Франц Реймонд 19 страница

Воз­вра­ща­ясь к ска­зан­но­му, мы счи­та­ем ра­зум­ным по­ла­гать, что ко­нец ми­ло­стей ев­ре­ям по пло­ти пред­став­ля­ет ко­нец осо­бых ми­ло­стей это­го еван­гель­ско­го вре­ме­ни, т. е. ко­нец вы­со­ко­го при­зва­ния. Со­от­вет­ст­вен­но это­му, на­ше по­ни­ма­ние та­кое, что от­кры­тое или все­об­щее «при­зва­ние» на­стоя­ще­го ве­ка к по­чес­тям Цар­ст­вия за­вер­ши­лось в ок­тяб­ре 1881 го­да. Од­на­ко, как уже по­ка­за­но в «Ис­сле­до­ва­ни­ях Пи­са­ния», мы раз­ли­ча­ем ко­нец «при­зва­ния» и «за­кры­тие две­ри» и счи­та­ем, что дверь в со­б­ра­ние не­бес­ных на­след­ни­ков еще не за­кры­та, что она ос­та­ет­ся от­кры­той на не­ко­то­рое вре­мя для то­го, что­бы из­гнать тех, кто уже при­нял «при­зва­ние», но не су­мел вос­поль­зо­вать­ся его пре­иму­ще­ст­ва­ми и воз­мож­но­стя­ми са­мо­по­жерт­во­ва­ния, для то­го, что­бы дру­гие во­шли при­нять свои вен­цы, со­глас­но Отк. 3:11. Та­ким об­ра­зом, на­стоя­щее вре­мя — с 1881 го­да до то­го мо­мен­та, ко­гда дверь воз­мож­но­сти по­жерт­во­ва­ния для Гос­по­да пол­но­стью за­кро­ет­ся, — яв­ля­ет­ся вре­ме­нем «про­сеи­ва­ния» тех, кто уже об­ла­да­ет бо­же­ст­вен­ной ми­ло­стью и на­хо­дит­ся в от­но­ше­ни­ях за­ве­та с Бо­гом.

Ко­неч­ная да­та 1914 го­да бы­ла те­перь близ­ко. С на­сту­п­ле­ни­ем это­го го­да за­вер­шит­ся жат­ва, в по­след­ние дни на­сту­пит куль­ми­на­ция со­бы­тий, пол­но­стью осу­ще­ст­вят­ся на­де­ж­ды. Что же долж­но бы­ло про­изой­ти, со­глас­но уче­нию Сто­ро­же­вой баш­ни, ко­гда на­ста­нет 1914 год?

В кни­ге «Вре­мя близ­ко», вы­пу­щен­ной за 25 лет до 1914 го­да, с.76—78, вы­де­ле­ны семь сле­дую­щих мо­мен­тов:

 

В этой гла­ве мы пред­став­ля­ем биб­лей­ские сви­де­тель­ст­ва, до­ка­зы­ваю­щие, что ко­нец вре­мен языч­ни­ков, т. е. пол­ное окон­ча­ние их пра­ва на власть, на­сту­пит в 1914 го­ду н. э., что эта да­та бу­дет край­ним пре­де­лом прав­ле­ния не­со­вер­шен­ных лю­дей. И, за­меть­те, ес­ли бу­дет по­ка­за­но, что это твер­до ос­но­ван­ный на Пи­са­нии факт, это до­ка­жет сле­дую­щее:

Во-пер­вых, в этот мо­мент Цар­ст­во Бо­га, о ко­то­ром наш Гос­подь учил нас мо­лить­ся «Да при­идет Цар­ст­вие Твое», по­лу­чит пол­ный, по­все­ме­ст­ный кон­троль, оно бу­дет «ут­вер­жде­но», твер­до ус­та­нов­ле­но на зем­ле, на раз­ва­ли­нах со­вре­мен­ных уч­ре­ж­де­ний.

Во-вто­рых, бу­дет до­ка­за­но, что тот, кто име­ет пра­во на вла­ды­че­ст­во, бу­дет при­сут­ст­во­вать как но­вый Пра­ви­тель зем­ли; бо­лее то­го, он бу­дет при­сут­ст­во­вать на про­тя­же­нии зна­чи­тель­но­го вре­ме­ни до этой да­ты, по­то­му что свер­же­ние этих язы­че­ских пра­ви­тельств про­изой­дет не­по­сред­ст­вен­но, ко­гда он со­кру­шит их, как со­суд гор­шеч­ни­ка (Пс. 2:9; Отк. 2:27), и по­ста­вит вме­сто них свое пра­вед­ное пра­ви­тель­ст­во.

В-треть­их, бу­дет до­ка­за­но, что за не­ко­то­рое вре­мя до кон­ца в 1914 го­ду по­след­ний член при­зна­вае­мой Бо­гом Церк­ви Хри­ста, «цар­ст­вен­но­го свя­щен­ст­ва», «Те­ла Хри­сто­ва» бу­дет про­слав­лен вме­сте с Гла­вой; по­то­му что ка­ж­дый член дол­жен пра­вить со Хри­стом, бу­ду­чи с ним со­на­след­ни­ком Цар­ст­ва, и оно не мо­жет быть пол­но­стью «ус­та­нов­ле­но» без всех до еди­но­го чле­нов.

В-чет­вер­тых, бу­дет до­ка­за­но, что с это­го мо­мен­та Ие­ру­са­лим боль­ше не бу­дет по­пи­рать­ся языч­ни­ка­ми, но вос­ста­нет к по­чес­тям из пра­ха бо­же­ской не­ми­ло­сти, по­то­му что «вре­ме­на языч­ни­ков» ис­пол­нят­ся, или за­вер­шат­ся.

В-пя­тых, бу­дет до­ка­за­но, что к это­му вре­ме­ни или рань­ше ожес­то­че­ние Из­раи­ля нач­нет про­хо­дить, по­то­му что «ожес­то­че­ние про­изош­ло в Из­раи­ле от­час­ти, до вре­ме­ни, по­ка вой­дет пол­ное чис­ло языч­ни­ков» (Рим. 11:25), дру­ги­ми сло­ва­ми, по­ка не бу­дет пол­но­стью из­бра­но чис­ло тех языч­ни­ков, ко­то­рые долж­ны стать чле­на­ми Те­ла, или не­вес­ты Хри­сто­вой.

