Пешеходные дорожки на территории застройки.

 

Сеть пешеходных дорожек должна соединять кратчайшими расстояниями наиболее притягательные для населения пункты. Поэтому при их проектировании надо учитывать наиболее целесооб­разные направления движения пешеходных потоков и рациональную их организацию. Они должны обеспечивать удобные подходы от любого подъезда к остановкам общественного транспорта, учебным, детским, торговым зданиям, пунктам культурно-бытового обслуживания.

В жилых группах должны быть проложены дорожки к спортивным и хозяйственным площадкам, а также к площадкам отдыха. Ширина дорожек должна быть постоянной на всем их протяже­нии, и для транзитных дорожек она составляет 2,5...3,0 м, для прогулочных — 1,5 и для тропинок — 0,75 м.

Для установки скамеек отдыха на дорожках можно сделать уширение на 1,5 м. Для пешеходных дорожек и тропинок допускаются следующие максимальные продольные уклоны: для дорожек шириной 3... 2.5 м — 6... 8 %, шириной 1,5 м — 8... 10%, для тропинок— 10... 12 %. Если рельеф превышает эти уклоны, необходимо устраивать ступени, пандусы, серпантинные спуски.

Поперечные уклоны, допускаемые при устройстве дорожек, тропинок и площадок, следующие: для двускатных дорожек ши­риной 3 м- 2...3%, для односкатных шириной 3 м — 3 %, для дорожек шириной 2,25 м — 3...4%, для прогулочных дорожек (односкатных) — 4,..5%. для площадок разного назначения — 2...3%. Площадки разного назначения следует проектировать с устройством дренажей мелкого заложения.

Виды дорожных покрытий. Поверхность проездов должна иметь Специальное покрытие, которое облегчает проезд автотранспорта, дорожная одежда должна быть достаточно прочной и долговечной, водонепроницаемой, соответствовать характеру движения, обеспечивать сцепление колес с дорожным покрытием, т.е. быть шероховатой.

 

 

Контрольные вопросы.

 

1. Какие улицы и дороги относятся к 1 категории ?

2. Какие улицы относятся к 2 категории ?

3. Какие улицы и дороги относятся к 3 категории ?

4. Дать определение пешеходным зонам, площадкам и улицам, коммуникациям.

5. Какой должна быть ширина тротуаров на улицах и дорогах разной категории ?

 

 

 

Цель работы: Изучение размещения зданий и сооружений в общественном месте микрорайона. Расположение зеленых насаждений для общего пользования. Планировка территорий.

 

Вобщественный центр микрорайона входят учреждения культурно-бытового обслуживания местного значения одного или нескольких микрорайонов, размещенных в пределах территорий, которые ограничены магистральными улицами общегородского значения. Кроме того, вобщественном центре микрорайона, могут располагаться общественные здания и сооружения районного и городского значения, зеленые насаждения общего пользования, атакже площадки для стоянки автомобилей.

При размещении учреждений обслуживания считывают климатические условия. Например, в условиях жаркого климата необходимо соблюдать условия затенения и проветривания. Для рай­онов с суровым климатом со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца минус 32 0С все жилые дома и предприятия обслуживания соединяют отапливаемыми переходами с естественным освещением. Для зданий выбирают ориента­цию с максимальным использованием естественного облучения помещений.

Планировка и озеленение детских садов-яслей. Детские учреж­дения для детей дошкольного возраста включают в себя сады и ясли. Их проектирование нормирует СНиП 2.08.02-89*, а разме­щение – СНиП 2.07.01-89*.

С повышением комфортности жилой застройки при обеспе­ченности 18…21 м2 и более общей площади на одного жителя микрорайона, нормативы наполняемости групп будут снижаться с 20... 25 до 15... 20 детей ясельных и дошкольного возраста. Раз­уплотнение групп и пересчет емкости детских дошкольных уч­реждений целесообразен при охвате яслями-садами до 95 % детей микрорайона от 1 до 5 лет включительно. На базе детских гидов в качестве подготовительной группы целесообразно про­пилить обучение шестилеток по школьной программе.

