Франц Реймонд 18 страница

 

Мно­гие вос­при­ня­ли это как по­тря­саю­щее вы­пол­не­ние биб­лей­ско­го про­ро­че­ст­ва, и 1798 год счи­тал­ся кон­цом пред­ска­зан­ных 1260 дней. Из это­го воз­ник­ло мне­ние, что сле­дую­щий, 1799 год ста­нет на­ча­лом «по­след­них дней».

 

Даль­ней­шие вол­не­ния в Ев­ро­пе по­ро­ди­ли всплеск но­вых пред­ска­за­ний. Сре­ди пред­ска­за­те­лей был анг­ли­ча­нин по име­ни Джон Аки­ла Бра­ун. В на­ча­ле 1800-х го­дов он на­пе­ча­тал объ­яс­не­ние 2300 дней из Да­нии­ла, гла­вы 12, до­ка­зы­вая, что они за­кон­чат­ся в 1844 го­ду. Это тол­ко­ва­ние бы­ло при­ня­то пио­не­ром дви­же­ния Вто­ро­го при­ше­ст­вия в Аме­ри­ке Уиль­я­мом Мил­ле­ром.

 

По­смот­рим, ка­кую роль это вы­чис­ле­ния сыг­ра­ли в даль­ней­шей ис­то­рии Сви­де­те­лей Ие­го­вы.

 

Джон Аки­ла Бра­ун со­ста­вил еще од­но объ­яс­не­ние, ко­то­рое са­мым тес­ным об­ра­зом бы­ло свя­за­но с 1914 го­дом в том по­ни­ма­нии, в ка­ком он фи­гу­ри­ру­ет в уче­ни­ях Сви­де­те­лей Ие­го­вы. Как же это про­изош­ло?

 

Со­глас­но ма­те­риа­лам, пред­став­лен­ным Кар­лом Оло­фом Йон­со­ном, есть ос­но­ва­ние счи­тать, что на са­мом де­ле Бра­ун был пер­вым, ис­тол­ко­вав­шим «семь вре­мен» из Да­нии­ла, гла­вы 4 та­ким об­ра­зом, что в ре­зуль­та­те при­ме­не­ния фор­му­лы «год за день» поя­ви­лись 2520 лет.

 

Впер­вые Бра­ун опуб­ли­ко­вал свою ин­тер­пре­та­цию в 1823 го­ду, и его ме­тод об­ра­тил «семь вре­мен» в 2520 лет точ­но та­ким же об­ра­зом, как это де­ла­ет­ся се­го­дня в ли­те­ра­ту­ре Об­ще­ст­ва «Сто­ро­же­вой баш­ни».

 

Это про­изош­ло за 29 лет до ро­ж­де­ния Чар­лза Тей­за Рас­се­ла, за 47 лет до то­го, как он ос­но­вал груп­пу Ис­сле­до­ва­те­лей Биб­лии, и бо­лее чем за 50 лет до то­го, как поя­ви­лась кни­га «Три ми­ра».

 

Я ни­че­го не знал об этом, по­ка не про­чи­тал ма­те­ри­ал, при­слан­ный в Об­ще­ст­во из Шве­ции. В пуб­ли­ка­ци­ях Об­ще­ст­ва не со­об­ща­лось о по­доб­ных фак­тах. Джон Аки­ла Бра­ун не упо­ми­нал­ся во­все. Карл Олоф Йон­сон в кон­це кон­цов опуб­ли­ко­вал свой ма­те­ри­ал в 1983 го­ду. Че­рез 10 лет по­сле вы­хо­да кни­ги Йон­со­на, Об­ще­ст­во Сто­ро­же­вой баш­ни впер­вые при­зна­ло, что срок в 2520 лет был впер­вые пред­ло­жен Джо­ном Аки­лой Брау­ном в 1823 го­ду — за 50 лет до по­яв­ле­ния на сце­не Рас­се­ла5.

Од­на­ко, Джон Аки­ла Бра­ун на­чал от­счет 2520 дней с 604 го­да до н. э., и по­это­му по его рас­че­там они за­кан­чи­ва­лись в 1917 го­ду н. э. Он пред­ска­зал, что то­гда «пол­ная сла­ва цар­ст­ва Из­раи­ля най­дет свое со­вер­шен­ст­во».

