КОНТАКТНАЯ СЕТЬ

1. Контактная подвеска во взаимодействии с токоприемниками электроподвижного состава должна обеспечивать бесперебойный то­косъем при движении поездов с установленной скоростью и расчет­ных климатических условиях района, в котором расположен электри­фицируемый участок, при оптимальном износе (сроке службы) как контактного провода, так и контактных вставок (пластин) токопри­емников.

2. Устройства контактной сети должны соответствовать требо­ваниям и нормам, указанным в Правилах устройства и технической эксплуатации контактной сети.
На участках со скоростями движения поездов от 160 до 200 км/ч контактная сеть должна соответствовать Техническим требованиям к устройствам тягового электроснабжения электрифицированных учас­тков железных дорог со скоростями движения до 200 км/ч.
3. Тип контактной подвески для перегонов и станций выбирают в зависимости от установленной скорости движения, токовой нагруз­ки, климатических и других местных условий на основании технико-экономического сравнения вариантов. При этом необходимо учиты­вать возможное в перспективе повышение скоростей и норм массы грузовых поездов.
4. При электрификации железных дорог на постоянном токе конструкция контактной подвески и опорные устройства должны обеспе­чивать возможность подвешивания над каждым главным путем пере­гонов и железнодорожных станций двух контактных проводов пло­щадью сечения не менее 100 мм2 каждый.


На прочих станционных железнодорожных путях в пределах трогания и разгона пассажирских и грузовых поездов, а также на путях испытания электроподвижного состава после его ремонта во избежа­ние пережогов проводов следует применять также два контактных провода. Допускается использование шунта над рабочим контакт­ным проводом.
5. В местах, особо подверженных действию ветровых нагру­зок, — в поймах рек, на насыпях высотой более 5 м от поверхности земли или над деревьями в лесистой местности — необходимо предус­матривать мероприятия, повышающие ветроустойчивость, а там, где наблюдались автоколебания на воздушных линиях связи и электропе­редачи, — мероприятия по уменьшению автоколебаний контактной подвески, в том числе применять ветроустойчивые подвески.
6. Уклон контактного провода при переходе от одной высоты
его подвешивания к другой при беспровесном положении провода должен быть:

 

  • на станционных (кроме главных) путях, где скорость электропод­вижного состава не превышает 50 км/ч, — не более 0,01;
  • на путях перегонов и станций со скоростями до 120 км/ч — не бо­лее 0,004;


то же со скоростями 120 - 160 км/ч — не более 0,002. В последнем случае следует устраивать переходные участки дли­ной менее одного пролета с уклоном 0,001.

7. При разработке конструкций и элементов контактной сети не­обходимо учитывать параметры токоприемников электроподвижно­го состава, их число и взаимное расположение, а также технические характеристики контактных элементов на полозах, что, в основном, определяет срок службы контактного провода.
8. Расстояние от полоза токоприемника и частей контактной се­ти, находящихся под напряжением, до конструкций искусственных сооружений следует принимать по ГОСТ 9238 - 83.
9. Горизонтальное отклонение контактного провода от оси то­коприемника с длиной рабочей части полоза 1200 мм с учетом проги­ба опор при ветровом воздействии должно быть не более:
на прямых участках пути ............500 мм;
на кривых участках пути ............450 мм.
Механизм токоприемника должен иметь возможность уменьшать нажатие на 10 Н и увеличивать на 20 Н по отношению к нормируе­мым значениям активной и пассивной составляющих статического нажатия.
11. Аэродинамическое воздействие на рабочий токоприемник не должно вызывать увеличение нажатия по сравнению со средним ста­тическим более чем в 1,8 раза.
Для всех вновь разрабатываемых токоприемников расчетная ско­рость ветра, воздействующего на поднятый токоприемник, принима­ется равной 25 м/с вдоль и поперек пути.
Таблица 1

Характеристика Значение нажатия, Н, при токоприёмнике типа
тяжёлого Лёгкого
Нажатие: пассивное статистическое (при опускании токоприёмника); Не более 100 Не более 80
активное статистическое (при подъёме токоприёмника Не менее 75 Не менее 60
Разница между наибольшим и наимень­шим нажатием в диапазоне рабочей вы­соты токоприемника Не более 15 Не более 15


