Третье направление: Лиды-заходы «прямой разговор»

с резкими интонационными акцентами. Их еще называют «авторскими» и “направленно адресованными». Здесь активно используются как авторские обращения к читателю, так и провоцирующие цитаты.

· "Встряска", эмоциональный напор: Давайте не лгать перед собой!

· "Восклицание":Такое не забывается!

· Лид - цитата. Заход с закавыченной прямой речи, побуждает узнать автора высказывания (“кто бы это мог сказать?”). В отличие от роли цитаты в жесткой новости, тут она – не главная новость, и не мнение эксперта, а интрига, ввод в происшествие.

· “Провоцирующий” лид. Начинается с примерно равных по количеству слов и структуре предложений, из которых второе немедленно опровергает первое. Третья мировая война? Слава Богу, ложная тревога!..

· Обращение (непосредственно адресованный лид: Вам за тридцать? Ну и что?!

Мягкую новость можно начать с цитаты, с пословицы, с каламбура... В отличие от “единственности” лида жесткой новости (есть ощущение, что конкретная заметка и должна была начинаться именно так, а не иначе), специальные лиды выглядят менее обязательными, игровыми, сочиненными журналистом. (Например, известный более ста лет лид “Панч” /“Петрушка”/,содержащийнеожиданные противопоставления, шутки).

Однако, обратим внимание на то обстоятельство, что в отличие от ясного суммирующего лида жестких новостей, тут легко можно запутать читателя, “смазать”, а то и исказить смысл новости. Эта форма употребляется и для передачи достаточно самоочевидных новостей как “отвлекающий маневр”, переключающий внимание на второстепенное в событии.

Мы уже упоминали о разных репортерских откликах на приводнение американских астронавтов. Помимо жестких новостей, расставлявших акценты благодаря умелому расположению разных частей повествования, употреблению оценочных слов (например: “наши парни”), были и мягкие новости на ту же тему. Так, агентство Франс-пресс, необоснованно драматизируя ситуацию приводнения, указывало на шестибалльные волны (естественные в тех широтах), на дежуривший неподалеку спасательный корабль, обращало внимание на надувной плотик астронавтов, надежный при штормах, и на то, что последним покинул плот командир корабля...

Из этого примера видны возможности “отвлекающего маневра”, предпринятого репортером умышленно; иногда подобные приемы способны существенно исказить правду факта. в игре слов, в широком использовании намеков и образов кроется и опасность навязать тенденцию, противоречащую подлинной сути факта.

Интригующие и игровые лиды мягких новостей надо употреблять с осторожностью, с оглядкой на интеллектуальный уровень аудитории (читатель может не понять шутливого намека, заинтересоваться, не станет читать дальше, и, значит, новость не состоится.

Мягкая новость, ее специальные заходы – своеобразный заслон “механическому конструированию” новостей и поддержка репортерской изобретательности в изображении оттенков события.

Итак, как видим, элемент новости, доминирующий в жесткой репортерской хронике, достаточно силен и в мягких сообщениях, но тут он менее “агрессивен”, менее напорист и самоочевиден. Однако “вкрадчивость” мягкой заметки дает порой не менее ошеломляющие результаты. Одно из возможных следствий – авторская игра уводит читателя в сторону от подлинной сути факта, нарушая объективность журналистского выступления.

“Затяжки”, “сенсации” и “авторские лиды” в качестве заходов шире, чем прежде, и осознанно стали употребляться со второй половины ХХ века, поначалу как альтернатива «перевернутой пирамиде», которой хроникеры, по мнению теоретиков (и читающей аудитории), чересчур увлеклись, в результате чего, дескать, краткая новость была втиснута в жесткие рамки рекомендаций, сковывавших творческую инициативу; а затем просто как полноправный вариант репортерского изображения событий. Профессионалы обязаны обладать не только чутьем на новость, но и чутьем на форму, различать, каков материал, из которого предстоит «делать новость» и какая из форм – «жесткая» или «мягкая» тут более подходит; то есть, в каком из вариантов структуры ярче проявится социальная значимость, новостная ценность факта-происшествия.