Критический рационализм К.Поппера
Основателем концепции критического рационализма является английский философ и социолог Карл Раймунд Поппер /род. в 1902р./. Он познакомился с деятельностью Венского кружка еще будучи студентом Венского университета. В 1935 голу Поппер опубликовал книгу "Логика научного исследования", где дал развернутую критику основных принципов неопозитивизма. Поппер один из первых на Западе обратил внимание на гносеологические и методологические изъяны концепций логических позитивистов, считавших, что теоретическое содержание науки может быть сведено к его якобы совершенно самостоятельному и ни от чего не зависящему основанию - к эмпирическому знанию, к чистому опыту. Прежде всего он был неудовлетворен принципом верификации. Согласно Попперу, опыт не может дать достоверного знания об истинности научных положений, но может с достоверностью судить об их ложности. Он обратил внимание на то, что даже очень большое число подтверждающих факторов в отношении того или иного утверждения делают его лишь весьма вероятным, но все-таки не твердо достоверным. При этом достаточно одного опровергающего факта для того, чтобы это индуктивное обобщение было отброшено. На основании этого Поппер провозгласил замену принципа верификации принципом фальсификации. Принцип фальсификации означает, что проверка научной осмысленности, а затем и истинности научных теорий должна осуществляться не через из подтверждение, а преимущественно /или даже исключительно/ через их опровержение. Фальсификация, согласно Попперу, это принципиальная опровержимость любого утверждения, относимого к науке, она является методом демаркации, т.е. отделения научного знания от ненаучного, и составляет одну из основных задач философии..
Особое место в гносеологических воззрениях Поппера занимает так называемая "теория роста научного знания", которая сплотила вокруг Поппера наиболее талантливых его учеников. Эта теория является одной из первых попыток применения принципа развития в западной методологии науки. Согласно Попперу, научные закономерности в принципе невозможно открыть посредством наблюдений, поскольку любые наблюдения порождены нашей заинтересованностью. Трудности приспособления к хаосу внешнего мира заставляют нас искать закономерности, видеть регулярности даже там, где их нет. Кроме того, всякому наблюдению всегда должна предшествовать некоторая проблема, точка зрения или интерес, т.е. нечто теоретическое. Разум бессилен навязывать свои законы природе, но он подходит к ней все с новыми предположениями, действуя методом проб и ошибок. Любая теория рано или поздно отвергается природой и заменяется новой, поэтому ни одну из них нельзя считать истиной. Приступая к исследованию природы, подчеркивает Поппер, нужно пытаться склонить природу к неприятию гипотезы, обнаружить ее ложность как можно раньше. Таким образом, рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений, в результате чего решаются все более глубокие научные проблемы.
Свое представление о росте научного знания Поппер интерпретировал в терминах эволюционной теории. Он полагал, что вся традиционная методология науки придерживалась ламаркистских воззрений на рост научного знания, свою же концепцию Поппер уподобляет дарвиновской теории развития. Он уподобляет знание биологическому организму, проблемные решения - мутациям, происходящим внутри него, а процесс элиминации ошибок - естественному отбору, устраняющему ошибочные мутации. Научное знание, по Попперу, возникает как средство приспособления к окружающей среде, и его дальнейшая эволюция подчиняется тем же самым закономерностям, что и биологическая. Но, поскольку знание закрепляется в языке, биологическая эволюция переходит в когнитивную. Эволюция видов переходит в эволюцию знания. Но принцип этой эволюции, а именно метод проб и ошибок, целиком сохраняется.
Поппер писал, что "от амебы до Эйнштейна рост знания является тем же самым". Различия же между амебой и Эйнштейном заключается в том, что "Эйнштейн сознательно ищет элиминации ошибок. Он старается убить свои теории: он сознательно критичен к своим теориям... Амеба же не может быть критичной по отношению к своим ожиданиям или гипотезам". Таким образом, для обоснования своих логико-методологических концепций Поппер использовал идеи неодарвинизма: рост научного знания рассматривается им как частный случай общих мировых эволюционных процессов.
Целью науки, пишет Поппер, является не просто истина, но логически невероятная истина, истина, имеющая большую объяснительную силу. Мы заинтересованы в смелых предположениях, даже таких, которые вскоре могут оказаться ложными, ибо только с их помощью мы можем надеяться открыть интересную и существенную истину. Истина объективна, она признается существующей и достижимой, однако без возможности ее распознать. Теория может быть истиной, говорит Поппер,' даже если никто не верит в нее и если даже у нас нет оснований для ее принятия или веры в ее истинность. Истина как скрытая туманом горная вершина, которую, если даже ее и достигнешь, невозможно отличить от других, "неосновных" вершин. Лишь в некоторых случаях мы с достоверностью можем установить, что истина нами не найдена, что мы заблуждаемся, когда, например, теория противоречива или актуально фальсифицируема.
