Этапы развития прагматизма
Чарльз Пирс (1839-1914) рассматривает развитие научного знания с позиций фаллибилизма. Каждый вывод научной теории представляет собой лишь допущение, которое будет дополнено или опровергнуто последующим развитием науки. На этом основании им выдвигается «прагматическая максима», в которой «истинность» знания заменяется его «полезностью». Критерием научного познания является успешность действий на основе полученных знаний. «Прагматизм есть критическое здравомыслие, создающее убежденность в успешности будущих действий».
Уильям Джеймс (1842-1910) ввел в научный анализ «прагматический метод» как положение о перспективной практической значимости научной теории. Конструирование научной картины мира должно включать любые положения, которые «подходят» с точки зрения практического применения. Место в картине мира обусловлено эффективностью практики, построенной на основании этих положений.
С позиций «прагматического метода» в научную картину мира включаются религиозные установки. Они содержат такие положения, которые еще не получили признания в науке, но уже стали основанием успешных практических действий. Особое значение приобретают психологические установки практического плана, созданные в различных религиозных традициях. Смена религии трактуется как смена этих установок, дающая максимальный практический эффект.
Джон Дьюи (1859-1952) дополнил и развил «прагматический метод», придав ему характер инструментализма, основания которого формулируются следующими положениями:
· Не существует идеальных научных теорий, любая из них может быть дополнена или отброшена развитием научного знания.
· Для решения практических задач необходимо использовать различные научные концепции в качестве необходимых «инструментов» исследования.
· Успешность использования различных «инструментов» не требует единой методологии и зависит от уровня «профессионализма» исследователя.
Особое значение в развитии «прагматического метода» уделяется социальным последствиям практических действий, как для индивида, так и для общества в целом. С этих позиций осознается важность искусства и поэзии, создающих в воображении представление о возможных последствиях наличного успеха.
Перси Уильямс Бриджмен (1882-1961), лауреат Нобелевской премии (1946), считается основателем концепции операционализма. В этой теории научное познание фиксируется в возможности осуществления определенной последовательности действий, ведущих к желаемому результату. Поэтому категории науки должны содержать «операциональные определения» по принципу: «знать означает уметь». На этом основании постулируется необходимость очищения науки от абстрактных определений и переход к категориальному аппарату, сформированному на основании «позитивного» практического опыта исследования. «Операциональные определения» получили широкое распространение в современной науке.
Неопрагматизм является собирательным наименованием концепций, сочетающих «прагматический метод» с положениями лингвистической философии (постмодернизм). В качестве примера такого симбиоза приводится концепция У-О. Куайна (1908-1996). Эти концепции считают основной проблемой перевод категорий научной картины мира на естественные и искуственные языки, приспособленные для «операциональных» действий в рамках повседневной жизни обычных людей. Таким образом обоснование необходимости получения научных знаний связывается с потребностями обыденной жизни.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные характеристики концепций позитивизма?
2. Какие изменения претерпели позитивистские концепции в ходе развития этого направления современной западной философии?
3. Определите место, роль и значение позитивистской философии в историко-философском процессе.
4. Приведите основные характеристики прагматической философии.
5. Каково влияние позитивистских и прагматических концепций на современную науку и практику?