Площадь участка принимается не менее 2000 м2. На одного ребенка в детском учреждении должно приходиться 35...40 м2 его территории. При реконструкции допускается уменьшение территории на 20%. Расстояние границ участка от красных линий не меньше 15 м, а самою здания — 25 м. От жилых домов участок должен быть удален не менее чем на 5... 10 м, а от коммунальных предприятий — на 50 м и более. Ограждение участка должно быть высотой 2 м. Основная территория участка отводится под зеленые насаждения с игровыми площадками. Кроме них около здания детских садов-яслей располагается хозяйственный двор, а также пешеходные дорожки и проезды.

Расположение зданий должно обеспечить наибольшую защиту, детских игрально-столовых и игровых комнат от уличного шума и пыли. Расстояние от них до соседних зданий должно составлять не менее 2,5 h, где h — высота самого высокого сооружения.

Детские игровые площадки располагаются на участке отдельно для каждой группы. Они помогают организовать прогулку детей, проводить закаливание и разного рода игры.

Площадь площадок для детей до 3 лет не менее 150 м2, а площадок для детей в возрасте от 3 до 7 лет: 180 м2. Для образования тени в жаркую погоду устраивают навесы над каждой пло­щадкой, совмещенные с ветрозащитными стенками и скамейка­ми для тихих игр, чтения. Форма площадок должна позволять воспитателю следить одновременно за всеми детьми. От здания к каждой игровой площадке прокладывают садовые дорожки шириной 1,0 …1,5 м. Основной принцип их прокладки – это выбор кратчайших расстояний при условии и изоляции каждой площадки.

Групповые площадки должны быть оборудованы устройства для игры с песком, а также для и изучения правил уличного движения и подвижных игр. Площадь, занимаемая устройствами разных видов, нормируется в зависимости от возраста детей.

Детские сады-ясли размещают на обособленных участках. Радиус их обслуживания до 300 м.

Количество мест в детских садах устанавливают в зависимости от демографической структуры данного города на основе данных Госкомстата РФ. На первую очередь строительства детскими сада­ми-яслями должно быть охвачено 60 % всех детей дошкольного возраста и 75...80 % — на расчетный срок. Размер территории, от­водимой на одно место, определен в зависимости от величины дет­ского учреждения: в детских садах-яслях до 100 мест — 40 м2, свы­ше 100 мест — 35 м2, свыше 500 мест — 30 м2.

Вокруг всех площадок, связывая их, сооружают дорожку для катания на велосипедах, санках, лыжах. Кроме игровых на участке располагают физкультурную площадку площадью 250 м2, рас-] считанную на посещение детей от 3 до 7 лет.

В небольших детских садах-яслях рекомендуется сооружать плескательный бассейн площадью 25...30 м2 с глубиной 0,25...0,5 м. В детских учреждениях более чем на 250 чел. вместо плескательных устраивают открытые бассейны с размерами 3 х 7 х 0,8 м и обяза­тельно ванночки глубиной 0,15 м для мытья ног перед плаванием. Такие бассейны являются элементами благоустройства и одно­временно служат для занятий спортом. Их располагают вблизи физкультурных площадок. На общих площадках часто устраивают' ручейки для пускания корабликов.

Хозяйственный двор располагают между входами в здание со стороны подсобных помещений и границей участка. Таким образом, исключается попадание сюда детей. Хозяйственный двор пред­назначается для расположения площадки с навесом для двух кон­тейнеров мусоросборников (2,85x2,6 м) и площадки для сушки белья. Рядом размещают площадку для животных и птиц — «жи­вой, уголок».

 

Планировка участков школ.Общеобразовательные школы рас­полагают на обособленных участках. Радиус их обслуживания до­пускается 500 м. Размер территории определяют исходя из количества классов: для начальных школ 0,2. .0,5 га, для неполных средних — 1,2... 1,7, для средних — 2..4, для школ-интернатов — 2...2,5 га.

