Позитивизм.Конта и его последователей

А.В. ЕРАХТИН

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Ч а с т ь 1

 

От позитивизма к постпозитивизму

 

Учебное пособие

 

 

Иваново 1994

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

Глава 1. П О З И Т И В И З М

 

1.1. Позитивизм О.Конта и его последователей

1.2. Философия эмпириокритицизма

 

Глава П. Н Е О П О З И Т И В И З М

 

2.1. Возникновение неопозитивизма и его специфика

2.2. Логический позитивизм и его принципы

2.3. Философия лингвистического анализа

 

Глава Ш. П О С Т П О З И Т И В И З М

 

3.1. Критический рационализм К.Поппера

3.2. Постпозитивизм И.Лакатоса и Д.Агасси

3.3. Постпозитивизм Т.Куна, С.Тулмина и П.Фейерабенда

3.4. Философия "научного материализма"

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Глава 1. ПОЗИТИВИЗМ

Позитивизм.Конта и его последователей

 

Позитивизм как философская доктрина возникает в 30-е годы XIX века. Это по сути "антифилософское направление" в философии. Теоретической основой позитивизма было разочарование в возможнос­тях умозрительной философии, претендовавшей на роль "науки наук". Большие успехи в развитии естественных наук /математики, астроно­мии, физики, химии, биологии/ породили надежду на возможность соз­дания "социальной физики", надежду на то, что все подлинное /пози­тивное/ знание может быть получено лишь как результат отдельных частных наук и их синтетического объединения. Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, но это не исключает суще­ствование некоторой общей науки, осуществляющей синтез научного знания, за которой можно сохранить старое название "философии". Таким образом, в позитивизме стирается качественная грань между наукой и философией, поскольку последняя сводится к общим выводам из естественных и общественных наук.

Основателем позитивизма был французский мыслитель Ответ Конт /1798-1857/, который в течение пяти лет был личным секретарем со­циалиста-утописта Сен-Симона. Разойдясь затем со своим учителем и его школой, Конт в 1826 году организовал цикл лекций для небольшой аудитории ученых и литераторов. Записи этих лекций разрослись в дальнейшем в шеститомное произведение Конта "Курс позитивной фило­софии", а также в сочинение "Дух позитивной философии".

По убеждению Конта, создание его "Курса" означало коренной переворот во всех науках, во всем мировоззрении, а свою философию он считал не одним из направлений философской мысли, а новой эрой в истории человечества. Конечной целью философской системы Конта было "социальное преобразование", он стремился к преодолению "со­циальной анархии", причиной которой была, по его мнению, "умствен­ная анархия" - это пагубное наследив "революционного духа". В ми­ровоззрении должен быть наведен порядок путем создания строгой научной системы. Конт выдвинул задачу превращения обществоведения в "позитивную" науку; он стал основателем буржуазной социологии. Конт надеялся, что идеи позитивной социологии приведут общество к моральному порядку, поскольку именно духовная стабилизация пред­шествует стабилизации социальной.

Центральное место в социологии Конта занимает "открытый" им " "великий основной закон" "трех стадий". Это была оригинальная ин­терпретация Контом учения Сен-Симона о стадиях развития человечес­кого общества. Для Конта эти стадии суть три эпохи разных состоя­ний человеческого духа. Конт мыслил позитивизм как завершение эво­люции человеческой мысли, шедшей от "теологической стадии" к "ме­тафизической", а от нее к положительной /"позитивной"/. На первой стадии действительность ставится в зависимость от божественных су­ществ, здесь безраздельно господствует религиозное миросозерцание. На второй стадии на смену религиозным представлениям приходят умо­зрительные спекуляции философов о "сущности" и "причинах", лежащих за явлениями. Третья стадия - это стадия позитивного знания, здесь наступает разочарование в философии, и люди обращаются к наукам.

Теологическая стадия, по Конту, соответствует детскому пери­оду человека, и человечества, метафизическая - переходному возрасту, позитивная стадия означает высшее, вполне зрелое состояние челове­ческого ума. Конт читал, что принципу трех стадий подчинены не только история человеческого общества, но история культуры, исто­рия познания, история становления и развития отдельных наук. Прог­ресс общества, согласно Конту, коренится в духовном совершенство­вании человека. Все изменения, происходящие в области производства, политики и морали - продукт развития и накопления знаний. Наука -главный стимул и причина общественного развития.

Конт подверг критике априоризм и спекулятивный характер геге­левской системы, он был вдохновителем идеи научности философии. Но противопоставив научную философию метафизике, он положил начало от­казу от философии как науки о мире. Позитивизм Конта предполагает отказ от поисков первопричин, каких-либо субстанциальных начал и вообще сверхчувственных сущностей. Эти поиски философов позитивис­ты характеризовали как бесплодную "метафизику" и противопоставляли им стремление к построению системы "положительного" знания, опира­ющегося исключительно на "факты".

