В зависимости от масштабов проявления кризисы делятся на общие, охватывающие всю систему, и локальные, затрагивающие только какую-то ее часть.

В зависимости от проблематикивыделяют следующие виды кризисов:

♦ экономические – выражаются в падении объемов производ­ства и продаж, потере конкурентных преимуществ;

♦ финансовые— находят отражение в снижении доходности (убыточности), неплатежах;

♦ политические— выражаются в кризисе власти, системы по­литического устройства;

♦ социальныепроявляются в обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или катего­рий персонала;

♦ организационныесвязаны с распределением функций, структурой управления, регламентацией деятельности;

♦ психологические— когда стрессы, неуверенность, паника приводят к ухудшению социально-психологического климата в обществе, коллективе, группе людей;

♦ технологические— связаны с научно-технологическим про­грессом, изменением потребностей людей и компаний.

В зависимости от причин возникновения кризисы могут быть:

природнымиобусловлены неконтролируемыми людьми явлениями природы;

♦ общественными— вызванные функционированием сообще­ства людей;

♦ экологическимивозникающие в результате воздействия че­ловека на природу (истощение ресурсов, загрязнение окружаю­щей среды, опасные технологии).

В зависимости от закономерности наступления выделяются кризисы:

♦ регулярные {циклические)— являющиеся необходимым эта­пом развития (и, следовательно, их можно предвидеть);

♦ нерегулярные— вызванные природными явлениями, ошиб­ками в управлении, непредсказуемыми факторами.

По степени проявления различают кризисы явные и скрытые.