Посуществующим нормам площади школьных участков рас­считывают из следующих условий на одного жителя реконструи­руемого квартала приходится 0,9…1,2 м2, а на одного жителя нового микрорайона – 2,2 м2 территории. На одного учащегося в строящемся районе должно приходиться 16... 17 м2, а в реконструированном – 11…15 м2 пришкольного участка.

Школьный участок располагают с отступом от красной линии не менее чем на 15м, а здание школы не менее чем на 25 м. Для обеспечения нормального хода занятий и предотвращения вред­ных воздействий па учащихся нормами установлены расстояния во промышленных зданий в зависимости от их характеристики. Коммунальные предприятия должны отстоять от границ школь­ного участка не менее чем на 50 м, жилые дома - не менее чем на 10 м.

Здание школы должно быть правильно ориентировано по сто­ронам горизонта для обеспечения достаточной инсоляции. Правильной считается такая ориентация, которая позволяет солнеч­ным лучам максимально инсолировать помещения в первой по­ловине дня.

Вокруг здания на расстоянии от его стен не менее 8 м прокла­дывают проезд шириной 3,5 м. Участок при школе обносят желе­зобетонным забором высотой не менее 1 м, вдоль него высажива­ют в один-два ряда деревья и живую изгородь кустарника.

Школа дает детям всестороннее образование, воспитывает в них физическую культуру, любовь к природе, интерес к окружающей среде. Для таких занятий необходимо приспособить пришкольный участок, расчленив его на четыре функциональные зоны.

Физкультрно-спортивная зона состоит из набора спортивных комбинированных площадок, обеспечивающих каждому классу занятий в неделю, и беговой дорожки. В эту пришкольную зону могут входить следующие плоскостные устройства:

круговая беговая дорожка 250 м с габаритными размерами 118x48 м;

комбинированная площадка с габаритными размерами 24 х 20 м для проведения учебных занятий по баскетболу, волёйболу и другим играм младших школьников;

комбинированная площадка с габаритными размерами 52 х 22 м для проведения учебных занятий по гимнастике, баскетболу, волейболу и отдельным элементам легкой атлетики.

При недостаточном размере участка вместо спортивного ядра и площадки применяют комбинированные с круговой беговой площадкой длиной 200 м.

Учебно-опытная зона включает участки для практических занятий психологии для выращивания полевых и овощных культур, плодовый сад, теплицы с парниками, площадки для занятий по географии и астрономии обшей площадью 1690 м2.

Зона отдыха включает отдельные площадки для разных возрастных групп (с 1-го по 4-й и с 5-го по 8-й классы), продленного дня и площадки отдыха общей площадью 1200... 1950 м2.

Хозяйственная зона примыкает к выходу из пищеблока, складских и производственных территорий. Ее назначение – обеспечить подъезд и разворот грузового транспорта, погрузоразгрузочные и хозяйственные работы. Площадка для разворота транспорта должна быть размером не менее 12х12 м. На площади хозяйственной зоны располагаются сарай и место для мусоросборников.

Планировка территории участка включается в размещении площадок и распределении пешеходных потоков между ними. Все площадки должны быть строго распределены по зонам. Пло­щадки для занятий по географии и астрономических наблюде­ний должны располагаться вдалеке от спортивных и игровых площадок.

Основные пешеходные дорожки, подводящие к входу и спортив­ной зоне, устраивают шириной 3 м. Между разными зонами до­рожки делают шириной 2,25 м. Площадки соединяют между собой дорожками шириной 1,5 м.

Планировка территорий общественных учреждений.Вусловиях города все большее значение приобретают учреждения культурно-бытового назначения: клубы, библиотеки, предприятия торговли и бытового обслуживания, автозаправочные станции, поликлини­ки, учебные заведения и т.д. Их место расположения в городе обус­ловлено потребностями жителей в этих учреждениях. Подходы к ним и участки, прилегающие к этим учреждениям территории, должны быть озеленены и распланированы для удобства посети­телей.

