Программа

по курсу «Зарубежная литература XX в.

(новейшее время)»

1. Введение.Эстетика и менталитет XX века. Человек как объект философского анализа (позитивистские, психоаналитические, теологические концепции).

2. Постмодернизмкак культурологическая категория и тип творческого видения. Характерные черты современного литературного процесса. Неомифологизм; возродившийся на новом этапе развития литературы интерес к мифу и использование мифологических образов и сюжетов. Создание новых синкретических жанров: романа-мифа, драмы-мифа, поэмы-мифа. Мифологические аллюзии и реминисценции. Уподобление текста произведения мифу. Литературная игра на стыке между иллюзией и реальностью. Ее функция – вывести читателя «за пределы обычной жизненной колеи», освободить от законов и правил жизни, создать «улегченную условность» (М. Бахтин). Миф как один из аспектов в создании жанра интеллектуального романа. Принцип «текст в тексте». Приоритет стиля над содержанием. Разрушение и уничтожение фабулы. Фрагментарность сюжета. Форма записок. Нарушение принципа связности текста. Обновление языка за счет изменения синтаксиса. Проблема автора и наблюдателя (рассказчика). Проблема героя, утратившего цельность. Расщепление героя (термин Д. Затонского). Характер: герой-интроверт, аутист, живущий по своим нравственным законам и следующий своей логике жизни.

3. Литература Франции второй половины XX века.

Общая характеристика литературы второй половины ХХ века. 70 – 90-е гг как «эра пустоты», потребительства. Творчество Ж. Перека («Вещи»).

Мифотворчество Мишеля Турнье (1924) – одного из первых писателей постмодернизма. Обращение к «началам», к природному. Разрушение стереотипов сознания в романе «Пятница, или Лимб Тихого океана» (1967). Художественное исследование современного мира посредством неомифа. «Робинзон Крузо» Д. Дефо как претекст романа М. Турнье. Роман «Пятница …» - литературный миф о Робинзоне. Влияние Ж.-П. Сартра, Г. Башляра, К. Леви-Стросса на концепцию мира и человека в произведении М. Турнье. «Пятница …» как роман-концепция.

Творчество Робера Мёрля (1908). Сосуществование во французской литературе реалистического направления и нереалистических течений. Динамика жанра романа в творчестве Р. Мерля. Реалистический роман «Смерть – мое ремесло». Роман-хроника «За стеклом» (1970). Роман-аллегория «Мальвиль» (1977), «Мадрапур» (1979). Истинность и ложность цивилизации в романе «Мальвиль». Неоруссоизм и идея «патриархальной демократии». Две формы социальной организации Мальвиль и Ла Рок. Роман «Мадрапур» - использование фантастики, сатирической инверсии в романе. Приемы детективного жанра. Метафорический смысл романа. Категория времени и ее восприятие человеком. Экстремальность ситуации как способ самораскрытия персонажей. Система символов в романе. Центральный символ – круг. Философско-этические темы в произведении. Авторская позиция и способы ее выражения. Трансформация реалистического метода повествования.

Психологические романы Ромена Гари (Эмиль Ажар) (1914-1980). «Жизнь впереди» (1975), «Воздушные змеи» (1980), «тотальный роман» «Обещание на рассвете» (1960), «Жизнь и смерть Эмиля Ажара» (1981). Сюжет и жанр произведения. Жанр и сюжет, особенности героя Р. Гари и способы его воплощения.

4. Литература Великобритании

Английский роман второй половины ХХ века: следование викторианской традиции; использование жанра детектива, невозможность открытого финала, вымышленные герои на историческом фоне.

Питер Акройд (1949). Традиционные сюжеты в постмодернистской интерпретации. Отражение разных типов современного сознания - технократического и гуманитарного. Стилизация и пародирование в творчестве. Особенности иронии. «Роман культуры» «Завещание Оскара Уайльда» как разновидность «романа творения» (1983). Трактовка исторического образа Оскара Уайльда, сочетание факта и вымысла. Интертекстуальность прозы. Особенности сюжетно-композиционной организации в романах «Дом доктора Ди» и «Процесс Элизабет Кри» (1996). «Повесть о Платоне» (2000). Культурологическая усложненность прозы. Роль аллюзий, цитаций, исторических реминисценций. Особенности постмодернистской стилистики. Многослойность прозы. Сложная организация романного времени и пространства.