 

От­ку­да же то­гда воз­ник­ла та­кая зна­чи­мость 1914 го­да?

 

По­сле то­го, как про­ро­че­ст­во о 1844 го­де не ис­пол­ни­лось, про­изо­шел рас­кол раз­лич­ных групп дви­же­ния Вто­ро­го при­ше­ст­вия, боль­шин­ст­во из ко­то­рых ус­та­но­ви­ло но­вые да­ты воз­вра­ще­ния Хри­ста. Од­на из них сфор­ми­ро­ва­лась во­круг Н. X. Бар­бэ­ра из го­ро­да Но­че­стер (штат Нью-Йорк).

 

Бар­бэр изу­чил ра­бо­ты Джо­на Аки­лы Брау­на, при­нял боль­шин­ст­во его тол­ко­ва­ний, но из­ме­нил на­ча­ло от­сче­та 2520 дней на 606 год до н. э., по­лу­чив в ре­зуль­та­те 1914 год (на са­мом де­ле он ошиб­ся в рас­че­тах, так как до­ба­вил толь­ко 2519 лет).

 

Для при­вер­жен­цев дви­же­ния Вто­ро­го при­ше­ст­вия Бар­бэр из­да­вал жур­нал, сна­ча­ла на­зы­вав­ший­ся «Воз­глас в но­чи» [The Midnight Cry], а за­тем «Ут­рен­ний вест­ник» [Herald of The Morning]. Ни­же при­ве­де­на ко­пия за­глав­ной стра­ни­цы «Ут­рен­не­го вест­ни­ка» за июль 1878 го­да, за год до из­да­ния пер­во­го вы­пус­ка жур­на­ла «Сто­ро­же­вая баш­ня». Об­ра­ти­те вни­ма­ние на ут­вер­жде­ние в пра­вом ниж­нем уг­лу: «Вре­ме­на языч­ни­ков» за­кан­чи­ва­ют­ся в 1914 го­ду».

 

 

Эта ко­пия сде­ла­на с ма­те­риа­лов, хра­нив­ших­ся в брук­лин­ской штаб-квар­ти­ре, ко­то­рые, од­на­ко, не бы­ли пред­на­зна­че­ны для об­ще­го поль­зо­ва­ния. Су­ще­ст­во­ва­ние этих ма­те­риа­лов по­ка­зы­ва­ет, что кто-то из ра­бот­ни­ков штаб-квар­ти­ры дол­жен был знать, что «Сто­ро­же­вая баш­ня» со­вер­шен­но оче­вид­но бы­ла не пер­вым жур­на­лом, опуб­ли­ко­вав­шим и от­стаи­вав­шим свой взгляд на 1914 год как на ко­нец вре­мен языч­ни­ков. На са­мом де­ле это уче­ние бы­ло за­им­ст­во­ва­но из из­да­ний при­вер­жен­ца дви­же­ния Вто­ро­го при­ше­ст­вия Н. X. Бар­бэ­ра.

 

Мож­но так­же за­ме­тить, что в это вре­мя, в ию­ле 1878 го­да Ч. Т. Рас­сел стал по­мощ­ни­ком ре­дак­то­ра жур­на­ла дви­же­ния Вто­ро­го при­ше­ст­вия «Ут­рен­ний вест­ник». Рас­сел сам объ­яс­ня­ет, как он на­чал со­труд­ни­че­ст­во с Бар­бэ­ром и за­им­ст­во­вал его хро­но­ло­гию, мно­гое в ко­то­рой, вклю­чая тол­ко­ва­ние «се­ми вре­мен» из Да­нии­ла, гла­вы 4, в свою оче­редь, бы­ло за­им­ст­во­ва­но у Джо­на Аки­лы Брау­на. Объ­яс­не­ние Рас­се­ла на­пе­ча­та­но в вы­пус­ке «Сто­ро­же­вой баш­ни» за 15 ию­ля 1906 го­да.