В-шес­тых, бу­дет до­ка­за­но, что ве­ли­кое «вре­мя бед­ст­вия, не­ви­дан­ное до­се­ле на­ро­да­ми», дос­тиг­нет сво­ей куль­ми­на­ции во все­мир­ном гос­под­стве анар­хии; и то­гда лю­ди уз­на­ют, что на­до ос­та­но­вить­ся и по­знать, что Ие­го­ва есть Бог, что Он бу­дет воз­вы­шен на всей зем­ле (Пс. 45:11). То­гда за­кон­чит­ся все, что сим­во­ли­че­ски на­зва­но ре­ву­щи­ми мор­ски­ми вол­на­ми, таю­щей зем­лей, па­даю­щи­ми го­ра­ми и го­ря­щи­ми не­бе­са­ми, и по­тря­сен­ное бед­ст­вия­ми че­ло­ве­че­ст­во нач­нет осоз­на­вать «но­вые не­бе­са и но­вую зем­лю» с их мир­ны­ми бла­го­сло­ве­ния­ми. Но По­ма­зан­ни­ка Гос­под­ня и его спра­вед­ли­вую и пра­вед­ную власть сна­ча­ла, во вре­мя ве­ли­ких ис­пы­та­ний, при­зна­ют толь­ко де­ти Бо­жьи — класс, обо­зна­чен­ный бу­к­ва­ми m и t на «Схе­ме вре­мен» (см. так­же c. 235 и 239, том I); по­том, как раз пе­ред кон­цом вре­ме­ни ис­пы­та­ний, его при­зна­ет Из­ра­иль по пло­ти и, на­ко­нец, все че­ло­ве­че­ст­во в це­лом.

В-седь­мых, бу­дет до­ка­за­но, что до на­сту­п­ле­ния этой да­ты Бо­жье Цар­ст­во, ор­га­ни­зо­ван­ное во вла­сти, бу­дет на зем­ле и за­тем ра­зо­бьет и со­кру­шит язы­че­ский ис­ту­кан (Дан. 2:34) и пол­но­стью по­гло­тит власть этих ца­рей. Его соб­ст­вен­ная власть и Прав­ле­ние ус­та­но­вят­ся, как толь­ко в ре­зуль­та­те его раз­лич­ных дей­ст­вий бу­дут со­кру­ше­ны и раз­ру­ше­ны «все су­ще­ст­вую­щие вла­сти», гра­ж­дан­ские и цер­ков­ные — же­ле­зо и гли­на.

Эти ут­вер­жде­ния мож­но най­ти в из­да­ни­ях, вы­пус­кав­ших­ся вплоть до 1914 го­да. В при­во­ди­мом ма­те­риа­ле мож­но за­ме­тить, что 1914 год объ­яв­лен «край­ним пре­де­лом прав­ле­ния не­со­вер­шен­ных лю­дей», что в это вре­мя Цар­ст­во Бо­га «по­лу­чит пол­ный, по­все­ме­ст­ный кон­троль», что «оно бу­дет „ут­вер­жде­но“, твер­до ус­та­нов­ле­но на зем­ле». По­смот­ри­те те­перь, как об этом го­во­рит­ся в из­да­нии, вы­пу­щен­ном по­сле 1914 го­да (в 1924-м):

 

В этой гла­ве мы пред­став­ля­ем биб­лей­ские сви­де­тель­ст­ва, до­ка­зы­ваю­щие, что ко­нец вре­мен языч­ни­ков, т. е. пол­ное окон­ча­ние их пра­ва на власть, на­сту­пит в 1914 го­ду н. э., что в это вре­мя мы уви­дим рас­пад прав­ле­ния не­со­вер­шен­ных лю­дей. И, за­меть­те, ес­ли бу­дет по­ка­за­но, что это твер­до ос­но­ван­ный на Пи­са­нии факт, это до­ка­жет, сле­дую­щее:

Во-пер­вых, в этот мо­мент Цар­ст­во Бо­га, о ко­то­ром наш Гос­подь учил нас мо­лить­ся «Да при­идет Цар­ст­вие Твое», нач­нет по­лу­чать кон­троль, и что ско­ро по­сле это­го оно бу­дет «ут­вер­жде­но», твер­до ус­та­нов­ле­но на зем­ле, на раз­ва­ли­нах со­вре­мен­ных уч­ре­ж­де­ний.

В треть­ем пунк­те в из­да­ни­ях вплоть до 1914 го­да го­во­ри­лось, что до окон­ча­ния 1914 го­да по­след­ний член «те­ла Хри­сто­ва» про­сла­вит­ся вме­сте с Гла­вой. В из­да­нии по­сле 1914 го­да уб­ра­но вся­кое упо­ми­на­ние о 1914 го­де:

 

В-треть­их, бу­дет до­ка­за­но, что за не­ко­то­рое вре­мя до кон­ца нис­про­вер­же­ния по­след­ний член при­зна­вае­мой Бо­гом Церк­ви Хри­ста, «цар­ст­вен­но­го свя­щен­ст­ва», «Те­ла Хри­сто­ва» бу­дет про­слав­лен вме­сте с Гла­вой; по­то­му что ка­ж­дый член дол­жен пра­вить со Хри­стом, бу­ду­чи с ним со­на­след­ни­ком Цар­ст­ва, и оно не мо­жет быть пол­но­стью «ус­та­нов­ле­но» без всех до еди­но­го чле­нов.