12. Длины анкерных участков компенсированных проводов следует выбирать исходя из условия, что отклонения от принятого номи­нального натяжения не должны превышать: для контактных прово­дов 15 %; для несущих тросов 10 %.
13. Опоры контактной сети могут быть использованы для разме­щения следующих устройств, не входящих в систему тягового элект­роснабжения, при условии обеспечения безопасной эксплуатации этих устройств, как правило, без снятия напряжения с контактной сети:

  • линий продольного электроснабжения нетяговых железнодорож­ных потребителей;
  • линий напряжением до 1 кВ и осветительных приборов (на желез­нодорожных станциях);
  • сигнальных знаков и указателей, устанавливаемых в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах;
  • одно- или двухпроводных волноводов поездной радиосвязи, аппа­ратуры высокочастотной обработки волноводов проводов линий продольного электроснабжения при использовании их в качестве на­правляющих линий поездной радиосвязи;
  • громкоговорителей и переговорных устройств двусторонней пар­ковой связи.


14. Опорные железобетонные и металлические конструкции вы­полняют исходя из допустимых расчетных нагрузок, установленных Нормами проектирования контактной сети. Расчет конструкций сле­дует производить с учетом основного и аварийного режимов.
Опорные конструкции участков переменного тока должны быть рассчитаны на подвеску одного усиливающего провода, участков по­стоянного тока — двух усиливающих проводов.
15. Контактные подвески каждого главного пути на перегонах двухпутных и многопутных участков должны быть, как правило, ме­ханически обособлены.
На железнодорожных станциях и многопутных перегонах при не­возможности установки отдельных опор для каждого пути в качестве поддерживающих устройств следует применять жесткие или гибкие поперечины. Применение на двухпутных перегонах жестких попере­чин допускается только при габарите установки опор более 6 м от оси крайнего пути и при изолирующих сопряжениях в кривых участ­ках пути малого радиуса (менее 600 м).
Установка многопутных консолей допускается, как исключение, при невозможности применения жестких или гибких поперечин.

16.Контактная сеть должна разделяться на отдельные участки (секции) с помощью изолирующих сопряжений анкерных участков (воздушных промежутков), нейтральных вставок, секционных изоля­торов, врезных изоляторов, разъединителей и переключателей.
Контактную сеть железнодорожных станций следует отделять от контактной сети перегонов воздушными промежутками, размещае­мыми между входным сигналом или знаком «Граница станции» и ближайшим к перегону стрелочным переводом с учетом, как правило, перспективы путевого развития.
На слабозагруженных участках контактная сеть железнодорожных станций с тремя электрифицированными путями может быть отделе­на (секционирована) от контактной сети перегона только с одной стороны, на двухпутных разъездах ее можно не секционировать.
Воздушные промежутки следует предусматривать на перегонах в местах, где требуется дополнительное электрическое разделение кон­тактной сети (у тяговых подстанций постоянного тока, постов секци­онирования, отсасывающих трансформаторов, с обеих сторон тонне­лей и мостов с ездой понизу длиной более 300 м).

17. При переменном токе контактную сеть каждого направления в местах расположения тяговых подстанций необходимо питать от разных фаз.
Для исключения случаев замыкания токоприемниками электрово­зов и электропоездов двух разных фаз следует предусматривать нейт­ральные вставки.
Нейтральные вставки необходимо выполнять также на стыке раз­ных энергосистем для исключения возможного перетока электроэнер­гии по контактной сети.

Устройство и расположение нейтральных вставок должны обеспе­чивать возможность безостановочного проследования их поездами при скорости прохода сигнального знака «Отключить ток», огражда­ющего нейтральную вставку, равной 20 км/ч.

18.На двухпутных и многопутных участках контактная сеть каждого главного пути выделяется в отдельные секции.

На железнодорожных станциях, кроме станций скоростных и осо­бо грузонапряженных линий, к секции контактной сети каждого главного пути допускается присоединять контактную сеть не более трех смежных с ним станционных путей.