Если учреждение не имеет обособленного участка или встрое­но и здание другого назначения, то следует предусмотреть подхо­ды и площадку отдыха у основного входа.

У здания клуба организуют площадки для посетителей из рас­чета 0,15 м мощения площадок на 1 место в зрительном зале. Из них организуют три зоны: зону отдыха, зону спорта и детскую зону. При здании клуба следует устроить автомобильную стоянку. Все площадки должны быть связаны прогулочными дорожками. Перед входом могут быть установлены тематические и информа­ционные стенды, декоративные малые формы.

Планировки участка при кинотеатрах должна обеспечить одно­временный независимый и удобный подход и выход зрителей между сеансами. Для этого перед кинотеатром создают площадку с по­крытием из асфальта или плитки из расчета 0,2 м2 на 1 место в кинотеатре.

По границе тротуара и проезжей части сажают деревья, устра­ивают цветник и устанавливают переносные цветочные вазы.

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания располагают в торговом центре. Торговый центр может обслуживать один или несколько микрорайонов, не разделенных магистральными улицами общегородского значения. Радиус обслуживания этих предприятий составляет 500 м. Их вместимость регламентируют нормы. Торговую площадь магазинов продовольственных товаров на 1000 человек принимают 70... 100 м2, магазинов промышленных товаров — 30... 180 м2. Предприятия общественного питания рассчитывают исходя из 8...40 мест на 1000 жителей. Для paйoнa с населением до 10 тыс. чел, торговый центр принимают площадью 0,5...0,8 га, до 20 тыс. чел. – 1,0... 1,5 га, до 30 тыс. чел. — 1,52 га.

Планировка и озеленение территорий предприятий общественного питания и магазинов предполагает членение участка на две зоны: зону для посетителей и хозяйственную зону для разгрузки товаров и размещения мусоросборников. Эти зоны должны быть изолированы: мусоросборники должны быть расположены на рас­стоянии не менее 20 м от окон и входов в здание. Зона посети­телей включает площадки отдыха, сезонной торговли, летних кафе, отдельно стоящих витрин и т.д. Хозяйственная зона дол­жна быть расположена у торцевой части здания, имеющей вы­ход из подсобных помещений. Над участком разгрузки устраива­ют навес.

Предприятия бытового обслуживания устраивают из расчета, на каждую 1000 жителей по следующим нормам: для комплексных приемных пунктов с мастерскими и парикмахерскими – 2…9 производственных рабочих и приемщиков; для приемных, а пунктов прачечной — 10... 120 кг сухого белья в смену; для предприятии химчистки — 4...11,4 кг обрабатываемых вещей в смену. Для химчистки отводят территорию площадью 0,1 ...0,2 га на один объект.

Планировка и озеленение предприятий. бытового обслужива­ния организует главным образом распределение пешеходных потоков и площадок отдыха. Им отводится основное место. Предприятия бытового обслуживания должны быть хорошо связаны с входами в жилые дома, остановками общественного транспорта и автостоянкой.

Колледжи, гимназии, профессионально-технические училища располагают на специально отведенных территориях. Их размер зависит от величины учебного заведения и составляет 3…6 га. Профессионально-техническими училищами охватывается 3...5% го­родского населения.

Поликлиники городской территории размещают из расчета одна поликлиника на 10 тыс. чел. Поликлиника может быть встро­ена в здание другого назначения или располагаться в отдельно стоящем здании.

Аптеки располагаются исходя из условия наилучшей доступ­ности населения. Каждая аптека обслуживает 10 тыс. чел.

Физкультурные и спортивные сооруженияпроектируют на специально отведенных участках отдельно для разных возрастных групп. Размер участков зависит от численности населения микрорайона, из расчета 0,7...0,9 га на 1 тыс. чел.

Отделения связив городских микрорайонах размещают из рас­чета одно отделение на 6... 6,5 тыс. чел.

Сберегательные банкиразмещают из расчета обслуживания од­ной операционной кассой 10...30 тыс. чел.