Та­ким об­ра­зом, в по­сле­дую­щих из­да­ни­ях бы­ли пред­при­ня­ты яв­ные по­пыт­ки скрыть наи­бо­лее оче­вид­ные ошиб­ки в са­мых пря­мых пред­ска­за­ни­ях по от­но­ше­нию к 1914 го­ду: ведь этот год за­кон­чил­ся, а пред­ска­зан­ные со­бы­тия не со­стоя­лись. Ма­ло кто из Сви­де­те­лей Ие­го­вы се­го­дня зна­ет, ка­кие ве­ли­кие пред­ска­за­ния бы­ли свя­за­ны с этим го­дом, а так­же то, что ни один из се­ми пунк­тов не ис­пол­нил­ся та­ким об­ра­зом, как бы­ло пред­ска­за­но. Свя­зан­ные с ни­ми ожи­да­ния упо­ми­на­ют­ся и со­вре­мен­ных пуб­ли­ка­ци­ях толь­ко ми­мо­хо­дом; не­ко­то­рые из них во­об­ще иг­но­ри­ру­ют­ся10.

 

В це­лом, из не­дав­них пуб­ли­ка­ций Об­ще­ст­ва мож­но за­клю­чить, что Рас­сел, пре­зи­дент Об­ще­ст­ва, не го­во­рил, что кон­крет­но про­изой­дет в 1914 го­ду. Под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, что от­вет­ст­вен­ность за все боль­шие ожи­да­ния и дог­ма­ти­че­ские ут­вер­жде­ния ле­жа­ла на дру­гой сто­ро­не, на чи­та­те­лях. При­мер то­му мож­но най­ти в кни­ге, ко­то­рая в те­че­ние не­сколь­ких лет бы­ла офи­ци­аль­ной кни­гой по ис­то­рии ор­га­ни­за­ции, «Сви­де­те­ли Ие­го­вы в за­мыс­ле Бо­га», с. 52.

 

Нет со­мне­ний в том, что на про­тя­же­нии это­го пе­рио­да мно­гие про­яв­ля­ли в сво­их ут­вер­жде­ни­ях чрез­мер­ную рев­но­ст­ность по по­во­ду то­го, что мож­но бы­ло ожи­дать. Не­ко­то­рые вы­чи­ты­ва­ли в ут­вер­жде­ни­ях «Сто­ро­же­вой баш­ни» то, че­го там ни­ко­гда не име­лось в ви­ду; и, хо­тя Рас­сел дол­жен был по­яс­нить, что ве­ли­кая пе­ре­ме­на обя­за­тель­но про­изой­дет в кон­це вре­мен языч­ни­ков, он все же при­зы­вал чи­та­те­лей к от­кры­то­сти ра­зу­ма, осо­бен­но по от­но­ше­нию к сро­кам.

Кни­га ци­ти­ру­ет от­рыв­ки из вы­пус­ков жур­на­ла «Сто­ро­же­вая баш­ня», но, ес­ли вни­ма­тель­но на них по­смот­реть, вид­но, что они не под­твер­жда­ют сде­лан­но­го за­яв­ле­ния. Един­ст­вен­ное упо­ми­на­ние об оп­ре­де­лен­ных «сро­ках» взя­то из «Сто­ро­же­вой баш­ни» за 1893 год, где го­во­рит­ся:

 

Ве­ли­кая бу­ря при­бли­зи­лась. Хо­тя не­воз­мож­но точ­но уз­нать, ко­гда она раз­ра­зит­ся, пред­став­ля­ет­ся ра­зум­ным пред­по­ло­жить, что это про­изой­дет не позд­нее чем че­рез две­на­дцать-че­тыр­на­дцать лет.

Это ни­как не до­ка­зы­ва­ет сде­лан­ное за­яв­ле­ние, а про­сто под­твер­жда­ет при­ве­ден­ные вы­ска­зы­ва­ния в дру­гих ра­бо­тах Рас­се­ла: он оп­ре­де­лен­но ожи­дал, что ми­ро­вые бед­ст­вия нач­нут­ся до на­сту­п­ле­ния 1914 го­да, не позд­нее 1905 или 1907 го­да, со­глас­но про­ци­ти­ро­ван­но­му от­рыв­ку, и что раз­ра­зив­шее­ся бед­ст­вие при­ве­дет к раз­ру­ше­нию всех зем­ных пра­ви­тельств ко вре­ме­ни на­сту­п­ле­ния этой ко­неч­ной да­ты.

 

За два го­да до на­сту­п­ле­ния 1914 го­да «Сто­ро­же­вая баш­ня» дей­ст­ви­тель­но при­зва­ла чи­та­те­лей к ос­то­рож­но­сти.

 

Кни­га «Сви­де­те­ли Ие­го­вы в за­мыс­ле Бо­га», (с. 53) ци­ти­ру­ет сло­ва Рас­се­ла из вы­пус­ка «Сто­ро­же­вой баш­ни» за 1912 год:

 

Ко­неч­но, есть воз­мож­ность не­зна­чи­тель­ных рас­хо­ж­де­ний во мне­ни­ях по дан­но­му во­про­су, и это по­бу­ж­да­ет нас пре­дос­та­вить друг дру­гу са­мую ши­ро­кую сво­бо­ду. Ко­нец вла­сти языч­ни­ков мо­жет на­сту­пить в ок­тяб­ре 1914 или в ок­тяб­ре 1915 го­да. Пе­ри­од же ин­тен­сив­ной борь­бы и анар­хии, «до­се­ле не­ви­дан­ной на­ро­да­ми», мо­жет быть окон­ча­ни­ем вре­мен языч­ни­ков или на­ча­лом прав­ле­ния Мес­сии.

Но мы вновь на­по­ми­на­ем всем на­шим чи­та­те­лям, что мы ни­че­го не про­ро­че­ст­во­ва­ли ни об окон­ча­нии вре­мен языч­ни­ков во вре­мя бед­ст­вия, ни о той слав­ной эпо­хе, ко­то­рая по­сле­ду­ет за этой ка­та­ст­ро­фой. Мы про­сто ука­за­ли, что об этом го­во­рит­ся в Пи­са­нии, и вы­ска­за­ли свои взгля­ды о воз­мож­ном зна­че­нии, при­гла­шая чи­та­те­лей су­дить (ка­ж­дый для се­бя), что они оз­на­ча­ют. Мы и сей­час ви­дим эти про­ро­че­ст­ва в том же зна­че­нии… Не­ко­то­рые мо­гут де­лать уве­рен­ные ут­вер­жде­ния о том, что они зна­ют и че­го не зна­ют; мы этим ни­ко­гда не за­ни­ма­ем­ся. Мы про­сто ут­вер­жда­ем, что ве­рим в то-то и то-то по та­ким-то и та­ким-то при­чи­нам.