 

При­бли­зи­тель­но в ян­ва­ре 1876 го­да мое вни­ма­ние бы­ло при­вле­че­но к во­про­су о про­ро­че­ском вре­ме­ни, по­сколь­ку оно свя­за­но с эти­ми уче­ния­ми и на­де­ж­да­ми. Это слу­чи­лось так: я по­лу­чил жур­нал «Ут­рен­ний вест­ник», ко­то­рый мне при­слал его ре­дак­тор Н. X. Бар­бэр. Я уже по об­лож­ке по­нял, что он свя­зан с ад­вен­ти­ст­ским дви­же­ни­ем, и с не­ко­то­рым лю­бо­пыт­ст­вом про­чел его, же­лая уз­нать, ка­кое же сле­дую­щее вре­мя кон­ца ми­ра он ука­зы­ва­ет. Но, по­су­ди­те са­ми, ка­ко­вы бы­ли мои удив­ле­ние и ра­дость, ко­гда я уз­нал, что ре­дак­тор на­чал по­ни­мать то, о чем уже не­сколь­ко лет ра­до­ва­лись на­ши серд­ца здесь, в Ал­лей­ге­ни, а имен­но, что наш Гос­подь вер­нет­ся не для то­го, что­бы раз­ру­шить, но для то­го, что­бы бла­го­сло­вить пле­ме­на зем­ли; что его при­ше­ст­вие бу­дет, как при­ход во­ра в но­чи, не во пло­ти, а в ви­де ду­хов­ной лич­но­сти, не­ви­ди­мой для лю­дей; что в кон­це это­го вре­ме­ни со­бе­рет­ся его цер­ковь, и от­де­ле­ние «пше­ни­цы» от «пле­вел» бу­дет про­ис­хо­дить без ве­до­ма ми­ра.

Я об­ра­до­вал­ся, уви­дев, что и дру­гие при­хо­дят к по­ни­ма­нию это­го, но был оше­лом­лен, най­дя очень ос­то­рож­ное ут­вер­жде­ние ре­дак­то­ра о том, что, по его мне­нию, про­ро­че­ст­ва ука­зы­ва­ют, что Гос­подь уже при­сут­ст­ву­ет в ми­ре (не­зри­мый и не­ви­ди­мый) и что вре­мя жат­вы пше­ни­цы уже при­шло — и что эта точ­ка зре­ния бы­ла под­твер­жде­на про­ро­че­ст­ва­ми о сро­ках, ко­то­рые, как он го­во­рил, не­сколь­ко ме­ся­цев на­зад не со­стоя­лись.

Поя­ви­лась но­вая мысль: мог­ло ли слу­чить­ся так, что про­ро­че­ст­ва о сро­ках, ко­то­рые я так дол­го пре­зи­рал из-за их не­вер­но­го ис­поль­зо­ва­ния ад­вен­ти­ста­ми, на са­мом де­ле оз­на­ча­ли, что Гос­подь бу­дет при­сут­ст­во­вать не­ви­ди­мо, что­бы ус­та­но­вить Свое Цар­ст­во, а это, как я ви­дел, ни­ка­ким дру­гим спо­со­бом уз­нать нель­зя. Пред­став­ля­лось по мень­шей ме­ре ра­зум­ным, очень ра­зум­ным, что Гос­подь со­об­щит об этом лю­дям — осо­бен­но по­то­му, что Он обе­щал, что вер­ные не ос­та­нут­ся в тем­но­те с этим ми­ром, что, хо­тя День Гос­по­день при­дет для всех дру­гих, как тать но­чью (без их ве­до­ма, не­яв­но), он не бу­дет та­ким для бодр­ст­вую­щих, трез­вя­щих­ся свя­тых (1 Фес. 5:4).

Я вспом­нил не­ко­то­рые ар­гу­мен­ты мое­го дру­га Джо­на­са Вен­дел­ла и дру­гих ад­вен­ти­стов, до­ка­зы­ваю­щих, что в 1873 го­ду мы ста­нем сви­де­те­ля­ми ги­бе­ли ми­ра — хро­но­ло­гию ми­ра, по­ка­зы­ваю­щую, что в 1873 го­ду за­кан­чи­ва­лись шесть ты­сяч лет от со­тво­ре­ния Ада­ма, — и дру­гие до­во­ды, взя­тые из Пи­са­ний, ко­то­рые, пред­по­ло­жи­тель­но, сов­па­да­ли. Мог­ло ли слу­чить­ся так, что эти до­во­ды в свя­зи со сро­ка­ми, ко­то­рые я про­пус­кал как не дос­той­ные вни­ма­ния, на са­мом де­ле со­дер­жа­ли важ­ную ис­ти­ну, толь­ко не­вер­но при­ме­нен­ную?