Жилищно-эксплуатационные службы— ЖЭКи, ДЭЗы, РЭУ и др. могут включать клубные помещения для размещения обще­ственных организаций, опорного пункта милиции и диспетчер­ского пункта инженерного оборудования микрорайона. Конторы располагают исходя из следующей нормы: одна контора на микрорайон с населением 12 тыс. чел.

Пункты приема вторичного сырья устраивают из расчета один на 20 тыс. чел. причем он должен размещаться на расстоянии не менее 50 м от границ домов и не менее 20 м от границ участков школ, клубов детских и лечебных учреждений. При этом необходимо устройство защитной полосы зеленых насаждений и подъездных путей для автомобильного транспорта.

Около жилых домов должны располагаться проезды, тротуары и пешеходные дорожки, площадки для тихого отдыха, детские, спортивные и хозяйственные, площадки для мусоросборников. На всех видах площадок должно быть установлено специальное обо­рудование.

 

Контрольные вопросы.

 

1. От чего зависит площадь и количество построек учреждений повседневного пользования и культурно-бытового обслуживания ?

2. На какие зоны предполагается членение территории общественного питания и магазинов ?

3. Назвать общественные учреждения повседневного пользования.

 

 


Цель работы: Изучение типичных схем объемно-планировочной организации, определяющих факторов объемно-планировочных решений.

 

Объемно-планировочные решения общественных зданий определяются многими факторами: функциональным назначением, вместительностью, градостроительным значением и системе застройки, природно-климатическими и национально-бытовыми особенностями. Изначальным фактором, определяющим простран­ственную организацию и размеры общественных зданий, является функционально-технологический процесс, для которого зда­ние построено.

Несмотря на большое многообразие групп, и типов обществен­ных зданий, их объемно-планировочная организация сводится к нескольким типичным схемам :

по компоновке помещений в здании — ячейковая, зальная, смешанная (комбинированная);

по компоновке зданий на генплане — центрически компакт­ная, линейная, блочная, павильонная;

по построению плана — симметричная, асимметричная, живописная. Ячейковая схема применяется в тех случаях, когда основной функциональный процесс происходит в небольших, примерно одинаковых помещениях. Они группируются вокруг коридора, галереи или небольшого зала. Такая плани­ровка характерна для административных и учебных зданий, поли­клиник, больниц, бескоридорная – для маленьких музеев, выставочных залов.

Анфиладная планировка применяется для зданий музеев, выс­тавок, больших магазинов, вокзалов.

Зальная схема применяется, тлила основной функциональ­ный процесс происходит в одном большом пространстве, вме­щающем большое количество людей. В этих случаях основным помещением является зал, которым организует план и формирует вокруг себя вспомогательные помещения. Пространство зала решается без промежуточных опор или с опорами. Безопорная зальная система характерна для зрелищных и спортивных зданий, крытых рынков. Залы с промежуточными опорами применяются для зданий универсамов, крупных ресторанов.

Смешанная схема представляет комплекс, в котором центральная часть проектируется по принципу зальных помещений, все остальные помещения по ячейковому принципу. Сменили структура характерна для клубов, домов культуры, дворцов, библиотек, торговых центров.

Центрически компактная схема характерна для цирков, выставочных павильонов, крытых рынков.

Линейная схема присуща зданиям с коридорной и анфиладной планировкой, блочная схема применяется при строительстве детских садов, школ, больниц, поликлиник. В блочной схеме здания примыкают друг к другу или соединяются теплыми переходными галереями.

Павильонная схема характерна тем, что группы функционально близких помещений размещаются в отдельных объемах .

 

Контрольные вопросы.

 

1. Каково назначение зальной схемы?

2. Каково назначение ячейковой схемы?

3. Каково назначение блочной схемы?

4. Каково назначение павильонной схемы?

5. Как определяется площадь квартиры?

6. Как определяется площадь застройки здании?

7. Как определяется строительный объем жилого здания?

 


Цель работы: Изучить основные помещения в зданиях, их назначение и расположение.