Ор­га­ни­за­ция стре­мит­ся соз­дать имен­но та­кое впе­чат­ле­ние. Срав­ни­те это с дру­ги­ми ут­вер­жде­ния­ми из жур­на­ла «Сто­ро­же­вая баш­ня» и дру­гих из­да­ний, ко­то­рые в со­вре­мен­ных пуб­ли­ка­ци­ях Об­ще­ст­ва не упо­ми­на­ют­ся во­об­ще. Спро­си­те се­бя, вер­но ли то, что от­вет­ст­вен­ность за все дог­ма­ти­че­ские за­яв­ле­ния ле­жит не на Об­ще­ст­ве, а на тех, кто «вы­чи­ты­вал» в ли­те­ра­ту­ре Об­ще­ст­ва уве­рен­ность, ко­то­рой там ни­ко­гда не бы­ло, осо­бен­но в свя­зи с тем, что при­не­сет 1914 год.

 

В кни­ге «Вре­мя близ­ко» (с. 98 и 99), опуб­ли­ко­ван­ной в 1889 го­ду, мы чи­та­ем сле­дую­щее:

 

В са­мом де­ле, это оз­на­ча­ет ожи­да­ние ве­ли­ких со­бы­тий, что мы и де­ла­ем; ожи­да­ние то­го, что в те­че­ние бли­жай­ших 26 лет все су­ще­ст­вую­щие пра­ви­тель­ст­ва бу­дут сверг­ну­ты и рас­па­дут­ся; но мы жи­вем в осо­бен­ное вре­мя, в «День Ие­го­вы», ко­гда со­бы­тия раз­ви­ва­ют­ся бы­ст­ро; как бы­ло ска­за­но, «ско­рое де­ло со­вер­шит на зем­ле Гос­подь» (см. том I, гла­ва xv).

____________

В све­те убе­ди­тель­но­го биб­лей­ско­го сви­де­тель­ст­ва о вре­ме­нах языч­ни­ков, мы счи­та­ем ус­та­нов­лен­ной ис­ти­ной то, что окон­ча­тель­ный ко­нец царств это­го ми­ра и пол­ное ус­та­нов­ле­ние Цар­ст­ва Божь­е­го со­вер­шит­ся к кон­цу 1914 го­да н. э. То­гда бу­дет дан от­вет на мо­лит­ву церк­ви, воз­но­си­мую с то­го дня, как ото­шел Гос­подь, — «Да при­идет Цар­ст­вие Твое»; и под этим муд­рым и спра­вед­ли­вым управ­ле­ни­ем вся зем­ля на­пол­нит­ся сла­вой Божь­ей — зна­ни­ем, пра­вед­но­стью и по­ко­ем (см. Пс. 71:19; Ис. 6:3; Авв. 2:14), и во­ля Бо­жья бу­дет «на зем­ле, как и на не­бе».

Ес­ли вы не про­сто ска­же­те, на­при­мер, что то или иное де­ло «вер­но», но на­зо­ве­те его «ус­та­нов­лен­ной ис­ти­ной», раз­ве это не то же са­мое, что вы на­вер­ня­ка знае­те о его вер­но­сти? Раз­ве этим че­ло­век не «де­ла­ет уве­рен­но­го ут­вер­жде­ния»? Ес­ли есть ка­кая-то раз­ни­ца, то на­сколь­ко она ве­ли­ка?

 

В той же кни­ге на с. 101 по­яв­ля­ет­ся сле­дую­щее ут­вер­жде­ние:

 

…и жи­ву­щие свя­тые так же, как и мно­гие в ми­ру, сей­час ис­поль­зу­ют­ся как Гос­под­ни вои­ны для свер­же­ния оши­бок и зла. Но пусть ни­кто не ду­ма­ет, что этим сим­во­ли­зи­ру­ет­ся мир­ное об­ра­ще­ние на­ро­дов; ибо мно­гие от­рыв­ки из Пи­са­ния, та­кие как Отк. 11:17—18; Дан. 12:1; 2 Фее. 2:8; Пс. 148 и 46, учат со­вер­шен­но про­ти­во­по­лож­но­му.

По­это­му не удив­ляй­тесь, ко­гда в по­сле­дую­щих гла­вах мы пред­ста­вим до­ка­за­тель­ст­ва то­му, что ус­та­нов­ле­ние Цар­ст­ва Бо­га уже на­ча­лось, что про­ро­че­ст­ва ука­зы­ва­ют на то, что оно долж­но при­сту­пить к сво­ему прав­ле­нию в 1878 го­ду н. э., и что «брань в оный ве­ли­кий день Бо­га Все­дер­жи­те­ля», (Отк 16:14) ко­то­рая за­вер­шит­ся в 1914 го­ду пол­ным свер­же­ни­ем су­ще­ст­вую­ще­го зем­но­го прав­ле­ния, уже на­ча­лась. Со­би­ра­ние во­инств яв­ст­вен­но вид­но с точ­ки зре­ния Сло­ва Божь­е­го.

Ес­ли на­ше зре­ние не за­мут­не­но пред­рас­суд­ка­ми, то, пра­виль­но на­стро­ив «те­ле­скоп» Сло­ва Божь­е­го, мы яс­но мо­жем ви­деть ха­рак­тер мно­гих со­бы­тий, ко­то­рые долж­ны про­изой­ти в «День Гос­по­день», — ви­деть, что мы на­хо­дим­ся в са­мом цен­тре этих со­бы­тий, что «при­шел ве­ли­кий день гне­ва Его».