На крупных многопарковых железнодорожных станциях следует выделять контактную сеть электрифицированных парков и групп пу­тей в отдельные секции с учетом технологии работы железнодорож­ных станций и специализации путей. Питание отдельных секций этих железнодорожных станций рекомендуется производить по кольцевым схемам.
Контактная сеть каждого главного пути железнодорожного пере­гона должна питаться от тяговой подстанции через отдельный вык­лючатель.
19. Секционирование контактной сети на съездах следует осуще­ствлять секционными изоляторами, обеспечивающими проход под­вижного состава без ограничения скорости, установленной для стре­лочного перевода данного типа.
Применение специальных секционных изоляторов на главных пу­тях вместо изолирующих сопряжений анкерных участков допускается в исключительных случаях по согласованию со службой электроснаб­жения железной дороги.
Тип секционного изолятора выбирается в зависимости от напря­жения контактной сети, числа контактных проводов, установленной скорости движения поездов и степени загрязнения атмосферы.
20.Сопряжения анкерных участков цепной подвески должны обеспечивать продольное взаимное перемещение образующих эти со­пряжения проводов при изменениях температуры, а также плавный переход полозов токоприемников с контактного провода одного ан­керного участка на контактный провод другого без ухудшения то­косъема и снижения установленной скорости.
21. Нормально разомкнутые изолирующие сопряжения (в том числе на нейтральных вставках) должны быть оборудованы защит­ными устройствами от пережогов проводов электрической дугой. На железнодорожных путях (далее — путях) с двусторонним движением защитные устройства необходимо устанавливать с обеих сторон воз­душных промежутков.
Переходные опоры, ограничивающие изолирующие сопряжения, должны иметь специальную окраску. При постоянном токе на изоли­рующих сопряжениях следует применять сигнальные световые указа­тели «Опустить токоприемник».
Нейтральные вставки должны быть оборудованы сигнальными знаками в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах.
22. Схемы питания и секционирования, а также сопряжения ан­керных участков, , должны обеспе­чивать возможность плавки гололеда на проводах главных путей и их профилактического подогрева. На слабозагруженных участках до­пускается предусматривать только возможность плавки гололеда то­ками короткого замыкания.
23. Воздушные стрелки должны обеспечивать надежный и каче­ственный токосъем при переходе токоприемника с контактных про­водов (провода) одного пути (съезда) на провода другого пути.
Воздушные стрелки над обыкновенными и перекрестными стре­лочными переводами и над глухими пересечениями железнодорож­ных путей следует выполнять фиксированными, обеспечивая возмож­ность взаимных продольных перемещений контактных проводов. На второстепенных железнодорожных путях по согласованию со служ­бой электроснабжения железной дороги допускается применение не­фиксированных воздушных стрелок.
24. На воздушных стрелках контактные провода главных желез­нодорожных путей или железнодорожных путей преимущественного направления движения поездов должны быть расположены снизу.
25. Зона подхвата полозом токоприемника контактных прово­дов примыкаемого или пересекаемого железнодорожного пути долж­на быть расположена на расстоянии 630 - 1100 мм от оси данного пу­ти. Зона прохода нерабочей части полоза токоприемника под нерабо­чими ветвями контактных проводов должна находиться на расстоя­нии 630 - 1100 мм от оси пути.
26. Линии питающие, усиливающие, обратного тока системы с отсасывающими трансформаторами необходимо выполнять, как пра­вило, воздушными и подвешивать их провода на опорах контактной сети, а в необходимых случаях (при соответствующем обосновании) на самостоятельных опорах. Применение кабелей для питающих (3 кВ) и отсасывающих линий допускается как исключение.
27. Воздушные отсасывающие линии постоянного тока должны иметь изоляцию на. напряжение не ниже 1 кВ. От концевой анкерной опоры до рельсов или путевых дроссель-трансформаторов отсасыва­ющую линию необходимо прокладывать изолированно от земли. При этом отсасывающие линии постоянного тока следует оборудо­вать устройствами, в которых выполняется разъемное соединение проводов воздушной отсасывающей линии с проводниками, подклю­ченными к рельсам (к дроссель-трансформаторам).
Число проводов воздушной отсасывающей линии тяговой под­станции переменного тока во всех случаях должно быть не менее двух.
Отсасывающие линии тяговых подстанций, включая стыковые, должны иметь минимальную длину; их следует подключать к рельсо­вым цепям, как правило, напротив тяговой подстанции с учетом тре­бований по электробезопасности и надежной работе рельсовых цепей СЦБ.
28. При проектировании и монтаже электрических соединений в тяговых рельсовых цепях необходимо обеспечивать непрерывность тяговой рельсовой цепи, отвод тягового тока, как правило, с двух сторон рельсовой цепи. Проектирование производится в соответ­ствии с нормами проектирования рельсовых цепей СЦБ на электри­фицированных участках.
29. Пересечения и сближения контактной сети и воздушных ли­ний электропередачи следует выполнять с учетом требований Правил устройства электроустановок и Правил устройства и эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог.
30. Конструкции, на которых крепятся провода контактной сети и ВЛ, а также устройства и металлические конструкции, на которые может попасть напряжение контактной сети вследствие нарушения изоляции, должны быть заземлены на тяговую рельсовую сеть соглас­но Инструкции по заземлению устройств электроснабжения на элект­рифицированных железных дорогах или оборудованы устройствами защитного отключения, срабатывающими при попадании на соору­жения и конструкции высокого напряжения.
Заземлению подлежат также расположенные в зоне влияния кон­тактной сети переменного тока металлические сооружения, на кото­рых может возникнуть опасное наведенное напряжение.
31. Для ограничения влияния атмосферных перенапряжений кон­тактную сеть необходимо защищать разрядниками или ограничите­лями перенапряжений (ОПН).

