Огюст Конт, позитивизм и социология.

Лекция № 7. Современная западная философия

 

План:

1. Общая характеристика эпохи.

2. Философия марксизма.

3. Философия Ф. Ницше.

4. Фрейд – основоположник психоанализа.

5. Теория «коллективного бессознательного» К. Юнга

6. Философия экзистенциализма (на примере творчества А. Камю).

7. Философия неотомизма П. Тейяра де Шардена.

 

Общая характеристика эпохи

В этот период нарастают процессы дифференциации философского знания, – развиваются старые и появляется множество новых направлений.

Это, прежде всего, позитивизм и прагматизм, начиная с середины XIX века, как попытка строить философию на основе позитивного, научного знания, как эмпирически подтверждаемого и практически значимого знания. Зарождение данного направления связывают с именем французского философа Огюста Конта. В США философию прагматизма развивали Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи.

Огюст Конт, позитивизм и социология.

Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения.

Таким образом, позитивное знание и "положительная наука" противопоставляются в позитивизме традиционной философии как "метафизике". Ставится задача развить философию нового типа - позитивную философию.

Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ.

С его именем связано развитие первого этапа позитивизма - "первого позитивизма".
Главное произведение О. Конта "Курс позитивной философии" в шести томах издавалось в 1830-1846г.г., а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.
Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

"Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.

Т.к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так: "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как".

Феноменализм - философский принцип, согласно которому в сознании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию действительностью. Вся концепция научного познания Конта тяготеет к феноменализму, потому что познание, по Конту, не идет далее того, что чувственно воспринимается.

Итак, научное знание, по Конту, имеет преимущественно описательный характер.
В отношении гносеологической функции науки необходимо отметить, что описание, по Конту, составляет важную функцию науки, но не главную. Объяснению как функции науки Конт придает минимальное значение. Главную функцию науки Конт видит в предвидении. "Таким образом, - говорит он, - истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти, согласно общему положению о неизменности естественных законов." Именно в предвидении будущего Конт усматривает и социальную функцию науки, особенно поскольку она изучает общественные явления.

Конт формулирует ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ ЗАКОН, выражающийся в классификации наук.
Конт отвергает бэконовский принцип классификации в зависимости от различных познавательных способностей человека (рассудок, память, воображение). Он выдвигает куда более плодотворную идею, согласно которой все эти способности применяются одновременно и во всех науках. Он предлагает принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания.
Если опустить детали, то основная классификация, предлагаемая Контом, будет выглядеть так:

1. Математика.

2. Астрономия.

3. Физика.

4. Химия.

5. Физиология.

6. Социальная физика (социология).

7. Мораль.

Образцом науки для позитивизма является естествознание. Методы и приемы естествознания позитивизм переносит на общественные и гуманитарные науки, специфика которых никак не учитывается. Эта особенность составила специфическую ограниченность позитивистского метода, которая вызвала в дальнейшем резкую критику со стороны неокантианцев и философов жизни. Конт стремится построить "позитивную" науку об обществе - социологию (сам этот термин - его удачное изобретение), которая была чем-то вроде "социальной физики". Социология Конта представлена в трех разделах: учение об условиях существования общества, учение

об изменении социальных систем, программа социального действия. Первый раздел своей социологии, которую Конт хочет видеть чем-то вроде "социальной физики", он называет "социальной статикой". В нем он рассматривает основные, по Конту, социальные институты (семью, государство, церковь). Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную " субстанцию " социума.

Учение об изменении социальных систем Конт называет "социальной динамикой".
Представление об общественном прогрессе является ведущим в "социальной динамике" Конта. Развитие и здесь совершается по "закону трех стадий". Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Постепенное рождение "промышленной" ("позитивной") стадии в начале 19 века привело к распространению идей альтруизма, социальности и "позитивной" философии.

Третий раздел своей социологии Конт называет "социальной политикой". Основной ее тезис - это превращение "позитивной философии" в религию всего человечества.