Центральное место в философии Поппера занимает онтологическая концепция "трех миров". Опираясь на принцип философского плюрализма, Поппер постулирует существование трех типов реальностей или трех миров. Первым миром является физический мир, или мир физических состояний; второй мир есть мир состояний сознания, или психический мир; третьим миром является мир научного знания; мир "объективных содержаний мышления".
Одной из главных философских проблем, по мнению Поппера, является отношение между мирами. Эти отношения таковы, что генетически все миры связаны между собой и представляют разные уровни эмерджентности. Физический мир существовал всегда, а мир сознания' возник как естественный продукт эволюции первого мира. Третий мир возникает как результат взаимодействия первого и второго миров, как побочный продукт человеческой деятельности, связанной с решением проблем биологического выживания в первом мире. Предпосылкой его возникновения является появление языка, который, закрепляя знания, превращает его в "объективный дух", способный существовать независимо как от физического мира, так и от мира сознания. Эта идея независимости, или автономности "третьего мира", является центральной в попперовской теории.
Каковы же аргументы в пользу автономности "мира - 3"? Поппер связывает объективное существование его объектов с фактом материализации продуктов человеческого интеллекта в виде книг, скульптур, других продуктов человеческой культуры. Но основной аргумент впользу автономности объектов "мира-3" состоит в том, что теории и
идеи, художественные стили развиваются по своим собственным законам и порождают следствия, которые их создатели были не в состоя нии предвидеть и предсказать. И хотя первоисточником объективного знания является человеческое субъективное знание, но большая его часть возникла независимо от целей и интересов ученых путем имманентного развития, поэтому она неизвестна людям, а возможно, никогда и не будет открыта им. '
Поппер считает, что вся традиционная гносеология понимает познание именно в субъективном смысле, тогда как прогресс в эпистемологии и методологии возможен, только если понимать познание в объективном смысле, как существующее независимо от субъекта. Ведь закрепляясь в языке, научные идеи и теории приобретают автономное существование и перестают принадлежать субъекту, существуют независимо от него. С этих позиций все научное познание можно рассмат ривать как деятельность ученых по обнаружению проблем и их пониманию, проникновению в их суть. Непосредственным объектом познания теперь оказываются сами когнитивные сущности, т.е. субъект познает не закономерности внешнего мира, а возникающие в процессе автономного развития науки ее интеллигибельные продукты.
Таким образом, начав с отождествления объективности знания с его интерсубъективной проверяемостью в духе позитивистской традиции, Поппер кончает отождествлением объективности знания с его полной независимостью от познающего субъекта, что роднит его теорию с объективным идеализмом Платона и Гегеля, явно противоречащим основным установкам позитивизма. Вместе с тем попперовская теория отличается от философии объективного идеализма в трактовке происхождения третьего мира и его функций в познании. Если у Платона и Гегеля объективный дух предшествует природе и человеческому сознанию, то у Поппера он возникает как результат взаимодействия физического мира и мира сознания.
В области социальной философии Поппер выступил с резкой критикой марксизма и историзма. Он опубликовал сначала небольшую работу "Нищета историзма", а затем в двухтомном сочинений "Открытое общество и его враги" дал наиболее полное изложение своей социальной теории. Первый том озаглавлен "Чары Платона" и посвящен критике философии Платона, которого Поппер считает основоположником политической философии "тоталитаризма". Платон, по его выражению, "первый политический идеолог, мысливший в терминах классов и придумавший концентрационные лагеря". Название второго тома говорит само за себя: "Ложные пророки. Гегель, Маркс и последствия".