Спус­тя два го­да по­сле опуб­ли­ко­ва­ния этой кни­ги, в 1891 го­ду бы­ла из­да­на еще од­на кни­га Рас­се­ла «Да при­идет Цар­ст­вие Твое», где на с. 153 мы чи­та­ем:

 

Па­де­ние, каз­ни, раз­ру­ше­ния и по­доб­ные яв­ле­ния, пред­ска­зан­ные для мис­ти­че­ско­го Ва­ви­ло­на, бы­ли пред­ва­ре­ны в ве­ли­ких бед­ст­ви­ях и на­цио­наль­ном кру­ше­нии, при­шед­ших на зем­ной Из­ра­иль и в 70 го­ду н. э. за­вер­шив­ших­ся пол­ным свер­же­ни­ем это­го на­ро­да. И пе­ри­од па­де­ния так­же со­от­вет­ст­ву­ет; ибо с то­го вре­ме­ни, как в 33 го­ду н. э. Гос­подь ска­зал: «Се, ос­тав­ля­ет­ся дом ваш пуст», до 70 го­да н. э. про­шло 36,5 лет; точ­но так же с 1878 до кон­ца 1914 го­да прой­дет 36,5 лет. И к кон­цу 1914 го­да пол­но­стью ис­чез­нет то, что Бог на­зы­ва­ет Ва­ви­ло­ном, а лю­ди на­зы­ва­ют хри­сти­ан­ским ми­ром, как уже бы­ло по­ка­за­но в про­ро­че­ст­вах.

В сле­дую­щем 1892 го­ду в вы­пус­ке за 15 ян­ва­ря «Сто­ро­же­вая баш­ня» ут­вер­жда­ла, что «брань» уже на­ча­лась и что ее ко­нец на­ста­нет в 1914 го­ду:

 

Хо­тя для нас бы­ло при­ят­ным сюр­при­зом (в све­те так час­то пуб­ли­куе­мых про­ти­во­ре­ча­щих это­му сен­са­ци­он­ных со­об­ще­ний) об­на­ру­жить, что си­туа­ция в Ев­ро­пе та­кая, ка­кой она здесь опи­сы­ва­ет­ся (со­глас­но тем убе­ж­де­ни­ям, к ко­то­рым нас под­ве­ло Пи­са­ние), тем не ме­нее, на­ша уве­рен­ность в Сло­ве Божь­ем и в све­те жи­вой ис­ти­ны, сияю­щем на не­го, так ве­ли­ка, что мы не мог­ли со­мне­вать­ся в его сви­де­тель­ст­вах, ка­ко­вы бы ни бы­ли об­стоя­тель­ст­ва. Да­та за­вер­ше­ния «бра­ни» оп­ре­де­лен­но ука­за­на в Пи­са­нии как ок­тябрь 1914 го­да. Брань уже идет; она на­ча­лась в ок­тяб­ре 1874 го­да. До сих пор это бы­ло, в ос­нов­ном, бит­вой на сло­вах и вре­ме­нем под­го­тов­ки сил — ка­пи­та­лов, тру­да, ар­мий и сек­рет­ных об­ществ.

Ни­ко­гда рань­ше не бы­ло вре­ме­ни, в ко­то­ром лю­ди так упор­но стре­ми­лись бы к объ­е­ди­не­нию. Не толь­ко на­ро­ды объ­е­ди­ня­ют­ся друг с дру­гом для за­щи­ты от дру­гих на­ро­дов; объ­е­ди­ня­ют­ся и раз­лич­ные слои внут­ри этих на­ро­дов, что­бы за­щи­щать свои ин­те­ре­сы. Но до сих пор мно­гие груп­пи­ров­ки все еще изу­ча­ют си­туа­цию, ис­пы­ты­вая си­лу про­тив­ни­ков и стре­мясь усо­вер­шен­ст­во­вать свои пла­ны и си­лы для бу­ду­щей борь­бы, ко­то­рая мно­гим пред­став­ля­ет­ся со­вер­шен­но не­из­беж­ной да­же без биб­лей­ско­го сви­де­тель­ст­ва! Дру­гие все еще об­ма­ны­ва­ют­ся, го­во­ря: «Мир! Мир!», ко­гда ни­ка­кой мир не­воз­мо­жен до тех пор, по­ка Цар­ст­во Бо­га не нач­нет свое прав­ле­ние и не при­не­сет ис­пол­не­ние Его во­ли на зем­ле, как и на не­бе.

Та­ким вот об­ра­зом бит­ва долж­на про­дол­жать­ся с пе­ре­мен­ным ус­пе­хом для всех ее уча­ст­ни­ков; го­тов­ность к ней мо­жет быть очень тща­тель­ной; а по­след­няя бит­ва бу­дет срав­ни­тель­но ко­рот­кой, ужас­ной и ре­ши­тель­ной — и за­вер­шит­ся об­щей анар­хи­ей. Во мно­гих от­но­ше­ни­ях убе­ж­де­ния ве­ли­чай­ших глав­но­ко­ман­дую­щих ми­ра сов­па­да­ют с пред­ска­за­ния­ми Сло­ва Божь­е­го. И то­гда «го­ре че­ло­ве­ку или на­ро­ду, ко­то­рый нач­нет сле­дую­щую вой­ну в Ев­ро­пе, ибо это бу­дет вой­на унич­то­же­ния», Она бу­дет под­сте­ги­вать­ся не толь­ко вра­ж­деб­но­стью на­ро­дов, но и со­ци­аль­ны­ми не­до­воль­ст­ва­ми, ам­би­ция­ми и вра­ж­дой, и, ес­ли ус­та­нов­ле­ние Цар­ст­ва Бо­га в ру­ках из­бран­ной Им и про­слав­лен­ной Церк­ви не по­ло­жит ей ко­нец, она унич­то­жит че­ло­ве­че­ст­во (Мф. 24:22).

Ко­рот­кая ста­тья из вы­пус­ка «Сто­ро­же­вой баш­ни» за июль 1894 го­да рас­кры­ва­ет, что ми­ро­вое по­ло­же­ние то­го вре­ме­ни рас­смат­ри­ва­лось как яв­ное до­ка­за­тель­ст­во то­го, что мир вот-вот дол­жен вой­ти в со­стоя­ние аго­нии и его по­след­ние су­до­ро­ги на­ста­нут в 1914 го­ду.