ЛИНЕЙНЫЕ УСТРОЙСТВА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
1. Все межподстанционные зоны однопутных, двухпутных и мно­гопутных железнодорожных линий должны, как правило, иметь по­сты секционирования (ПС),
Количество пунктов параллельного соединения (ППС) и авто­трансформаторных пунктов (АТП) на межподстанционной зоне оп­ределяют технико-экономическим расчетом исходя из уровня напря­жения на электроподвижном составе, потерь энергии в тяговой сети и обеспечения селективности защит контактной сети; АТП, кроме того, должны обеспечивать снижение мешающего и опасного влияния на линии связи до нормируемых значений.
6.2.На АТП двухпутных участков автотрансформаторы устанав­ливают отдельно для каждого пути, но располагают; как правило, на территории одного пункта.
6.3. Автотрансформаторные пункты и посты секционирования, как правило, размещают на железнодорожных станциях на нулевых отметках поверхности земли; ПС — в горловине железнодорожной станции у воздушного промежутка.
Расстояние от площадок ПС и АТП до ближайшего железнодорожного пути, как правило, должно быть достаточным для монтажа расположенных на них опор и оборудования с железнодорожного пути.
6.4. Рабочее и защитное заземления линейных устройств тягового электроснабжения следует выполнять в соответствии с Инструкцией по заземлению устройств электроснабжения.
6.5. Фидеры постов секционирования, пунктов подготовки к рейсу пассажирских поездов (ППП), автотрансформаторных пунктов долж­ны быть оборудованы автоматическими выключателями, способны­ми отключать токи короткого замыкания. Выключатели и разъеди­нители ПС системы 2x25 кВ и АТП должны быть двухполюсными.
6.6. Защиту линейных устройств тягового электроснабжения от ат­мосферных и коммутационных перенапряжений следует выполнять в соответствии с Правилами устройства электроустановок, Правилами устройства и технической эксплуатации контактной сети, Руководя­щими указаниями по расчету зон защиты стержневых и тросовых молниеотводов; ПС, ППС, АТП, ППП на участках переменного тока выполняют по нормам для подстанций с питающим напряжением 35 кВ.
6.7. Питание пунктов группировки железнодорожных станций стыкования (ПГСС) следует осуществлять двумя фидерами постоян­ного тока 3 кВ и двумя фидерами переменного тока 25 кВ по кольце­вой схеме или двумя отпайками на каждое напряжение при консоль­ном питании. Основное и резервное питание при консольной схеме должно осуществляться по разным трассам.
6.8. Разъединители пунктов группировки необходимо оборудовать блокировками, которые должны предотвращать:

 

· включение заземляющего ножа при включенном положении одно­го из разъединителей;

· включение разъединителя при включенном заземляющем ноже,
6.9. Каждый пункт группировки должен быть оборудован устрой­ством для защиты электротягового оборудования постоянного тока от повреждений при попадании на него напряжения 25 кВ переменно­го тока.
Расстояние от места установки защиты железнодорожных станций стыкования до наиболее удаленного возможного места перекрытия изоляции на контактной сети не должно превышать 1,5 км,
6.10. Основное питание собственных нужд линейных устройств тя­гового электроснабжения следует предусматривать:

  • ПС, ППС, и АТП — от комплектных трансформаторных подстан­ций или трансформаторов, подключенных к линиям продольного электроснабжения;
  • ПГСС — от РУ 0,4 кВ трансформаторных подстанций или комп­лектных трансформаторных подстанций (КТП) электроснабжения железнодорожных станций.

· Резервное питание собственных нужд ПС, ППС и АТП необходи­мо осуществлять от ВЛ СЦБ или от надежного низковольтного ис­точника через изолировочный трансформатор.
Основное и резервное питание собственных нужд ППП должно осуществляться от низковольтных щитов трансформаторных под­станций через изолировочный трансформатор или от самостоятель­ных КТП, подключенных к ближайшим ВЛ 6 и 10 кВ электроснабже­ния железнодорожных станций.
6.11. Электрическое освещение линейных устройств тягового элек­троснабжения выполняется в соответствии с требованиями СНиП на проектирование естественного и искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта и Отраслевыми нормами искусствен­ного освещения объектов железнодорожного транспорта.
^ 7. ЗАЩИТА ОТ КОРОТКИХ ЗАМЫКАНИЙ И ПЕРЕГРУЗОК
1. Устройства защиты и автоматики фидеров контактной сети тяговых подстанций, постов секционирования, пунктов параллельно­го соединения должны обеспечивать отключение всех возможных то­ков короткого замыкания (КЗ) при любых режимах, в том числе вы­нужденных, и применяемых в эксплуатации схемах питания и секцио­нирования, не допуская образования «мертвых зон».
2. При выборе и расчете защит необходимо учитывать возмож­ный отказ как минимум одной ступени защиты либо одного из вык­лючателей фидерной зоны от питающей подстанции до места КЗ и обеспечивать отключение поврежденного участка резервными ступе­нями защиты (резервными защитами) или другими выключателями.
3. Защита фидеров контактной сети переменного тока должна обеспечивать своевременное и селективное отключение поврежденно­го участка. Время отключения поврежденного участка без выдержки времени не должно превышать 140 мс.
Фидеры контактной сети переменного тока следует оборудовать, как правило, трехступенчатой дистанционной направленной защи­той, дополненной токовой защитой.
Фидеры контактной сети системы 2*25 кВ должны быть оборудо­ваны двумя комплектами защит — на питающем проводе и проводах контактной сети.
4. Основные требования к выбору уставок дистанционной защи­ты фидеров тяговых сетей переменного тока:

  • первая ступень должна обеспечить отстройку от токов нагрузоч­ных режимов в зоне от подстанции до поста секционирования;
  • вторая и третья ступени должны обеспечить чувствительность защиты при различных возможных сочетаниях тока нагрузки и тока кроткого замыкания в межподстанционной зоне до самой ее даль­ней точки (до шин соседней подстанции или до нейтральной вставки).
    Шаг временных уставок для электронных комплектов защит следует принимать равным 0,3с.
    Уставку токовой защиты необходимо выбирать по условиям отстройки от максимальных токов нагрузки с учетом минимальных токов короткого замыкания и бросков тока намагничивания электро­подвижного состава до 2000 А. Коэффициенты чувствительности и отстройки от токов нагрузок следует принимать в соответствии с тре­бованиями Правил устройства электроустановок.
    5. Основная защита фидеров тяговых сетей постоянного тока от токов близких коротких замыканий выполняется с помощью быстродействующих выключателей (БВ) с временем отключения не более 50мс, имеющих максимальную импульсную токовую отсечку. Пол­ное время отключения короткого замыкания с учетом действия всех выключателей зоны не должно превышать 90 мс.