Поппер критикует марксизм прежде всего потому, что исторический материализм, созданный К.Марксом, исходит из возможности научного познания объективных законов исторического развития человеческого общества. По мнению Поппера, таких законов нет и быть не может, а следовательно, они не могут быть и предметом научного познания. Для Поппера история сводится к решениям отдельных людей и их действиям на основе этих решений. Ссылаясь на увеличение роли науки в современном мире, Поппер делает вывод, что ход человеческой истории будет определяться именно научными открытиями, а поскольку заранее их предугадать невозможно, ты в принципе невозможно и предсказание будущих исторических событий. Распространение марксизма, по мнению Поппера, было следствием того, что марксисты "выдумали" классовую борьбу и "навязали" ее людям. Обвиняя марксизм в "методологическом коллективизме", Поппер объясняет его роковым влиянием идей Платона и Гегеля. Государство, класс, объективная идея или дух, возводятся "методологическим коллективизмом" в определяющую силу общественного развития, а индивид, отдельный человек "превращается в средство" для достижения некоей предустановленной цели истории. "Критикуя марксизм, я до некоторой степени критиковал и самого себя, поскольку в ранней молодости был марксистом и даже коммунистом", - пишет Поппер в предисловии к первому тому книги "Открытое общество и его враги", изданном на русском языке в 1992 году.
Социальная философия "критического рационализма" получила большое распространение в 60-х годах XX века. Под ее влиянием находился ряд крупных ученых и политических деятелей в Западной Европе и США. В Германии социальную философию "критического рационализма" пытались взять на вооружение самые различные политические силы, а для СДПГ она превратилась чуть ли не в партийную доктрину. Начиная с 60-х годов на развитие этой философии все большее влияние начинают оказывать взгляды Г.Альберта, который очень много сделал для популяризации идей "критического рационализма" в ФРГ. Противопоставляя мировоззрению марксизма систему воззрений буржуазного либерализма, Альберт считает марксистское учение о коммунистическом обществе несостоятельным ни в теоретическом, ни в критически-политическом смысле, ибо "не может быть никакого идеального социального строя, который мог бы быть справедливым для всех".
Сторонники "критического рационализма" не признают классовой обусловленности демократии. Политическую демократию они выводят из политического плюрализма, выводя ее из плюрализма теоретического, задачей которого является выявление альтернативы повсюду и везде. Теоретический монизм, по их мнению, приводит к крайне нежелательным последствиям в сфере, социально-политической, способствует авторитарным, тоталитарным извращениям. Напротив, плюралистическая модель познания в cфepe политической деятельности неотвратимо способствует формированию "гуманистической этики", рождению "философии демократии", означает признание равноправного существования в современном общество различных мировоззренческих направлений, служит основой "свободного демократического правопорядка". В вышеуказанном предисловии Поппер пишет, что самая, насущная потребность в России - это власть закона, поскольку без установления власти закона немыслимо развитие свободного рынка и достижения экономического равенства России с Западом.
3.2. Постпозитивизм И.Лакатоса и Д.Агасси
Другой представитель направления "критического рационализма" британский философ и историк науки Имре Лакатос /1922-1974/ начинал свои методологические исследования с изучения истории математики. Он начал с того, что осудил неопозитивистскую установку на чистую логику, логику без истории. Лакатос считает, что судить об эффективности методологических установок и концепций в целом можно, только опираясь на реальную историю науки. Методология должна быть "своего рода рационально реконструированной историей".
И.Лакатос стремится обосновать положение, что наука развивается не как монотонное возрастание количества несомненно обоснованного знания, но только через непрерывное улучшение догадок при помощи размышления и критики, при "помощи логики доказательств и опровержений". Считая, как и Поппер, что критика является движущей силой развития науки, он не ограничивает позитивную функцию критики очищением науки от заблуждений, а видит ее в усовершенствовании гипотез. В своей концепции Лакатос, пожалуй, впервые в западной философии науки пытался преодолеть метафизическую раздвоенность актов открытия и обоснования нового знания и представить процесс научного познания как единый, где поиски доказательства приводят к открытию, а открытия указывают пути доказательства.
В конце 60-х годов Лакатос разработал универсальную концепцию развития науки, основанную на идее конкурирующих научно-исследовательских программ. Научно-исследовательская программа состоит из методологических правил двух типов: первые описывают пути, которым нужно следовать /"положительная эвристика"/, другие же говорят, каких путей здесь следует избегать /"отрицательная эвристика"/. Важным структурным элементом исследовательских программ является "жесткое ядро", состоящее из наиболее общих для данной дисциплины специально-научных принципов /например, в ньютоновской механике -это три закона динамики и закон гравитации/. "Жесткое ядро" рассматривается как неопровержимое до тех пор, пока программе удается порождать новые теории, способные ассимилировать контрпримеры и предсказывать новые факты.