 

 

МО­ЖЕТ ЛИ ЭТО БЫТЬ ОТ­ЛО­ЖЕ­НО ДО 1914 ГО­ДА?

Сем­на­дцать лет на­зад по по­во­ду сро­ков, пред­став­лен­ных в из­да­нии «Рас­свет ты­ся­че­ле­тия», лю­ди го­во­ри­ли: «Это ка­жет­ся ра­зум­ным во мно­гих от­но­ше­ни­ях, но с на­стоя­ще­го мо­мен­та до 1914 го­да вряд ли мо­гут про­изой­ти ка­кие-ни­будь ра­ди­каль­ные из­ме­не­ния: ес­ли бы вы до­ка­за­ли, что это слу­чит­ся че­рез од­но-два сто­ле­тия, это бы­ло го­раз­до бо­лее ве­ро­ят­ным».

Ка­кие из­ме­не­ния про­изош­ли с тех пор и как все это ус­ко­ря­ет­ся ка­ж­дый день?

«Вет­хое бы­ст­ро про­хо­дит, и вхо­дит но­вое».

В свя­зи с не­дав­ни­ми тру­до­вы­ми бед­ст­вия­ми и уг­ро­за­ми анар­хии на­ши чи­та­те­ли пи­шут, же­лая уз­нать, нет ли воз­мож­ной ошиб­ки в да­те 1914 го­да, и счи­та­ют, что ны­неш­нее по­ло­же­ние не смо­жет ос­та­вать­ся столь на­пря­жен­ным так дол­го.

Мы не ви­дим ос­но­ва­ния ме­нять да­ты — да и не мог­ли бы их из­ме­нить. Мы ве­рим в то, что это Бо­жьи сро­ки, а не на­ши. Имей­те в ви­ду, что 1914 год оз­на­ча­ет не на­ча­ло, а ко­нец вре­ме­ни бед­ст­вий. Мы не ви­дим при­чи­ны ме­нять свое мне­ние, вы­ска­зан­ное в «Сто­ро­же­вой баш­не» за 15 ян­ва­ря 1892 го­да, и со­ве­ту­ем про­честь эту ста­тью еще раз.

Дей­ст­ви­тель­но, здесь упот­реб­ле­но сло­во «мне­ние», ни ка­кое это име­ет зна­че­ние, ес­ли в то же вре­мя Бог объ­яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком при­во­ди­мых дат? Кто бу­дет под­вер­гать со­мне­нию «Бо­жьи сро­ки»?

 

Се­го­дня ор­га­ни­за­ция ска­жет, что все эти во­про­сы яв­ля­ют­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми по срав­не­нию с тем, что она про­воз­гла­ша­ет фун­да­мен­таль­ной ис­ти­ной, а имен­но, что Об­ще­ст­во не ошиб­лось по по­во­ду 1914 го­да как кон­ца «вре­мен языч­ни­ков», — и это един­ст­вен­ное ут­вер­жде­ние в свя­зи с 1914 го­дом, до сих пор со­хра­нив­шее­ся в ор­га­ни­за­ции. Но, го­во­ря так, они, по­жа­луй, пред­ста­вят фак­ты са­мым не­вер­ным об­ра­зом. Ибо факт за­клю­ча­ет­ся в том, что ос­та­лась толь­ко од­на фра­за — «ко­нец вре­мен языч­ни­ков». Ны­неш­ний смысл этой фра­зы пол­но­стью от­ли­ча­ет­ся от то­го зна­че­ния, ко­то­рое в те­че­ние со­ро­ка лет до 1914 го­да при­да­ва­ло ей Об­ще­ст­во Сто­ро­же­вой баш­ни.

 

Все эти 40 лет чле­ны Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни счи­та­ли, что «ко­нец вре­мен языч­ни­ков» — это пол­ное свер­же­ние всех зем­ных пра­ви­тельств, их со­вер­шен­ное унич­то­же­ние; вме­сто них на зем­ле бу­дет Цар­ст­во Хри­сто­во. Не ос­та­нет­ся ни­ка­ко­го че­ло­ве­че­ско­го прав­ле­ния. Вспом­ни­те ут­вер­жде­ния со с. 98, 99 кни­ги «Вре­мя близ­ко» о том, что «в те­че­ние бли­жай­ших 26 лет [с 1889 го­да] все су­ще­ст­вую­щие пра­ви­тель­ст­ва бу­дут сверг­ну­ты и рас­па­дут­ся», что «в све­те убе­ди­тель­но­го биб­лей­ско­го сви­де­тель­ст­ва о вре­ме­нах языч­ни­ков, мы счи­та­ем ус­та­нов­лен­ной ис­ти­ной то, что окон­ча­тель­ный ко­нец царств это­го ми­ра и пол­ное ус­та­нов­ле­ние Цар­ст­ва Божь­е­го со­вер­шит­ся к кон­цу 1914 го­да н. э».

 

Се­го­дня зна­че­ние, за­кре­п­лен­ное за вы­ра­же­ни­ем «ко­нец вре­мен языч­ни­ков» (или «ко­нец вре­ме­ни, на­зна­чен­но­го для на­ро­дов», НМ), со­вер­шен­но иное. Оно не оз­на­ча­ет фак­ти­че­ский ко­нец вла­сти зем­ных пра­ви­тельств в ре­зуль­та­те их раз­ру­ше­ния Хри­стом. Те­перь го­во­рит­ся, что это оз­на­ча­ет ко­нец их «не­пре­рыв­но­го прав­ле­ния» на зем­ле, и это прав­ле­ние «пре­рва­но», по­сколь­ку в 1914 го­ду Хри­стос не­ви­ди­мо взял власть Цар­ст­ва в Свои ру­ки и на­чал цар­ст­во­вать, уде­ляя свое вни­ма­ние зем­ле «осо­бым об­ра­зом» (в дей­ст­ви­тель­но­сти, рань­ше это уче­ние от­но­си­лось к 1874 го­ду).

