Этапы развития позитивистских концепций

ТЕМА 8. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛоСОФИЯ

Панов Е.Г.

Позитивизм («философия науки»)

 

Общие характеристики «позитивной философии»

Бурное развитие научного знания привело в первой половине XIX века к созданию теорий, в которых это развитие подвергалось философской рефлексии. Они опиралась на представление о возможности получения «позитивного» знания о мире, используя экспериментально-математические методы и средства языка науки. Общим обозначением для этих теорий выбран термин «позитивизм». Характерной чертой «позитивизма» стал отказ от создания собственной онтологии, отличной от научной картины мира. Основные задачи, которые решала «позитивная философия», можно обозначить следующим образом:

· Сужение сферы применения методологии критической аналитики, свойственной философским теориям Нового времени, немецкой классической и марксистской философии.

· Распространение методологии естественнонаучных исследований на области социального и гуманитарного знания.

· Выделение эпистемологии как особой части гносеологии, связанной с изучением эмпирического познания, условий его истинности.

· Решение проблемы существования внешнего мира. На основе данных современной науки создание научной картины мира как онтологического завершения эпистемологической доктрины.

· Развитие математических, логических и лингвистических методов исследования процессов познания.

· Выделение особой части философской концепции, посвященной основам деятельности человека как реализации его целевых и ценностных установок («моральная философия», «социальная философия», «философская антропология»).

 

Этапы развития позитивистских концепций

В современной литературе принято выделять следующие этапы развития «позитивистских концепций»:

· Первый позитивизм или «индуктивизм» (О.Конт, Дж.Ст.Милль, Г.Спенсер

· Второй позитивизм или «эмпириокритицизм» (Э.Мах, Р.Авенариус)

· Неопозитивизм или «логический позитивизм» (Венский кружок, Л.Витгенштейн, К.Поппер)

Во второй половине XX века философские концепции, рассматривающие процесс научного познания, были объединены общими наименованиями «постпозитивизм» или «философия науки». Все эти обозначения носят условный характер, и включение философской концепции в рамки того или иного «позитивизма» часто зависит от собственной позиции историка философии, а не от содержания концепции.

 

(Первый позитивизм («индуктивизм»)

Огюст Конт (1798-1857) признается основателем «позитивной» философской доктрины («Курс позитивной философии» в 6 т.). Его концепция распространяет представление об объективном характере законов науки на социальную область. Новая дисциплина получила обозначение как «социальная физика» и была названа «социологией».

В раках методологии научного познания сформулированы следующие положения:

1. «Закон трех стадий» развития познания: теологическая, в которой основой познания является божественное откровение, метафизическая, основанная на спекулятивной критике абстрактных положений, и позитивная, обобщающая данные частных наук.

2. «Закон постоянного подчинения воображения наблюдению». Декларирует описательный характер оснований научного знания в противовес метафизическим положениям о сущности мироздания.

3. «Феноменализм». В познании мы имеем дело лишь с «явлениями», независимое от нас существование вещей остается за пределами познания.

4. «Футурология». Важнейшая функция «позитивной науки» состоит в предвидении. Социальная роль науки раскрывается в возможности на ее основе формулировать достижимые и желаемые цели развития общества, познания и человека.

5. «Закон структурирования науки». Введение новой классификации наук по предмету их исследования, в противовес классификации по методу (Ф.Бекон). Энциклопедическая структура включает: математику как всеобщее основание наук, астрономию, физику, химию, биологию, а также социологию как «социальную статику» (структура общества) и «социальную динамику» (концепция морального прогресса).

Джон Стюарт Милль (1806-1873) в рамках «позитивной философии» развил принципы индуктивного метода (эмпиризм), сформулировав основные положения индуктивного логического доказательства. Распространил методы «социальной физики» на экономику и психологию. Развивал лингвистический анализ языка науки.

Ввел в научный обиход следующие методологические положения:

1. «Четыре метода опытного исследования»: метод «единственного сходства» (критерия), «единственного различия», «сопутствующих изменений» и «остатков».

2. Логические схемы доказательства наличия или отсутствия причинно-следственных связей явлений.

3. Проведение социального эксперимента, основанного на сравнительном наблюдении за процессами в двух или более группах.

4. Принципы «этического утилитаризма» с позиций разумного эгоизма в интересах малой социальной общности.

5. Ввел в обход политической экономии мальтузианские концепции роста населения как определяющего фактора экономического развития. В связи с этим разрабатывал концепцию «добровольного ограничения потребностей».

Герберт Спенсер (1820-1903) разработал концепцию научной картины мира, которая эволюционирует по мере роста научного знания. Ввел в научных обиход представление об обществе как «социальном организме», основанном на дифференциации и интеграции его «органов» в три системы: «производящей», «распределяющей» и «регулятивной».

Им сформулированы следующие положения методологии научного познания:

1. «Структурно-функциональный анализ» дополняет «социальную статику» положением об органическом единстве и функциональной связи социальных структур.

2. Разграничение методов историзма, эволюционизма и органицизма. Развитие методологии антропологических и этнографических исследований, в которых современное общество сравнивается с «примитивными» историческими сообществами.

3. Разработка концепции нелинейного прогресса, ведущего одновременно к «идеальному состоянию» и вызывающего усиливающуюся социальную дифференциацию.