 

По функциональному назначению помещения подразделяют на основные вспомогательные, обслуживающие, коммуникационные и технические.

В основных помещениях осуществляются процессы, определяющие основное назначение общественных зданий. К ним относятся конторские помещения административных зданий, классы и аудитории учебных заведений, палаты и кабинеты медицинских учреждений, залы зрелищных заведений и др. Основные помещения определяют объемно-пространственную и планировочную структуру общественного здания. В зависимости от главной функции основных помещений к ним предъявляются требования, соответствующие основному их назначению (хорошей видимости и слышимости – для зрительных залов, освещенности и удобству – конторских помещений, классов школ и аудиторий учебных заведений и т.д.).

К вспомогательным относятся помещения, которые необходимы для обеспечения выполнения основных процессов, проходящих в общественных зданиях, но не определяют их назначения. Это фойе, кулуары театров и кинотеатров, конференц-залы административных зданий, демонстрационные и выставочные залы предприятий торговли.

К обслуживающим относятся группы помещений, которые не имеют непосредственного отношения к выполняемому в здании основному функциональному процессу, но необходимы в соответствии с требованиями санитарии, гигиены и комфорта (входная группа, буфеты, санитарные узлы).

Входная группа помещений включает тамбуры. Вестибюли, гардеробные. Входная группа делится на главные, служебные и вспомогательные. Главный вход является организующим узлом здания. Обычно устраивают один главных вход, но в зданиях с большим количеством посетителей (крупные универмаги, спорткомплексы) предусматривают отдельные входы в каждый из секторов. Служебные входы предусматривают для обслуживающего персонала, артистов, спортсменов. Вспомогательные входы необходимы для выхода посетителей на прилегающую территорию участка, а также по противопожарным требованиям. Во всех случаях эти входы являются запасными эвакуационными путями.

Коммуникационные помещения подразделяют на горизонтальные (коридоры, галереи, переходы), связывающие помещения, расположенные на одном этаже, и вертикальные (лестницы, пандусы, лифты, эскалаторы), связывающие помещения, расположенные на разных этажах. Пересекаясь, они образуют узлы коммуникаций (вестибюли, холлы, кулуары).

Коридоры выполняют сквозными и тупиковыми, расположенными вдоль одного из фасадов или отнесенными вглубь здания.

Лестницы – важнейший элемент вертикальных коммуникаций здания. Расположение и количество лестниц зависит от этажности, планировки и интенсивности людских потоков. Основные требования, предъявляемые к лестницам: удобство в эксплуатации и соответствие требованиям пожарной безопасности. По назначению в зданиях лестницы делят на главные, второстепенные и пожарные.

Пандусы – это лестницы, в которых марши со ступенями заменены плоскостями-дорожками с уклоном 1:7. Пандусы занимают много места. Их применяют на переходах при перепаде отметок полов в пределах до 2м, в проходах зрительных залов с местами, расположенными амфитеатром.

Лифты являются основным видом вертикального транспорта многоэтажных общественных зданий. В зданиях средней этажности, где лифтами пользуются наравне с лестницами, они обычно расположены совместно. В зданиях повышенной этажности, где лифты являются основным видом вертикальной связи, они сгруппированы и расположены в специальных лифтовых холлах, образуя самостоятельные коммуникационные узлы. Расстояние от лифтов до дверей наиболее удаленного помещения не должно превышать 60м. Лифтовые шахты ограждают несгораемыми конструкциями.

Пантентостеры – многокабинные подъемные машины беспрерывного действия с медленно двигающейся бесконечной цепью. К цепи подвешены кабины. Пассажиры входят и выходят из них на ходу, выбирая момент, когда полы кабины и посадочной площадки совпадают.

Эскалаторы – наклонные движущиеся лестницы. Их применяют в крупных общественных зданиях с массовым интенсивным движением посетителей (крупные универсамы, торговые центры, вокзалы, аэропорты). Их пропускная способность превышает пропускную способность лестниц и лифтов и достигает 150 чел./мин.