За­меть­те, что до это­го мо­мен­та Рас­сел не при­да­вал зна­че­ния про­ро­че­ст­вам о сро­ках, — он во­об­ще их «пре­зи­рал». Что же про­изош­ло те­перь?

 

Же­лая уз­нать из лю­бых ис­точ­ни­ков, че­му же хо­тел нау­чить нас Бог, я тут же на­пи­сал Бар­бэ­ру, со­об­щая ему о сво­ем со­гла­сии с ним по дру­гим во­про­сам и же­лая уз­нать, на ка­ком ос­но­ва­нии из Пи­са­ния он счи­тал, что при­сут­ст­вие Хри­ста и жат­ва еван­гель­ской эры на­ча­лись осе­нью 1874 го­да. Его от­вет под­твер­дил пра­виль­ность мо­их пред­по­ло­же­ний, а имен­но: что до­ка­за­тель­ст­ва о сро­ках, хро­но­ло­гия и т. д. бы­ли те­ми же, ка­кие ис­поль­зо­ва­ли ад­вен­ти­сты в 1873 го­ду; он объ­яс­нил, как Бар­бэр и Дж. X. Пей­тон из Ми­чи­га­на, его со­труд­ник, по­сто­ян­но ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в дви­же­нии Вто­ро­го при­ше­ст­вия; что, ко­гда за­кон­чил­ся 1874 год, но не про­изош­ло ни раз­ру­ше­ния ми­ра, ни по­яв­ле­ния Хри­ста во пло­ти, они не­ко­то­рое вре­мя на­хо­ди­лись в рас­те­рян­но­сти. Они ис­сле­до­ва­ли про­ро­че­ст­ва о сро­ках, ко­то­рые, как ка­за­лось, не сбы­лись, но не мог­ли най­ти в них ошиб­ки и на­ча­ли ду­мать: а вдруг сро­ки вер­ны, а не­вер­ны их ожи­да­ния? Мо­жет быть, сто­ит при­сталь­нее взгля­нуть на мне­ние о вос­ста­нов­ле­нии и бла­го­сло­ве­нии ми­ра, ко­то­рое вы­ска­зы­ва­ли я и дру­гие лю­ди? Ка­жет­ся, не­мно­го спус­тя по­сле раз­оча­ро­ва­ния в 1874 го­ду чи­та­тель «Ут­рен­не­го вест­ни­ка», у ко­то­ро­го бы­ла ко­пия «Ди­аг­лот­та», за­ме­тил там не­что осо­бен­ное — что в Мф. 24:27, 37, 39 сло­во, ко­то­рое в на­шем обыч­ном пе­ре­во­де зву­чит как «при­ше­ст­вие», здесь да­но как «при­сут­ст­вие». Это бы­ла ни­точ­ка, и с се по­мо­щью они при­шли че­рез про­ро­че­ские сро­ки к вер­но­му по­ни­ма­нию то­го, как и за­чем при­дет Гос­подь, Я, на­про­тив, сна­ча­ла при­шел к вер­но­му по­ни­ма­нию то­го, ка­ким об­ра­зом и с ка­кой це­лью при­дет Гос­подь, а по­том к ис­сле­до­ва­нию сро­ков этих со­бы­тий, ука­зан­ных в Сло­ве Бо­га. Та­ким об­ра­зом, Бог ве­дет сво­их де­тей от раз­ных мо­мен­тов ис­ти­ны; но, ес­ли серд­це ве­рит и стре­мит­ся к не­му, в ре­зуль­та­те эти мо­мен­ты соль­ют­ся во­еди­но.

