Возрождение в Германии

Основоположником немецкого Возрождения считается Альбрехт Дюрер (1471 — 1528), сумевший в своем творчестве очень тонко передать дух эпохи, где были распространены настроения хилиазма (веры в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствие конца света, но вместе с тем и появление нового гуманистического мышления.

Гравюры Дюрера представляли собой жанровые сцены, удивительно конкретные, с точной передачей деталей и подчеркиванием характерного в изображаемом, что являлось одной из особенностей всей немецкой живописи, мало интересующейся идеальной красотой человеческого тела. Подчас немецкие мастера просто шокировали пристрастием к изображению грубого, некрасивого и отталкивающего. Даже Дюрер, самый «итальянский» художник Германии, много занимавшийся под влиянием итальянцев пластической анатомией, на практике всегда деформировал фигуры, передавая прежде всего характерное.

Выбор тематики и особенности стиля Дюрера, как, впрочем, и всех немецких художников, обусловила его глубокая религиозность. Накаленная религиозными распрями атмосфера, ожидание пришествия антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость - все это в полной мере воплотилось в величайшем творении Дюрера - «Апокалипсисе». Настроение, пронизывающее всю серию гравюр на тему космических катастроф и грядущего Страшного суда, созвучно словам молитвы, записанной Дюрером в дневнике: «О Боже на небесах, сжалься над нами, о Господи Иисус Христос, заступись за твой народ, освободи нас вовремя...»

Наибольшей известностью пользуется лист с изображением четырех апокалиптических всадников, мчащихся на косматых конях, направляемых ангелом. «Апокалипсис» - сложное сплетение средневекового символизма и мистической фантастики с реальными образами крестьянина, горожанина, императора и обилием бытовых деталей.

Такой же двойственностью отмечены знаменитые гравюры, известные под названием «мастерских гравюр» - «Всадник, смерть и дьявол», «Иероним в келье» и «Меланхолия». В этих гравюрах сосуществуют рационализм и мистика, вера в мощь человеческого гения и осознание его ограниченности. Не связанные сюжетно, эти гравюры составили единую образную цепь, в основу которой была положена вера. Противопоставлением активному образу «Воина» является «Иероним в келье», образ которого свидетельствует о том, что вечное познание и вечное блаженство невозможно без глубокой веры в живое слово Христа.

Самой «зашифрованной» считается гравюра «Меланхолия», на которой в горестном раздумье изображена могучая крылатая женщина с циркулем. «Что такое абсолютная красота, я не знаю, -писал Дюрер в момент отчаяния. -Никто этого не знает, кроме Бога». Двойственность присуща любой творческой личности: она скрывает огромные возможности, но при всем таланте не может открыть секреты вечной красоты. Это состояние «меланхолической одержимости», в котором находится творческий гений, и было воплощено художником в образе его загадочной Меланхолии. Недаром ее называли «духовным автопортретом».

Помимо гравюр по дереву и меди, Дюрер писал портреты, алтарные картины, работал в акварели, рисунке, и везде проявлялась характерная черта его творчества - рационализм. Результатом его математических исчислений и наблюдений над живой натурой явились не только многочисленные рисунки, картины и гравюры, на которых человеческие фигуры, бабочки, жучки, стрекозы, растения и фрукты казались осязаемыми, но и теоретические труды.

К его огромным познаниям внешнего мира добавилось познание человеческой души, что нашло отражение в портретах, изумительных по глубине характера и силе типизации. Для портретных образов Дюрера было типично асимметричное, некрасивое, полное сосредоточенной мысли лицо. В то же время индивидуальный облик был подчинен заранее обдуманному идеальному представлению. Это «Автопортрет», «Портрет молодой женщины», «Портрет молодого человека» и др.

Одной из самых глубоких картин портретного жанра, в которой Дюрер подвел итог своим взглядам на человека, является диптих «Четыре апостола». Картина была снабжена тщательно продуманными нравоучительными надписями, взятыми из евангельских текстов, освещающих духовную атмосферу в Германии после установления протестантизма, и в этом Дюрер проявился как типичный представитель немецкого Возрождения. Дюрер создал образы величавых, суровых мудрецов, каждый из которых обладал яркой индивидуальностью и, как утверждал сам художник, олицетворял один из темпераментов. В то же время эти воистину титанические образы обладают монументальностью и просветленным спокойствием, являясь одним из самых ренессансных произведений в немецком искусстве, в котором с наибольшей силой проявилась особенность немецкого Возрождения - передача типичного через характерное.

Последним из великих художников немецкого Возрождения был Ганс Гольбейн Младший(1497/98-1543.

В творчестве Гольбейна значительное место занимает портрет. К этому жанру он обращался и в молодые годы («Портрет Бонифация Амербаха»), и в зрелые, став придворным художником английского короля Генриха VIII Тюдора («Портрет французских послов»).