НОВОСТЬ С ДВОЙНЫМ ДНОМ(комент без комента)

Заметка «с двойным дном»

 

В ряде случаев сегодняшнее происшествие интересно лишь в свете событий вчерашних; существенные подробности, которые содержатся в предыстории, в сопоставительном материале изменяют и, порой, весьма кардинально, представление о случившемся. И тогда создается структура «обманка» с неожиданным поворотом, изменением, резкой коррекцией «идеи», первоначально заявленной. Лид в данном случае представляет не саму новость, воплощенную в итоге события (как это обычно в жестких новостях), а только информационный повод к ней.

Эта форма – «новость с двойным дном» – поначалу использует структуру «перевернутой пирамиды», но потом разрушает ее… Приводится контрастный материал (вводимый словами «напомним, что…», «вспомним» и т.п.) и создается иное представление о происшествии, – вовсе не такое, какое складывалось при прочтении лида. То есть, «новость с двойным дном» поначалу, подготавливая интригу, идет обычным для жесткой новости путем (Лид, вслед за ним – Уточнение Лида), а затем выдает «смысловой сюрприз»; развернутый дополнительный материал в этом случае не подкрепляет заявленную новость, но по-новому «расшифровывает» ее. Из-за сопоставления того, что случилось с тем, что было прежде, или с другим событием выявляется «новая новость» – неожиданный смысловой ракурс происшедшего.

Новость с «двойным дном» – это новость на фоне неожиданной, сенсационной предыстории или же неожиданных сенсационных сведений по поводу схожих событий

В таких сообщениях расширяется как раз третья ступень «перевернутой пирамиды»: дополнительный материал, чье назначение в «правильной» конструкции, при линейной композиции – подкреплять идею, заявленную в Лиде; тут же этот якобы вспомогательный материал (который часто предваряется словами: Напомним, что…, Как стало известно при обращении к истокам этого события… и т.п.) становится важнейшей частью сообщения. Новость должна быть «опрокинута», изменена, переосмыслена читателем при чтении вспомогательного материала.

Британский журналист опубликовал книгу «Сотби – оборотная сторона медали». Например, он утверждает, что шедевры одной из последних коллекций были незаконно вывезены из крошечной индийской деревушки Локхари, а апулийские древности добыты из захоронений с помощью землеройных машин. Напомним, что несколько месяцев назад извечный конкурент Сотби – аукционный дом CHRISTIE’S ухитрился продать как современную бижутерию кольцо романской эпохи (III век н. э.), которое оказалось украденным из Британского музея.

Напрашивается вывод («другая новость»): «В мире больших аукционов явно что-то неблагополучно». Новость, заявленная в лиде, не просто расширяется, но как бы переосмысляется из-за ввода вспомогательного материала, возникает «комментарий без комментария»

Вчера в Москве на сцене Большого театра открылись гастроли петербургской Мариинки, а в Мариинке – гастроли Большого. Театры обменяются «Лебединым озером» и «Жизелью».

Далее идет перечисление известных танцовщиков, уточнение графика гастролей – пояснение по лиду, а затем – вспомогательный материал, помогающий переосмыслить новость:

Напомним, что Большой театр не был в Петербурге 22 года, а Мариинский выступает в Лондоне и Нью-Йорке куда чаще, чем в Москве. Он неоднократно гастролировал в Японии, Германии, в Латинской Америке за последнее десятилетие, в то время как целый ряд постановок этого блистательного коллектива почти не был заметен в нашей столице.

Новость, заявленная в лиде, не просто расширяется, но переосмысляется из-за расширения вспомогательного материала.

Кстати, в большинстве изданий эта новость об обменных гастролях двух столиц прошла в обычной форме «жесткой заметки», без расширенных дополнительных сенсационных сведений. И, соответственно, завершалась призывами типа: Идите и смотрите, это будет очень впечатляюще ,­ журналисты цитировали фрагменты из пресс—конференции известного танцовщика Владимира Васильева (в то время –руководителя труппы Большого театра). А заметка с «двойным дном» на ту же тему, сообщавшая как о главной новости о прорыве своеобразной блокады в культурных отношениях Москвы и Питера в советское время – завершалось другим высказыванием маэстро: «Если даже на своем посту мне больше ничего сделать не удастся… все же Это – зачтется…»

Как видим, в новостях «с двойным дном» ведется довольно сложная игра, – сообщение о факте - событии включает в себя напоминание о предыстории, проясняя подлинный смысл случившегося, создается «другая новость», более масштабная, нежели та, которая послужила информационным поводом для выступления журналиста.

Новость «с двойным дном» по-своему, как и другие формы работы репортера, служит правде факта. Если факт-итог свидетельствует о себе явно недостаточно, или даже может внушить ложное представление своей обманчивой внешностью, ситуацию проясняет сопоставительный фон, – журналист очень вовремя вводит дополнительные сведения, не разрушив при этом эффекта самоочевидности изображенного события.