В то вре­мя не бы­ло ни­ка­ких книг или дру­гих из­да­ний, по­свя­щен­ных по­ни­ма­нию про­ро­честв о сро­ках. По­это­му я оп­ла­тил по­езд­ку Бар­бэ­ра в Фи­ла­дель­фию (где ле­том 1876 го­да я на­хо­дил­ся по де­лам), что­бы он мог, по воз­мож­но­сти, пол­но­стью по­ка­зать мне, что про­ро­че­ст­ва из Пи­са­ния ука­зы­ва­ли на 1874 год как на на­ча­ло при­сут­ст­вия Гос­по­да и «жат­вы». Он прие­хал, и его сви­де­тель­ст­ва ме­ня убе­ди­ли. Бу­ду­чи че­ло­ве­ком по­зи­тив­ных убе­ж­де­ний, пол­но­стью по­свя­щен­ным Гос­по­ду, я сра­зу же по­нял, что то осо­бое вре­мя, в ко­то­рое мы жи­вем, на­кла­ды­ва­ет от­пе­ча­ток на наш долг и де­ло по­сле­до­ва­те­лей Хри­сто­вых; что во вре­мя жат­вы не­об­хо­ди­мо про­из­во­дить де­ло жат­вы; что су­ще­ст­вую­щая ис­ти­на бы­ла сер­пом, ко­то­рый дал нам Гос­подь, что­бы со­би­рать уро­жай вез­де, где на­хо­дят­ся его де­ти.

Та­ким об­ра­зом, при­езд при­вер­жен­ца дви­же­ния Вто­ро­го при­ше­ст­вия Н. X. Бар­бэ­ра из­ме­нил мне­ние Рас­се­ла по по­во­ду про­ро­честв о сро­ках. Рас­сел стал по­мощ­ни­ком ре­дак­то­ра жур­на­ла Бар­бэ­ра «Ут­рен­ний вест­ник». С это­го мо­мен­та про­ро­че­ст­ва о сро­ках ста­ли важ­ной те­мой ра­бот Рас­се­ла и жур­на­ла «Сто­ро­же­вая баш­ня», ко­то­рый он вско­ре ос­но­вал6.

 

Тол­ко­ва­ния «се­ми вре­мен» и да­ты 1914 го­да, за­им­ст­во­ван­ные Рас­се­лом, бы­ли свя­за­ны с 1874 го­дом, имев­шим пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние в гла­зах Бар­бэ­ра и его при­вер­жен­цев (до 1914 го­да бы­ли еще де­сят­ки лет, а 1874 год толь­ко что про­шел). Они счи­та­ли, что 1874 год от­ме­чал ко­нец 6000 лет че­ло­ве­че­ской ис­то­рии, и ожи­да­ли в этом го­ду воз­вра­ще­ния Хри­ста. Ко­гда этот год про­шел, они по­чув­ст­во­ва­ли раз­оча­ро­ва­ние. Как по­ка­зы­ва­ет при­ве­ден­ный вы­ше ма­те­ри­ал, член дви­же­ния Вто­ро­го при­ше­ст­вия Б. У. Кит позд­нее за­ме­тил, что в од­ном из пе­ре­во­дов Но­во­го За­ве­та («The Emphatic Diaglott») в сти­хах о воз­вра­ще­нии Хри­ста вме­сто сло­ва «при­ше­ст­вие» упот­реб­ля­лось сло­во «при­сут­ст­вие». Кит по­дал Бар­бэ­ру идею о том, что Хри­стос дей­ст­ви­тель­но вер­нул­ся в 1874 го­ду, но не­ви­ди­мо, и что сей­час он не­зри­мо «при­сут­ст­ву­ет», вы­пол­няя де­ло су­да.

 

«Не­ви­ди­мое при­сут­ст­вие» очень труд­но оп­ро­верг­нуть или до­ка­зать. Ес­ли ваш друг ста­нет ут­вер­ждать, что его по­кой­ный отец не­ви­ди­мо по­се­ща­ет и уте­ша­ет его, по­про­буе­те ему до­ка­зать, что на са­мом де­ле это не так.

 

Та­ким об­ра­зом, по­ня­тие «не­ви­ди­мо­го при­сут­ст­вия» по­зво­ли­ло ад­вен­ти­стам, свя­зан­ным с Бар­бэ­ром, ска­зать, что, в кон­це кон­цов, их «да­та [1874 год] ока­за­лась вер­ной, но ожи­да­ния в свя­зи с этой да­той бы­ли не­вер­ны­ми». Это объ­яс­не­ние бы­ло так­же при­ня­то и за­им­ст­во­ва­но Рас­се­лом7.