Для обеспечения пожарной безопасности лифты, эскалаторы, патентостеры, играющие роль связи между этажами, дублируются лестницами, расположенными в огнестойких лестничных клетках.

 

 

Контрольные вопросы.

 

1. Что определяет назначение здания?

2. Каково назначение вспомогательных помещений?

3. К какой группе помещений относятся эскалаторы, лифты, лестницы и т. п.?

 

 

 

Цель работы: Изучение подразделений спортивных сооружений в зависимости от основных признаков..

 

Открытые спортивно-физкультурные сооружения.

Здания и крытые спортивные сооружения.

Физкультурно-спортивные и оздоровительные комплексы.

Физкультурные и спортивные сооружения размещаются на се­литебной территории поселений или в пригородной зоне на спе­циальновыделенных участках вблизи садов, парков.

К спортивным сооружениям относят площадки и поля для игр, тяжелой и легкой атлетики, спортивной и художественной гим­настики, беговые и конькобежные дорожки, бассейны для плава­ния, стадионы и Дворцы спорта.

Спортивные сооружения бывают крытые и закрытые, отдель­ные для одного вида спорта (теннисный корт, баскетбольная и волейбольная площадки, плавательный бассейн и др.) и комп­лексные, состоящие из нескольких зданий павильонной или блочной композиции. Спортивные сооружения подразделяют на классы в зависимо­сти от основных признаков

2-го класса — республиканские, 3-го класса — соревнования городского, областного и районного уровня.

'Открытые сооружения подразделяют на спортивные поля, пло­щадки и дорожки. Размеры и пропорции строго регламентируются международными нормами.

Входы на площадки организуют только с внутри квартальных пешеходных дорожек, а не с улиц или проездов, что обеспечивает безопасность детей. Велосипедные дорожки шириной 1,2... 1,5 м прокладывают вблизи площадок в зеленых насаждениях не ближе 5. м к проездам. Около детских площадок спортивного характера для младших школьников устраивают плавательные бассейны.

Для старших школьников и взрослых в микрорайоне сооружают спортивные площадки со следующими размерами (м) игрового поля: баскетбольная — 26 х 14, волейбольная — 9* 18, для на стольного тенниса - 4,5x7,7, ручного мяча — 67 х 36, детского хоккея — 40x20 (в зимнее время), бадминтона — 13,4x6,1, городков — 30 х 15, тенниса (теннисный корт) — 37 х 18,5. Эти площадки располагают на территории микрорайона либо разобщенно либо, что наиболее целесообразно, в едином комплексе. Напри мер, площадки для наиболее подвижных игр можно расположит одним блоком.

Допускается устройство комплексных площадок таких габаритов, в которые уместятся площадки для разных игр по желанию игроков. Размеры комплексных площадок могут быть от 65 х 36 д36 х 24 м. Для создания наиболее комфортных и равноценных условий для играющих команд спортивные площадки ориентирую так, чтобы на восходе или на закате солнце не слепило глаза. В связи с этим наиболее рациональна ориентация спортивных площадок длинной стороной на север —юг +30...45°, т.е. допустим расположение с северо-востока на юго-запад и с северо-запада юго-восток. В местах затенения с запада можно располагать площадки длинной стороной с востока на запад, учитывая больше вероятность игры в вечернее время.

Все физкультурно-спортивные площадки для шумных и должны быть удалены от окон жилых и общественных зданий н 10... 40_м. Опыт проектирования и исследования выявили возможность снизить нормативы удаления от окон площадок для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста до 12 м. Все площадки должны отстоять от проездов на 5 м.

В составе жилого района могут быть расположены сооружения для квалифицированных спортсменов (открытые и крытые бассейны для плавания и прыжков в воду, манежи для легкой атлетики, крытые теннисные корты, искусственные катки, лыжные станции). Такие спортивные сооружения рассчитывают особо. И наличие зависит от величины и роли города в системе расселения Комплексы спортивных сооружений целесообразно устраивать смежно с культурно-просветительными учреждениями (клубами домами культуры).

 

Таблица 1.