    В зависимости от соотношения минимальных токов удаленного короткого замыкания и максимальных токов нагрузок быстродей­ствующая защита должна дополняться другими видами защит или телеблокировкой.


    6. Для предотвращения выхода из строя оборудования при сра­батывании защит всех ступеней и отказе фидерного выключателя на подстанции необходимо предусмотреть устройство резервирования отказов (УРОВ), отключающее выключатели всех присоединении к шинам ЗкВ,25 и 2х25кВ.

    7. Защита шин 25 и 2*25 кВ подстанций переменного тока долж­на обеспечивать резервирование защит, установленных на фидерах тяговых сетей .

    Выводы шин должны быть оборудованы, как правило, двухступенчатой дистанционной направленной защитой, дополненной токовой

    На подстанциях системы 2x25 кВ с однофазными трансформатора­ми устанавливают два комплекта защиты - на вводе, присоединяе­мом к шине питающего провода, и на вводе, присоединяемом к шине контактной сети.

    8. Основные требования к выбору уставок защит тяговых шин:

  • первая ступень дистанционной защиты должна обеспечить от­стройку ее от тяговых нагрузок;
  • вторая ступень должна обеспечить чувствительность защиты по отношению к току короткого замыкания в месте установки смежного комплекта аппаратуры защиты (коэффициент чувствительности при металлических коротких замыканиях должен быть не менее 1,2).


Уставку токовой защиты следует выбирать по условиям отстрой­ки от максимальных токов нагрузки с учетом минимальных токов ко­роткого замыкания и бросков тока намагничивания ЭПС. Коэффи­циенты чувствительности и отстройки от токов нагрузок необходимо принимать в соответствии с требованиями Правил устройства элект­роустановок.

9. Защита тяговых шин подстанций переменного тока должна обеспечивать отключение всех присоединений к шинам в следующих случаях:

 

  • при срабатывании любой защиты присоединения, действующей на отключение, и отказе высоковольтного выключателя (УРОВ);
  • при срабатывании защиты по минимальному напряжению.


Выдержки времени срабатывания защит определяют исходя из ус­ловия обеспечения селективности по отношению к защитам фидеров, подключенных к данным шинам.
Выдержка времени УРОВ и защиты по минимальному напряже­нию должна быть достаточной для обеспечения селективного отклю­чения присоединения с учетом собственного времени отключения вы­соковольтного выключателя.
Защита по минимальному напряжению должна срабатывать при близких коротких замыканиях на питающих линиях 110-220 кВ для ликвидации подпитки со стороны смежной подстанции по тяговой сети.
10. Аппаратура защиты фидеров и шин РУ тягового электро­снабжения должна обеспечивать взаимное резервирование отдельных ступеней защит. При выходе из строя одной из ступеней защиты поврежденный блок аппаратуры должен быть автоматически локали­зован.
Аппаратура контроля действия защит должна выполнять полную проверку их исправности и обеспечивать передачу энергодиспетчеру соответствующей информации по системе телемеханики.
Устройства защиты должны быть согласованы с аппаратурой уп­равления объектами тягового электроснабжения (телемеханикой).
11. Аппаратура защиты понижающего трансформатора подстан­ций переменного и постоянного тока должна обеспечивать его от­ключение при внутренних повреждениях и внешних коротких замы­каниях, недопустимых для трансформатора и не отключенных защитами присоединений, а также при подпитке места повреждения на ВЛ 110 и 220 кВ через понижающий трансформатор.
Для понижающего трансформатора тяговой подстанции предус­матривают следующие защиты:

 

  • газовая;
  • дифференциальная токовая;
  • максимальная токовая со стороны питающего напряжения;
  • от перегрузки;
  • от перегрева масла.