 

Се­го­дня не­сколь­ко мил­лио­нов Сви­де­те­лей ве­рят в то, что не­ви­ди­мое при­сут­ст­вие Хри­ста на­ча­лось в 1914 го­ду (и учат это­му дру­гих). Очень не­мно­гие зна­ют, что поч­ти пять­де­сят лет Об­ще­ст­во Сто­ро­же­вой баш­ни, вы­сту­пая в ро­ли про­ро­ка, про­воз­гла­ша­ло и воз­ве­ща­ло, что та­кое не­ви­ди­мое при­сут­ст­вие на­ча­лось в 1874 го­ду. Да­же в 1929 го­ду, спус­тя пят­на­дцать лет по­сле 1914 го­да, они все еще учи­ли это­му8.

 

Се­го­дня Сви­де­те­ли Ие­го­вы ве­рят, что Хри­стос офи­ци­аль­но на­чал пра­вить сво­им Цар­ст­вом в 1914 го­ду. Де­ся­ти­ле­тия­ми Об­ще­ст­во Сто­ро­же­вой баш­ни учи­ло, что это про­изош­ло в 1878 го­ду9.

 

Се­го­дня Сви­де­те­ли Ие­го­вы ве­рят, что «по­след­ние дни» и «ко­нец вре­мен» так­же на­ча­лись в 1914 го­ду. На про­тя­же­нии по­лу­ве­ка в жур­на­ле «Сто­ро­же­вая баш­ня» ут­вер­жда­лось, что «по­след­ние дни» на­сту­пи­ли в 1799 го­ду (при­ни­мая тол­ко­ва­ние Джорд­жа Бел­ла, опуб­ли­ко­ван­ное в 1796 го­ду).

 

Се­го­дня они ве­рят, что вос­кре­ше­ние по­ма­зан­ных хри­сти­ан, умер­ших со вре­мен Хри­ста до на­ших дней, на­ча­лось в 1918 го­ду. На про­тя­же­нии бо­лее со­ро­ка лет Об­ще­ст­во го­во­ри­ло, что оно на­ча­лось в 1881 го­ду.

 

По нынешним убе­ж­де­ни­ям Сви­де­те­лей, ве­ли­кое де­ло «жат­вы», ко­то­рое за­вер­шит­ся раз­ру­ше­ни­ем су­ще­ст­вую­щей сис­те­мы и всех тех, кто не от­клик­нул­ся на их про­по­ведь, идет с 1914 (и осо­бен­но с 1919) го­да. Со дня сво­его ос­но­ва­ния «Сто­ро­же­вая баш­ня» учи­ла, что «жат­ва» бу­дет ид­ти с 1878 до 1914 го­да, а в 1914 го­ду бу­дут раз­ру­ше­ны все уч­ре­ж­де­ния это­го ми­ра, соз­дан­ные че­ло­ве­ком.

 

Се­го­дня ор­га­ни­за­ция ука­зы­ва­ет на 1919 год как на да­ту па­де­ния «Ва­ви­ло­на ве­ли­ко­го» («ми­ро­вой им­пе­рии лже­ре­ли­гии»). На про­тя­же­нии по край­ней ме­ре че­ты­рех де­ся­ти­ле­тий в «Сто­ро­же­вой баш­не» го­во­ри­лось, что этой да­той был 1878 год, а пол­ное раз­ру­ше­ние Ва­ви­ло­на долж­но бы­ло про­изой­ти в 1914 или в 1918 го­ду.

 

Чем же бы­ли вы­зва­ны из­ме­не­ния в этих ос­нов­ных про­ро­че­ских уче­ни­ях, ко­то­рых при­дер­жи­ва­лось та­кое мно­же­ст­во лю­дей на про­тя­же­нии столь дли­тель­но­го вре­ме­ни?

 

Тем же, чем бы­ла вы­зва­на длин­ная це­поч­ка пред­ска­за­ний, на­чи­ная с три­на­дца­то­го сто­ле­тия, — по­ни­ма­ни­ем то­го, что их опуб­ли­ко­ван­ные ожи­да­ния не оп­рав­да­лись.