В развитии исследовательских программ можно выделить две основные стадии - прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии "положительная эвристика" способна стимулировать выдвижение вспомогательных гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание программы. Однако в дальнейшем, достигнув "пункта насыщения", развитие исследовательской программы резко замедляется. Возрастает число несовместимых фактов, появляются внутренние противоречия, парадоксы и т.д. Тем не менее наличие такого рода симптомов еще но может служить объективным основанием для отказа от исследовательской программы. Такое основание, по мнению Лакатоса, появляется только с момента возникновения соперничающей исследовательской программы, которая объяснила бы эмпирический успех своей предшественницы и вытеснила бы ее дальнейшим проявлением эвристической мощи, способности теоретически предсказывать неизвестные ранее факты в период своего роста.
В своей концепции Лакатос предпринял попытку соединить логику науки с ее историей, что было большим шагом вперед от неопозитивистов и Поппера. Методология исследовательских программ должна была стать по ее замыслу, рациональной реконструкцией реального развития науки. Методологическая программа Лакатоса восстанавливает в значительной степени гносеологический статус опыта и эмпирического знания как источника знаний о мире и эвристическую функцию индукции требованием введения в любую методологию "индуктивного принципа". Но Лакатосу в конечном итоге не удалось в должной мере решить проблему эмпирического обоснования знания, как и проблему соотношения логики и истории науки. Ведь когда реконструируется история, методолог подходит к множеству исторических фактов с определенной идеей их отбора и выравнивания в единую линию развития, которая и будет считаться рациональной линией, а все отклонения от нее будут рассматриваться как нерациональные. Отобранные таким образом исторические факты философски осмысливаютиональной линией, а все отклонения от нее будут рассматриваться как нерациональные. Отобранные таким образом исторические факты философски осмысливаются и представляются в качестве методологии науки: Но каково здесь влияние реальной истории? Почему в качестве рациональной выбрана именно эта линия развития? Получить ответы на эти вопросы от Лакатоса не удается, поэтому предлагаемый им метод рациональной реконструкции содержит в себе опасность фальсификации реальной истории науки в угоду методологической концепции. Как продуктивное средство историко-научных исследований методология Лакатоса оказалась применимой лишь к некоторым периодам развития теоретической науки.
Эпистемологическая концепция израильского философа и историка науки Джозефа Агасси /род. в 1927г./ непосредственно выросла из учения Поппера и сохраняет тесную идейную связь с ним. Агасси видит свою задачу в том, чтобы, не изменяя фундаментальные положения попперовского учения, объяснить стабильность науки. Он полагает, что объяснить стабильность науки в рамках попперовских стандартов рациональности /согласно которым рациональна только наука/ невозможно, поэтому нужно расширить сферу рационального, признать, что все формы духовной деятельности в той или иной степени рациональны,
Расширение области рационального на философию, мировоззрение свидетельствует о полном преодолении основной позитивистской тенденции в попперианстве: стремления к демаркации науки и метафизики. Агасси принадлежит уже к новому поколению философов науки, которым позитивизм глубоко чужд. Он считает, что все сферы духовной деятельности людей взаимно проникают, влияют и обусловливают друг друга, и раздельное их существование просто невозможно. Он пытается "реабилитировать метафизику в качестве рамок для науки", считая, что метафизика делает наброски возможных объяснений, поэтому ее можно рассматривать как исследовательскую программу. Она становится псевдопроблемой только тогда, когда вместо программы пытается дать конечные результаты.
Какова же реальная роль философских концепций в развитии конкретных наук? Факты получают ту или иную интерпретацию в зависимости от общей метафизической картины мира. Метафизика, рассматриваемая Агасси прежде всего как натурфилософская картина природы, выступает предварительным условием любого конкретно-научного взгляда на мир. Факты сначала интерпретируются непосредственно в философии, а затем эта интерпретация развивается в научную теорию. Философия, таким образом, сливается с наукой, становится неотделимой от нее, основная ее функция - служить источником научных проблем и теорий.
Центральной идеей концепции Агасси, как и у Поппера, является идея непрерывного движения науки в процессе постоянного и целенаправленного критического спора. Чтобы увидеть нечто новое, нужно критикой расшатать старые теории. Если, согласно Попперу, по каждой проблеме в науке всегда существует множество конкурирующих теорий, возникающих рационально не объяснимым способом, а критика производит среди них отбор, то у Агасси критика теории служит сначала для расшатывания ее, подготавливает почву для новых, фундаментальных открытий и для появления новых теорий. Методология историографических исследований Агасси не вполне разработана и закончена, как у Поппера и Лакатоса. Скорее это отдельные идеи относи тельно того, как можно использовать учение Поппера для историографических исследований, некоторая доработка и развитие попперовских воззрений.