 

Опять же го­во­рит­ся, что все эти со­бы­тия про­изош­ли в сфе­ре не­ви­ди­мо­го, по­это­му та­кую тео­рию труд­но ос­по­рить. Тот факт, что с 1914 го­да во­об­ще ни­че­го не из­ме­ни­лось в гос­под­стве зем­ных пра­ви­тельств на зем­ле, по-ви­ди­мо­му, счи­та­ет­ся не осо­бен­но важ­ным. Их «пра­во» на власть кон­чи­лось, го­во­рят Сви­де­те­ли, его от­ме­нил не­ви­ди­мый Царь, а зна­чит, на­стал «ко­нец» от­ве­ден­но­го им вре­ме­ни.

 

Все это по­хо­же на та­кую кар­ти­ну: в те­че­ние 40 лет про­воз­гла­ша­лось, что не­кое­го не­при­ят­но­го квар­ти­ро­съем­щи­ка ско­ро вы­го­нят, вы­го­нят на­все­гда; и вот при­хо­дит и про­хо­дит срок, этот не­при­ят­ный жи­лец все еще здесь, и все ос­та­ет­ся, как и рань­ше, а вам объ­яс­ня­ют это так: «Ну, я от­ме­нил его пра­во на про­жи­ва­ние, и, по-мо­ему, это то же са­мое, как ес­ли бы он съе­хал. И, кро­ме то­го, я за ним те­перь сле­жу го­раз­до тща­тель­нее».

 

Нуж­но при­знать, что с при­бли­же­ни­ем 1914 го­да про­гно­зы ста­но­ви­лись все бо­лее ос­то­рож­ны­ми. Ес­ли рань­ше Рас­сел на­стаи­вал, что бу­ря бед­ст­вий и все­об­щая анар­хия раз­ра­зят­ся до на­сту­п­ле­ния ок­тяб­ря 1914 го­да, в вы­пус­ке жур­на­ла «Сто­ро­же­вая баш­ня» от 1 ию­ля 1904 го­да он пи­сал:

 

 

ВСЕ­ОБ­ЩАЯ АНАР­ХИЯ — НЕ­ПО­СРЕД­СТ­ВЕН­НО ПЕ­РЕД ОК­ТЯБ­РЕМ 1914 ГО­ДА ИЛИ СРА­ЗУ ПО­СЛЕ НЕ­ГО

То, что мо­жет по­ка­зать­ся са­мой не­зна­чи­тель­ной ме­ло­чью, со­вер­шен­но не от­но­ся­щей­ся к де­лу, из­ме­ни­ло на­ши убе­ж­де­ния по по­во­ду то­го, ко­гда сле­ду­ет ожи­дать все­об­щую анар­хию, со­глас­но про­ро­че­ским сро­кам. Те­перь мы по­ла­га­ем, что куль­ми­на­ция анар­хии ве­ли­ко­го вре­ме­ни бед­ст­вий, пред­ше­ст­вую­щая ты­ся­че­лет­не­му бла­го­сло­ве­нию, про­изой­дет по­сле ок­тяб­ря 1914 го­да н. э. — мы счи­та­ем, что это про­изой­дет очень ско­ро, — «в один час», «вне­зап­но».

В 1894 го­ду Рас­сел под­твер­дил, что при­во­ди­мые да­ты бы­ли «Божь­и­ми сро­ка­ми, а не на­ши­ми». В «Сто­ро­же­вой баш­не» за 1 ок­тяб­ря 1907 го­да, в ста­тье «Зна­ние хро­но­ло­гии и ве­ра в нее», за семь лет до на­сту­п­ле­ния 1914 го­да, он го­во­рил:

 

Один из на­ших до­ро­гих брать­ев спра­ши­ва­ет: «Мож­но ли быть аб­со­лют­но уве­рен­ным в том, что хро­но­ло­гия, пред­став­лен­ная в „Ис­сле­до­ва­ни­ях Пи­са­ния Ты­ся­че­лет­не­го рас­све­та“, вер­на? Что жат­ва на­ча­лась в 1874 го­ду и за­вер­шит­ся в 1914 го­ду ми­ро­вым бед­ст­ви­ем, ко­то­рое сверг­нет все ны­неш­ние ин­сти­ту­ты вла­сти и за ко­то­рым по­сле­ду­ет Цар­ст­во пра­вед­но­сти, при­над­ле­жа­щее Ца­рю сла­вы и Его не­вес­те — церк­ви»?

Мы от­ве­ча­ем, как уже час­то со­об­ща­ли в жур­на­лах «Рас­свет дня» и «Сто­ро­же­вая баш­ня», уст­но и пись­мен­но, что мы ни­ко­гда не объ­яв­ля­ли свои вы­чис­ле­ния не­по­гре­ши­мо вер­ны­ми; мы ни­ко­гда не го­во­ри­ли, что эти вы­чис­ле­ния яв­ля­ют­ся зна­ни­ем или ос­но­ва­ны на не­ос­по­ри­мых сви­де­тель­ст­вах или фак­тах; мы все­гда ут­вер­жда­ли, что они ос­но­ва­ны на ве­ре.