Поскольку позитивизм не имеет дела с "метафизическими" проб­лемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки ме­тафизики, к которым относятся, по мнению Конта, претензии на рас­крытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Задача науки состоит в описании и упорядочении ощущений и переживаний субъекта, наука отвечает не на вопрос "почему", а на вопрос "как", поскольку она призвана не "объяснять", а описывать данные опыта.

Мы познаем только "поверхность" действительности, только "явления" или "факты опыта", а не объекты "сами по себе", не их внутреннюю сущность или происхождение, считает Конт. Ограничив научное позна­ние только областью явлений, Конт пришел к выводу, что в науке объяснение принципиально невозможно.

Однако накопление сырого фактического материала еще не обра­зует науки. Конт говорит, что наука должна открывать законы, но под законами он понимал лишь формулировку наблюдаемых функциональ­ных отношений, "неизменные отношения последовательности и подобия". Этому тезису позитивизм остался верен на протяжении всей своей дальнейшей истории, тем самым подрывая авторитет научного знания и отказывая ему в возможности познания скрытых глубин действитель­ности.

Видя задачу науки в описании и упорядочении ощущений и пере­живаний субъекта и объявляя "метафизикой" всякую теорию, признаю­щую существование и познаваемость объективной реальности, Конт тем самым встает на позицию субъективного идеализма. Отношения последо­вательности и подобия, являющиеся предметом научного исследования - природные или социальные,- независимы от вмешательства человека. В процессе познания человек лишь выявляет эти отношения, но отнюдь не творит их. Однако объективность законов науки еще не является свидетельством объективности науки. Наука по существу субъективна, поскольку природа ее социальна, а центром философских исследований является человек. "Вселенная, - пишет Конт, - должна изучаться не ради ее самой, но ради человека, или скорее, ради человечества".

Описывать, по Конту, значит отчасти и объяснять и, следова­тельно, в какой-то мере и предсказывать будущее течение событий. Отсюда вытекает его знаменитая формула: "Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь", которая весьма импонировала философски неискушенным ученым XIX века, создавала иллюзию "научности" пози­тивизма. Позитивную оценку ученых получила и разработанная Контом "рациональная классификация основных позитивных наук", она была наиболее развитой и рациональной из всех классификаций, существо­вавших в истории науки до XIX в. Принцип классификации линейный. Конт расположил науки в направлении от общего, более легко изуча­емого и точного знания, к знанию частному, более трудному и сложно­му для исследования, а потому и менее точному. Все науки разделя­ются им на теоретические и прикладные, а теоретические, в свою очередь, делятся на "абстрактные или общие, и конкретные ил» частные. Абстрактные теоретические науки и составляют принципиаль­ный ряд наук Конта: математика, астрономия, физика, химия, физиоло­гия, социология. Конт был автором последнего термина, но наряду с ним использовал и термин "социальная физика". В дальнейшем Конт добавляет к своей схеме седьмую науку - "позитивную мораль", иног­да называемую им "антропологией".

Последователем Конта и первым крупным позитивистом в Англии был Джон Стюарт Милль /1806-1873/. Он переписывался с Контом, а за­тем опубликовал несколько статей на общую тему: "Огюст Конт и по­зитивизм", где определил позитивизм как "общее достояние века". В свою очередь, Конт высоко оценил "Логику" Милля.

Как и Конт, Милль считал, что все знание проистекает из опы­та, а его предметом являются наши ощущения. Материя - это неизвест­ная причина или "постоянная возможность вызывания впечатлений", а сознание - "постоянная возможность переживаний". Отсюда задача на­уки понимается как индуктивное упорядочение единичных явлений для получения законов природы. Последние суть относительно простые до­пущения на базе предшествующих индукций, из которых /допущений/ можно затем "дедуктивным путем вывести все существующие во Вселен­ной единообразия". Это субъективно идеалистическая философия.

В центре внимания интересов Милля были логические исследова­ния он внес положительный вклад в разработку технических средств логической науки, детально изучив приемы индуктивного исследования. Ряд его идей сыграл позитивную роль в семиотике и логической се­мантике. Милль стремился устранить из логики метафизическую пробле­матику и высказывался в том духе, что логика должна быть нейтраль­ной почвой, на которой могут встретиться и подать друг другу руки материалисты и идеалисты. Но фактически Милль сделал ее в ряде мо­ментов орудием философии позитивизма. Сама логика, с точки зрения Милля, это грамматика оперирования чувственными переживаниями, она выступает у него как главное содержание философского знания, как "наука самой науки".