Представления Конта далеки от того, чтобы быть простым описанием фактов. Они не являются "позитивным знанием" в смысле обобщенного описания наблюдательных данных. Обратите внимание на значительное положительное содержание работ Конта: научную по своему замыслу классификацию наук, попытку строго научного подхода к общественной жизни, основанную на применении к ней понятия факта, первую попытку создания науки об обществе - социологии.

Итак, основателем первого позитивизма был Огюст Конт. Его историческая и научная роль состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

 

Также продолжали развиваться позиции иррационализма в творчестве Шопенгауэра и Ницше. В основе – поиск некоего фундамента бытия, – нечто не доступное разуму, в существование чего можно только верить. Шопенгауэр во многом развивает взгляды Шеллинга. Речь идет о некой воле, лежащей в основе всего. Это основа существования даже и самого бога (в произведении «Мир как воля и представление»).

Фридрих Вильгельм Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15.10.1844 — 25.08.1900) — немецкий философ. Испытал влияние Шопенгауэра. В своих сочинениях, выступал с нигилистической критикой культуры, проповедовал имморализм - отказ от морали, отрицательное отношение ко всяким нравственным принципам. В работах "Так говорил Заратустра", "Воля к власти" и др., создал теорию "сверхчеловека" - индивидуалистический культ сильной личности, который при этом сочетался с романтическим представлением Ницше о "человеке будущего". Душевная болезнь прервала работу философа. Последнюю четверть жизни Ницше провел в психиатрической лечебнице.

· Фридрих Ницше на сайте ru.wikipedia.org

ЦИТАТЫ

· 863Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество

· 940Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!

· 994Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних

· 1050Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь

· 1126Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его - или отстал от него

· 1277Познавший самого себя - собственный палач

· 1381Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом

· 1426Человек понемногу стал фантастическим животным, которое в большей степени, чем любое другое животное, тщится оправдать условие существования: человеку должно время от времени казаться, что он знает, почему он существует, его порода не в состоянии преуспевать без периодического доверия к жизни, без веры в разум, присущий жизни

· 1427"Цель", "надобность" достаточно часто оказываются лишь благовидным предлогом, добавочным самоослеплением тщеславия, не желающего признаться, что корабль следует течению, в которое он случайно попал

· 1665Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её

· 1738Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!

· 1976Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы…

· 1977Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений

· 2171Есть два вида одиночества. Для одного одиночество - это бегство больного, для другого - бегство от больных

· 2371Человек предпочитает желать небытие, нежели вообще не желать

· 2422Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя

· 2484Ничто не поражает так глубоко, ничто так не разрушает, как «безличный долг», как жертва молоху абстракции…

· 2580Мы — наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия.

· 2621…Но то, что убеждает, тем самым еще не становится истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов.

· 2622Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, т.е. суммированных нулей, - где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем…

· 2623Чтобы моральные ценности могли достигнуть господства, они должны опираться исключительно на силы и аффекты безнравственного характера.

· 2624...Как будто ценности скрыты в вещах и все дело только в том, чтобы овладеть ими!

· 2625Добродетель опровергается, если спрашивать, «зачем?»…

· 2626Критика новейшей философии: ошибочность отправного пункта, будто существуют «факты сознания» - будто в области самонаблюдения нет места феноменализму

· 2637Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни

· 2639С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.

 

Марксистская философия возникла в 40-х годах ХIХ в. в Германии на волне рабочего движения как идейное выражение революционного процесса. Ее основателями были К. Маркс и Ф. Энгельс. Сформировалась она под влиянием всей предшествующей философской, научной и общественно-политической мысли, но ее непосредственными теоретическими предпосылками были немецкая классическая философия, английская политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо и французский утопический социализм Ш. Фурье и А. К. Сен-Симона.

В конце XIX – начале XX века происходила научная революция в мире. Рушились представления о материи, появлялось ощущение того, что материя растворяется в математических формулах. Эта революция вызвала появление нового направления эмпириокритицизма О. Мах, Р. Авенариус). Их критиковал В.И. Ленин.

Эмпириокритици́зм, (др.-греч.