Од­на­ко да­лее в той же ста­тье под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, что тем, кто со­мне­ва­ет­ся в этих вы­чис­ле­ни­ях, не­дос­та­ет ве­ры. Там го­во­рит­ся:

 

Мы вновь на­по­ми­на­ем вам, что сла­бые мес­та хро­но­ло­гии вос­пол­ня­ют­ся раз­лич­ны­ми про­ро­че­ст­ва­ми, ко­то­рые пе­ре­пле­та­ют­ся с ней столь за­ме­ча­тель­ным об­ра­зом, что ве­ра в хро­но­ло­гию поч­ти ста­но­вит­ся зна­ни­ем о том, что она вер­на. Ес­ли из­ме­нить хоть один год, то на­ру­шит­ся вся строй­ность пре­крас­ных па­рал­ле­лей, по­то­му что не­ко­то­рые про­ро­че­ст­ва на­чи­на­ют от­счет из вре­мен до ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, дру­гие — с на­шей эры, а не­ко­то­рые за­ви­сят от обо­их пе­рио­дов вре­ме­ни. Мы ве­рим, что Бог пред­на­зна­чил осоз­на­ние этих про­ро­честв «во вре­мя»; мы ве­рим, что сей­час мы их по­ни­ма­ем — и что они го­во­рят с на­ми че­рез эту хро­но­ло­гию. Раз­ве тем са­мым они не за­пе­чат­ля­ют ис­тин­ность хро­но­ло­гии? Они за­пе­чат­ля­ют для тех, кто ве­рит, но ни­как ина­че. Наш Гос­подь про­воз­гла­сил, что «муд­рые по­зна­ют», и ве­лел нам «бодр­ст­во­вать», что­бы по­знать; и имен­но эта хро­но­ло­гия убе­ж­да­ет нас (тех, кто мо­жет при­нять и при­ни­ма­ет ее ве­рой) в том, что прит­ча о де­ся­ти де­вах сей­час ис­пол­ня­ет­ся — что ее пер­вый крик раз­дал­ся в 1844 го­ду, а вто­рой крик: «Вот, Же­них идет!» — в 1874 го­ду.

Ка­кая в этом поль­за, — или, ес­ли на то по­шло, сколь­ко сми­ре­ния в этом про­яв­ля­ет­ся, — ес­ли, при­зна­вая воз­мож­ность по­греш­но­сти, в то же вре­мя на­ме­кать, что толь­ко те, кто при­ни­ма­ет эту точ­ку зре­ния, де­мон­ст­ри­ру­ют ве­ру, при­над­ле­жат к чис­лу «муд­рых, ко­то­рые по­зна­ют»? Раз­ве тем са­мым лю­ди, ко­то­рые не при­слу­ша­лись к «кри­ку» в 1844 и 1874 го­дах, не при­рав­ни­ва­ют­ся к «не­ра­зум­ным де­вам» из прит­чи?

 

Вы­ше в той же ста­тье Рас­сел го­во­рил:

 

Бо­жьи вре­ме­на и сро­ки да­ны нам та­ким об­ра­зом, что­бы убе­дить толь­ко тех, кто зна­ком с Бо­гом и по­то­му спо­со­бен рас­по­знать его ха­рак­тер­ные ме­то­ды.

Та­ким об­ра­зом, ес­ли кто-то вы­ра­жал со­мне­ния и свя­зи с хро­но­ло­ги­ей Об­ще­ст­ва, са­мо ка­че­ст­во его от­но­ше­ний с Бо­гом ста­ви­лось под со­мне­ние, — а так­же его ве­ра и муд­рость. Это од­но из про­яв­ле­ний ин­тел­лек­ту­аль­но­го уст­ра­ше­ния, ко­то­рое уси­ли­лось во мно­го раз с то­го вре­ме­ни, как 1914 год про­шел, не при­не­ся с со­бой ис­пол­не­ния ожи­да­ний, про­воз­гла­шен­ных по все­му ми­ру.

 

Как уже упо­ми­на­лось, в 1993 го­ду Об­ще­ст­вом бы­ла опуб­ли­ко­ва­на но­вая кни­га по ис­то­рии Сви­де­те­лей Ие­го­вы, на­зван­ная «Сви­де­те­ли Ие­го­вы — воз­ве­ща­те­ли Цар­ст­ва Бо­га». Соз­да­ет­ся впе­чат­ле­ние, что не­ко­то­рые дан­ные при­во­дят­ся в ка­че­ст­ве от­ве­та на ин­фор­ма­цию, опуб­ли­ко­ван­ную в дру­гих ис­точ­ни­ках, с це­лью по­ни­зить влия­ние той ин­фор­ма­ции. На­при­мер, в кни­ге Кар­ла Оло­фа Йон­со­на «Пе­ре­смотр вре­мен языч­ни­ков», опуб­ли­ко­ван­ной в 1983 го­ду, яс­но по­ка­за­но, что уче­ния дви­же­ния Вто­ро­го При­ше­ст­вия по­слу­жи­ли ис­точ­ни­ком для мно­гих от­ли­чи­тель­ных уче­ний Рас­се­ла, вклю­чая уче­ние о 1914 го­де. Де­ся­ти­ле­тия­ми пуб­ли­ка­ции Об­ще­ст­ва за­мал­чи­ва­ли или про­сто иг­но­ри­ро­ва­ли дей­ст­ви­тель­ность, соз­да­вая впе­чат­ле­ние, что Рас­сел пер­вым при­шел к этим уче­ни­ям, и что он и жур­нал «Сто­ро­же­вая баш­ня» яв­ля­лись уни­каль­ным ка­на­лом Бо­га для рас­кры­тия пре­ж­де не­из­вест­ных ис­тин.

 

Сей­час Об­ще­ст­во впер­вые в не­ко­то­рой сте­пе­ни при­зна­ло, на­сколь­ко об­шир­ны­ми бы­ли за­им­ст­во­ва­ния Рас­се­ла из этих дру­гих, бо­лее ран­них ис­точ­ни­ков. При­во­дит­ся при­мер с Джо­ном А. Брау­ном и его тео­ри­ей о том, что «семь вре­мен» из Да­нии­ла 4 со­от­вет­ст­ву­ют «вре­ме­нам языч­ни­ков» из Лу­ки 21:24 (До это­го ни в од­ной из пуб­ли­ка­ций Сви­де­те­лей Ие­го­вы имя Джо­на А. Брау­на во­об­ще не упо­ми­на­лось). Так­же бы­ло при­зна­но, что ад­вен­тист Н. Х. Бар­бэр, а не Рас­сел, ука­зал на 1914 год как на «ко­нец вре­мен языч­ни­ков» еще в 1875 го­ду в сво­ем жур­на­ле «Ут­рен­ний вест­ник» — за 4 го­да до по­яв­ле­ния «Сто­ро­же­вой баш­ни», и что Рас­сел за­им­ст­во­вал эту да­ту от не­го.