 


13. На тяговых подстанциях постоянного тока должны быть преду­смотрены следующие защиты:

 

  • от токов короткого замыкания и перегрузок преобразовательного агрегата;

· от токов короткого замыкания при опрокидывании инвертора;

 

  • газовая на трансформаторах преобразователей; от замыканий на землю на преобразовательных агрегатах и в рас­пределительном устройстве 3 кВ.


14. На всех тяговых подстанциях должна быть выполнена защи­та линий электропередачи, заходящих на подстанцию, в объеме, оп­ределяемом энергосистемой.

15. Трансформаторы собственных нужд следует оборудовать:

 

  • токовой отсечкой без выдержки времени на стороне высшего на­пряжения;
  • максимальной токовой защитой с выдержкой времени на стороне высшего напряжения, реагирующей на однофазные КЗ на стороне низшего напряжения;
  • токовой защитой от перегрузок на стороне низшего напряжения с выходом на сигнал.


16. Защита фидеров ДПР должна обеспечивать отключение вы­соковольтного выключателя при двухфазных и трехфазных коротких замыканиях на линии. Селективность защиты достигается временным разделением соответствующих защит на присоединении и на подстан­ции.

На фидерах ДПР устанавливают токовую отсечку и максималь­ную токовую защиту с выдержкой времени.

Уставку токовой отсечки выбирают из условия обеспечения необ­ходимого в соответствии с требованиями Правил устройства элект­роустановок коэффициента отстройки при коротком замыкании на вторичной стороне трансформатора комплектной трансформаторной подстанции (КТП), присоединенной к линии ДПР.

Уставку максимальной токовой защиты отдельно для каждой фа­зы следует выбирать исходя из обеспечения отстройки от максималь­ного рабочего тока, определяемого по установленной мощности всех КТП с учетом их максимальной возможной перегрузки. Уставку реле времени определяют исходя из обеспечения селективности с учетом времени работы предохранителей на КТП.

17. Защита фидеров нетяговых железнодорожных потребителей 6, 10 и 35 кВ на тяговой подстанции должна обеспечивать отключе­ние высоковольтного выключателя при двухфазных и трехфазных ко­ротких замыканиях на линии, а при однофазных коротких замыкани­ях — отключение выключателя или подачу сигнала. Селективность защиты достигается временным разделением соответствующих защит на шинах у потребителя и на подстанции.

На фидерах нетяговых потребителей 6, 10 и 35 кВ устанавливают:

 

  • токовую отсечку;
  • максимальную токовую защиту с выдержкой времени;
  • защиту нулевой последовательности.


Уставку токовой отсечки выбирают из условия обеспечения необ­ходимой отстройки при коротком замыкании на шинах потребителя. Чувствительность проверяют по отношению к минимальному току двухфазного короткого замыкания на шинах тяговой подстанции.
Уставку максимальной токовой защиты для каждой фазы выбира­ют исходя из обеспечения отстройки от максимального рабочего то­ка, определяемого по установленной мощности нетяговых потребителей с учетом возможной их перегрузки. Уставку реле времени опреде­ляют исходя из обеспечения селективности с учетом времени работы защиты и собственного времени отключения высоковольтного вык­лючателя на шинах у потребителя.
18. Защита ВЛ СЦБ должна обеспечивать отключение линии при многофазных коротких замыканиях и подачу сигнала при замыкании на землю.
В качестве защиты от многофазных коротких замыканий следует применять максимальную токовую защиту в двухфазном или трех­фазном исполнении.
От замыканий на землю применяют защиту нулевой последова­тельности.
Уставку максимальной токовой защиты выбирают по условию от­стройки от максимального тока нагрузки при отключении линии со стороны смежной подстанции. Выдержку времени необходимо выби­рать по условию обеспечения селективности действия с предохрани­телями, защищающими трансформаторы, подключенные к ВЛ СЦБ.
19. Защита фидеров постов секционирования переменного тока должна обеспечивать селективное отключение поврежденного участ­ка; время отключения не более 120 мс.
Фидеры постов секционирования с выключателями должны быть оборудованы, как правило, трехступенчатой дистанционной направ­ленной защитой, дополненной токовой защитой.
Основные требования к выбору уставок защит фидеров постов секционирования:

 

  • первая ступень должна обеспечить условия ее селективности до шин подстанций;
  • вторая ступень должна обеспечить чувствительность основной за­щиты по отношению к короткому замыканию в месте установки сле­дующего в защищаемой зоне комплекта аппаратуры защиты (коэф­фициент чувствительности при металлических коротких замыканиях не менее 1,5);
  • третья ступень должна обеспечить чувствительность резервной за­щиты по отношению к току короткого замыкания на шинах подстан­ции с учетом возможности каскадного отключения поврежденного участка (коэффициент чувствительности при металлических коротких замыканиях не менее 1,2).


Шаг временных уставок для электронных комплектов защит сле­дует принимать равным 0,3 с.

Уставку токовой защиты необходимо выбирать по условиям от­стройки от максимальных токов нагрузки и обеспечения чувствитель­ности по отношению к минимальным токам короткого замыкания.
Защита фидеров поста секционирования резервируется защитой по минимальному напряжению, действующей на отключение с выдержкой времени всех высоковольтных выключателей поста секциони­рования.
Уставку по времени определяют исходя из необходимости от­стройки от срабатывания последней ступени защиты фидера поста секционирования. Уставку по напряжению выбирают исходя из необ­ходимости отстройки от минимального напряжения на шинах поста секционирования.
20. Посты секционирования участков постоянного тока должны иметь следующие виды защит:

 

  • на фидерах первая ступень — быстродействующий выключатель с максимальной импульсной направленной защитой, зона действия ко­торой может быть изменена в соответствии со схемой питания и сек­ционирования;
  • на фидерах вторая ступень — дистанционная защита с изменяемой зоной защиты;
  • потенциальная защита с выдержкой времени;
  • защита от замыкания на землю.


Переключение защит с одной зоны на другую может осуществлять энергодиспетчер или оперативный персонал по телеуправлению.
21. Защита пунктов параллельного соединения участков посто­янного тока выполняется с помощью быстродействующего выключа­теля.
Уставки защиты ППС выбирают по минимальному току коротко­го замыкания возле поста секционирования и подстанции при усло­вии отключения одного пути.
Для снижения числа отключений ППС допускается применение на нем двухтонной защиты.
22. На автотрансформаторных пунктах используют следующие виды защит, действующие на выключатель автотрансформатора (на АТП без выключателей — на включение короткозамыкателя):

 

  • максимальную токовую на вводах AT;
  • от перегрева масла;
  • газовую;
  • дифференциальную.


Действуют на сигнал по каналам телесигнализации защита от пе­регрузки по току общего вывода AT и устройство контроля уровня масла в AT.

23. Установки параллельной емкостной компенсации реактив­ной мощности (КУ) должны иметь следующие виды защит:

 

  • от токов короткого замыкания, действующую на отключение КУ
  • без выдержки времени;
  • от перегрузки конденсаторов высшими гармониками;
  • отключающую КУ при повышении напряжения сверх допустимого с выдержкой времени 3-5 мин;
  • продольную дифференциальную токовую;
  • дифференциальную, срабатывающую при потере емкости конден­саторов.


Для отстройки максимальной токовой защиты от тока разряда КУ при близком коротком замыкании ток уставки защиты должен пре­вышать номинальный ток КУ в 2 раза.
Защита от перегрузки конденсаторов должна отключать КУ при действующем токе, большем 1,3 номинального.
Защита по максимальному напряжению должна отключать КУ при напряжении на конденсаторах выше 1,1 номинального.
Дифференциальная защита конденсаторов должна реагировать на изменение емкости одного ряда конденсаторов на 10 %.
Для снижения бросков тока и перенапряжений при включении и отключении КУ рекомендуется оборудовать их коммутационным блоком с вакуумными выключателями и резисторами.