Спортивные сооружения

 

Наименование сооружений Основные признаки Класс сооружения
        1-й 2-й 3-й
Стадионы Количество мест на трибунах, тыс. >40 30-40 20-30
Дворцы спорта    
Универсаль­ные спортив­ные залы Арена с искусственным льдом, м Трибуны на тыс. мест 36x70 30x61 30x61 1,5-3 30x61
Легкоатлети­ческий манеж Круговая дорожка, м Прямые дорожки, м Трибуны на тыс. мест Крытые ванны, м, с залом 3x125 25x14,5 150-200 3x100 150 2x80
Бассейн для плавания Крытые и открытые ванны, м Трибуны на тыс. мест 50x21 0,5 50x21 25x11

 

Вид схемы зависит от количества мест, которые необходимо разместить на трибунах.

Крытые демонстрационные спортивные сооружения многоце­левого назначения называют Дворцами спорта. Залы в них транс­формируемые (изменяемые), что дает возможность для проведе­ния различных зрелищных мероприятий.

Бассейны — комплекс зданий или сооружений, включающий одну или несколько ванн, а также подсобные и обслуживающие помещения. Бассейны бывают открытые и закрытые. В открытых бассейнах ванны расположены на открытой территории с подо­гревом воды и соединенных каналом с раздевальней — выплы­вом, в крытых бассейнах ванны расположены в закрытом отапли­ваемом помещении.

По функциональному признаку бассейны бывают: спортивные (для учебно-тренировочных занятий и соревнований); учебные (для учебных целей); купальные (для купания населения); специали­зированные, имеющие ограниченное и целенаправленное назна­чения (для детей, прыжков в воду и т.д.).

 

 

Контрольные вопросы.

 

 

1. Назвать типы физкультурно-оздоровительных и спортивных зданий.

2. На какие классы и по каким признакам подразделяются спортивные сооружения?

3. Дать определение спортивной площадки.

4. Чем спортивная площадка отличается от спортивного ядра?

5. На каком расстоянии должны быть удалены спортивные площадки и сооружения от окон жилых домов?

 

 

Бассейн для плавания Крытые и открытые ванны, м Трибуны на тыс. мест 50x21 0,5 50x21 25x11

 

Вид схемы зависит от количества мест, которые необходимо разместить на трибунах.

Крытые демонстрационные спортивные сооружения многоце­левого назначения называют Дворцами спорта. Залы в них транс­формируемые (изменяемые), что дает возможность для проведе­ния различных зрелищных мероприятий.

Бассейны — комплекс зданий или сооружений, включающий одну или несколько ванн, а также подсобные и обслуживающие помещения. Бассейны бывают открытые и закрытые. В открытых бассейнах ванны расположены на открытой территории с подо­гревом воды и соединенных каналом с раздевальней — выплы­вом, в крытых бассейнах ванны расположены в закрытом отапли­ваемом помещении.

По функциональному признаку бассейны бывают: спортивные (для учебно-тренировочных занятий и соревнований); учебные (для учебных целей); купальные (для купания населения); специали­зированные, имеющие ограниченное и целенаправленное назна­чения (для детей, прыжков в воду и т.д.).

 

 

Контрольные вопросы.

 

 

1. Назвать типы физкультурно-оздоровительных и спортивных зданий.

2. На какие классы и по каким признакам подразделяются спортивные сооружения?

3. Дать определение спортивной площадки.

4. Чем спортивная площадка отличается от спортивного ядра?

5. На каком расстоянии должны быть удалены спортивные площадки и сооружения от окон жилых домов?

 

 


10

 

Цель работы: Изучить типы зданий, относящихся к здравоохранению и отдыху. Объемно-планировочные решения.

 

 

К третьей группе общественных зданий относят следующие типы:

3.1. Лечебные со стационаром, родильные дома, амбулаторно-поликлинические, аптеки, молочные кухни, бальнео- и грязеле­чебницы.

3.2. Санатории, санатории-профилактории.

3.3. Учреждения отдыха и туризма.