Разделяя ряд философских и логических установок Конта, Милль отвергал его социально-политическую доктрину /в частности, мысль об усилении роли государства/, усматривая в ней систему духовного и политического деспотизма, игнорирующую человеческую свободу. В эссе "О свободе" он прославлял идеалы либерализма и настаивал на полном невмешательстве государства в частную жизнь граждан. Милль считал, что государство должно предоставлять максимальные возможности для развития экономической инициативы предпринимателей.

В своей этической системе утилитаризма /название, впервые введенное Миллем,/он выступал против "крайности" узкоутилитарного подхода к поступкам. Помимо эгоизма как всеобщего принципа, вводит в свою систему принцип альтруизма, ведущий к достижению "наиболь­шей суммы общего счастья".

В своих поздних эссе Милль позитивно оценивает религию, счи­тая, что в век скепсиса религия полезна и необходима для реализа­ции моральных целей, она может воспитывать, развивать культуру не­образованных масс и создавать нравственное общественное мнение.

В истории позитивизма Милль сыграл роль основоположника фи­лософской традиции позитивизма в Англии XIX века. Главным же пред­ставителем английского позитивизма второй половины XIX века был Герберт Спенсер /1820-1903/.

Центральным пунктом философии Г.Спенсера была попытка прими­рить науку с религией, он пытался религиозную веру оправдать выво­дами науки, опираясь на принцип агностицизма. Базой для примирения науки и религии должен послужить тот факт, что "формы бытия... аб­солютно непознаваемы в их сущности". Согласно Спенсеру, история религии показывает, что всякая религия покоится на признании абсо­лютной непостижимости той высшей силы, которая лежит в основе мира. Но и наука неизбежно приходит к выводу, что "под всякими вещами скрывается непроницаемая тайна", что реальность, лежащая в основе всех явлений, навсегда остается неизвестной. Признание того, что ни религия, ни наука не в состоянии дать ответ на коренной вопрос бытия, позволяет , по мнению Спенсера, устранить конфликт между ними.

Спенсер утверждал, что само развитие науки сталкивает уче­ных с неразрешимыми тайнами и тем самым подводит к религии. "Тайна - последний шаг науки и первый шаг религии". Сила, движение и ма­терия - это всего лишь символы неведомых реальностей. Наука позна­ет только чувственно воспринимаемые явления, но останавливается на пороге сущности. Отрицая способность философии дать ответ на поставленные ею вопросы, Спенсер передавал ее функции религии. Философию он понимал в характерном для позитивизма духе, как мак­симально обобщенное научное знание. Философия, по Спенсеру, в от­личие от науки, которая представляет собой лишь отчасти обобщенное знание, есть "вполне объединенное знание", высший теоретический

синтез.

Большое место в учении Спенсера занимает идея эволюционного развития, которую он рассматривал как высший закон всего существу­ющего. Спенсер сводил понятие эволюции к непрерывному перераспре­делению телесных частиц и их движения, протекающего в направлении к соединению /интеграции/ их самих и рассеянию /дезинтеграции/ движения, что приводит к равновесию. Под это механическое понима­ние эволюции Спенсер пытался подвести все явления - от неоргани­ческих до социальных и нравственных. Идея эволюции была распростра­нена им на области биологии, психологии, социологии и этики. Глав­ной наукой, изучающей законы, действующие в этих областях, Спенсер считал биологию. Распространение им на общество принципа "борьбы за существование" создало основу для учения социального дарвиниз­ма. Согласно этой концепции, люди должны считать моральным всякий поступок, всякое поведение, которое способствует их личному выжи­ванию. Нравственность - это биологическое счастье людей: правила морали определяются борьбой за существование. Таким образом, нрав­ственность, по Спенсеру, связана с пользой, которая и есть источ­ник наслаждения.

Спенсер был противником марксизма, он явился основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и воз­никновение в его рамках различных институтов Спенсер истолковывал по аналогии с живым организмом, для которого характерно разделение функций между органами. Он считал, что революционные выступления ведут не к прогрессивной перестройке общества, а к всеобщей анар­хии. Борьба классов нарушает "естественную" тенденцию общества к внутреннему равновесию, она означает социальную "болезнь", несет с собой "признаки разложения". Как нельзя из плохого материала по­строить хороший дом посредством особого способа постройки, так не­возможно , 'говорил он, из низкой породы людей создать хорошее об­щество посредством особого рода социального устройства. Поэтому учения социалистов нереальны, гибельны и абсурдны.

Философия Спенсера впитала в себя в обобщенном виде многое из методов частных наук середины XIX века и указала на важную про­блему - достижения синтеза знаний; она внесла идею историзма в эт­нографию, психологию, историю религий. Ученые многих стран увидели в позитивизме Спенсера форму научного мировоззрения, опирающегося на достижения современного им естествознания, поэтому идеи Спенсе­ра пользовались большой популярностью в конце XIX века. Философия Спенсера явилась завершением первой форме позитивизма и оказала значительней влияние на дальнейшее развитие философии позитивизма.