Ницше у истоков нового способа философствования

 

Его влияние на философскую мысль ХХ столетия столь тотально, что вряд ли можно вспомнить хоть одного более-менее значительного мыслителя, не полемизирующего с ним или не кивающего на него, но в равной мере исходящего из него и восходящего к нему, одному из властителей дум прошлого века.

Многие метафоры его метафилософии в развернутом виде предстали сегодня в качестве социальных теорий, политических утопий и пр. Его тексты, подобно текстам Священного писания, содержат цитаты на все случаи жизни и на любой вкус. Две непримиримо враждебные идеологии могут сражаться друг с другом оружием его Слов. Но все те Слова будут лишь разноцветными ниточками, надерганными из его волшебно сплетенных текстов. А сам он, в целостности своей остается неуловимым и непостижимым.

Опасность же этого неиссякаемого источника состоит в том, что из него можно напиться и живой, и мертвой воды. Все зависит от того, с благородным чистым ли сердцем и с честными ли глазами подходим мы и припадаем к нему. В этих глубоких водах каждый увидит свой собственный лик.

«Тщетно было бы, - читаем мы у Севастьянова, - переизлагать философию Ницше на стандартный манер: реконструировать то, что в подобных случаях называют Методом; метод Ницше равнозначен буквальной греческой семантике слова (метод есть путь) и значит, самой жизни Ницше. «Я всегда писал свои книги всем телом и жизнью: мне неизвестно, что такое чисто духовные проблемы» (17, стр. 23).

Не пытаясь объять все творчество Ницше и множество преломлений, которые оно претерпело в творчестве целого сонма поэтических мыслителей, философствующих художников, социологов-теоретиков и политиков-практиков, коснусь лишь одного аспекта влияния Ницше – его роли в том повороте к Языку, который совершила философия ХХ века.

Перечислим основные понятия философии Ницше, предопределившие этот поворот:

1. Перспективизм. Релятивизм истин. Их зависимость от потребностей тела – носителя и владельца познающего сознания.

2. Преодоление бинарных оппозиций, как основы рационального мышления, основы изощренной техники анализа и синтеза.

3. Открытие того, что границы человеческого познания совпадают с границами языка. И преодоление ограниченных возможностей мышления есть преодоление языковых ограничений.

4. Стирание граней между философским и поэтическим языком. Утверждение, восстановление в правах познавательной способности образного мышления, опирающегося на интуицию, чувство, вкус, словом эстетические категории.

Теперь попытаемся последовательно развернуть эти тезисы.