуры» – одномоментные впечатления; «взгляд»;

· зарисовки «социальных типов»;

· «модные причуды и увлечения»;

· «приключения и путешествия»;

· «сезонные зарисовки»;

· «картинки погоды»;

· «окно в природу»;

· научно-популярные зарисовки