«Экспериментальный» роман Джулиана Барнса (1946) «История мира в 10 ½ главах» («расфокусированность» композиции, особенный взгляд на историю) и постструктуралистский роман Антонии Байет (1936) «Джин в бутылке из стекла «соловьиный глаз» (1994). Особенности стиля произведений (орнаментальность), роль реминисценций. Проблема центрального героя, способы его характеристики. Тематика, проблематика. Дальнейшие тенденции английской литературы – оскудение тематики (80-е гг.), поток «массовой» литературы. «Подлинно культовая фигура 90-х гг.» - Ирвинг Уэлш (Шотландия). Герой Уэлша – выходец из маргинальной среды (наркоман, хулиганствующий «фан»-панк). Роман «Трейн-споттинг» (1993), сборник рассказов «Кислотный дом» (1994), роман «Аист Марабу из кошмаров» (1995), «Экстази» (1996).

Кадзуо Исигуро (1954) как один из ведущих английских писателей японского происхождения. Роман «Остаток дня» («На исходе дня») - самый «английский» роман конца ХХ века. Особенности менталитета и их воплощение в эстетике художественной формы.

5. Литература Германии.

Характеристика постмодернистского романа в Германии.

Криста Вольф (1929). Философские и нравственные проблемы истории в творчестве. Притчевость повествования. Роман «Кассандра». Социально-исторический контекст эпохи. Деконструкция и актуализация мифа. Путь духовного прозрения Кассандры. Особенности концепции в романе. Особенности мифологем (политические). Изображение механизма тоталитарного общества через миф. Трансформация античного мифа и особенности его интерпретации в романе «Медея». Аллегоризм и символизм повествовательной манеры.

Стефан Гейм (1913). Традиции антиутопии в романе «Книга царя Давида». Пародирование библейского мифа и социалистических идеологем в романе «Агасфер». Образ Вечного Жида. «Агасферовский» сюжет в контексте фаустовской проблематики. Неканоническая история Христа. Трехслойная композиция романа: библейские времена, период Реформации, XX век. Мотивация бунта Люцифера. Две концепции человека. Переосмысление и пародирование. Гете. Оппозиция «Паулус фон Эйцен – Фауст». Изображение 2-х систем (капиталистической и социалистической), 2-х философий (материалистической и идеалистической), 2-х мироощущений (атеистического и религиозного). Зигфрид Байфус – пародийная модификация социалистического Фауста XX века. Особенности поэтики.

Патрик Зюскинд (1949). Пьеса «Контрабас» (1984). Особенности повествовательной манеры (юмор, внимание к языку, стилю, монологичность повествования). Автобиографическая «Повесть о господине Зоммере» (1991). Особенности героев произведений Зюскинда («маленькие люди» - аутисты). Обращение к историческому материалу как средству осознания проблем современности в романе «Парфюмер. История одного убийцы» («Аромат»). Изображение Франции XVII века как царства Разума. Пансион мадам Гайар – воплощение абсолютной рассудительности, правильности. Способы воздействия и манипулирования сознанием. Образ Жана Батиста Гренуя. Синтетичность образа. Формирование героя в духе жажды власти, желание стать великим. Проблема безумно-разумного. Формула тоталитаризма. Причины формирования монстра. Метафора запаха. Рассказ «Голубка». Интертекстуальность прозы П. Зюскинда.

6. Литература Италии

Итало Кальвино (1923-1985). Деконструктивизм в литературе. Отражение сознания интеллекта в современном мире. Проблема морального раздвоения человека. Нравственно-этическая проблематика романов. Философское осмысление исторического развития, социального прогресса. Использование парадоксально-фантастических ситуаций и условно-исторического материала. Отражение процесса творчества в романе «Если однажды зимней ночью путник» (1979). Проблемы текста, его восприятия, интерпретации и их решение в деконструктивистском романе-«ловушке» (определение Кальвино). Автор как комментатор и действующее лицо. Диалектика отношений между Писателем и Читателем. Многослойность повествования. Интеллектуализм прозы. Особенности поэтики.

Литература США

Произведения современных американских писателей в «литературном» ряду американской литературы: традиции и новаторство.

Тим О'Брайен (1946). Обращение к реалиям современной жизни, к теме войны в романе «На Лесном Озере» (1994). Роман-палимпсест Т. Корагессана Бойла «Восток есть Восток» (1990). Особенности поэтики романа. Эми Тан. Роман «Клуб радости и удачи»: особенности жанровой формы, способ выражения авторского «я».