 

Не­ко­то­рым, воз­мож­но, за­хо­чет­ся от­бро­сить это, как го­ло­слов­ное ут­вер­жде­ние. В кон­це кон­цов, вряд ли у ко­го-то из се­го­дняш­них Сви­де­те­лей Ие­го­вы есть дос­туп к ста­рым вы­пус­кам «Сто­ро­же­вой баш­ни»; и нын­че, да­же об­су­ж­дая про­шлую ис­то­рию ор­га­ни­за­ции, пуб­ли­ка­ции Об­ще­ст­ва ли­бо иг­но­ри­ру­ют, ли­бо пред­став­ля­ют толь­ко час­тич­ную, ино­гда из­ме­нен­ную точ­ку зре­ния на те уче­ния, ко­то­рые так дол­го от­стаи­ва­лись. Чле­ны Об­ще­ст­ва пло­хо пред­став­ля­ют се­бе, как убе­ж­ден­но и на­стой­чи­во вне­дря­лись эти взгля­ды.

 

Об­ра­ти­те по­это­му вни­ма­ние на часть сви­де­тель­ст­ва «ис­то­рии» — «ис­то­рии», ко­то­рая, по сло­вам из «Сто­ро­же­вой баш­ни», под­твер­жда­ет, что ор­га­ни­за­ция се­го­дня дей­ст­ви­тель­но яв­ля­ет­ся со­вре­мен­ным про­ро­ком.

 

Ес­ли про­смот­реть ста­рые вы­пус­ки «Сто­ро­же­вой баш­ни» на­чи­ная с 1879 го­да, хо­ро­шо за­мет­но, что лю­ди ожи­да­ли ос­нов­ные со­бы­тия пря­мо то­гда. Хо­тя они и ве­ри­ли, что 1914 год яв­ля­ет­ся кон­цом «вре­мен языч­ни­ков», эта да­та срав­ни­тель­но ма­ло фи­гу­ри­ро­ва­ла в их рас­су­ж­де­ни­ях. Го­раз­до боль­ше они ду­ма­ли о 1874 го­де и о том, что Хри­стос на­чал Свое не­зри­мое при­сут­ст­вие имен­но то­гда, и то­гда на­ча­лось прав­ле­ние его Цар­ст­ва. По­это­му они ожи­да­ли сво­его очень ско­ро­го пе­ре­хо­да в не­бес­ную жизнь. По­сле это­го воз­мож­ность стать ча­стью «не­вес­ты Хри­сто­вой» ис­чез­нет. Они так­же жда­ли, что за­дол­го до 1914 го­да мир вой­дет в пе­ри­од ве­ли­кой сму­ты, ко­то­рая, раз­рас­та­ясь, при­ве­дет к хао­су и анар­хии. К 1914 го­ду все за­вер­шит­ся, за­кон­чит­ся, Ии­сус Хри­стос пол­но­стью возь­мет в свои ру­ки управ­ле­ние зем­ны­ми де­ла­ми, и его Цар­ст­во це­ли­ком за­ме­нит все че­ло­ве­че­ские сис­те­мы прав­ле­ния.

 

Это под­твер­жда­ет­ся в сле­дую­щем ма­те­риа­ле из вы­пус­ка «Сто­ро­же­вой баш­ни» за ян­варь 1881 го­да (англ., для удоб­ст­ва чи­та­те­лей вы­де­ле­ны оп­ре­де­лен­ные мо­мен­ты).

 

Мы так­же ви­дим, что сро­ки жат­вы иу­дей­ской и еван­гель­ской эры со­от­вет­ст­ву­ют друг дру­гу не толь­ко по сво­ему на­ча­лу, но и по про­дол­жи­тель­но­сти; жат­ва ев­рей­ско­го вре­ме­ни про­дол­жа­лась все 40 лет от по­ма­за­ния Ии­су­са (на­ча­ло жат­вы — 30 год н. э.) до раз­ру­ше­ния Ие­ру­са­ли­ма в 70 го­ду н. э. Так­же и на­ша жат­ва, на­чав­шись в 1874 го­ду, за­вер­шит­ся вме­сте с кон­цом «дня гне­ва» и кон­цом «вре­мен языч­ни­ков», в 1914 го­ду, что яв­ля­ет­ся ана­ло­гич­ным, со­от­вет­ст­вую­щим пе­рио­дом вре­ме­ни в 40 лет. Пер­вые 7 лет иу­дей­ской жат­вы бы­ли осо­бо по­свя­ще­ны сбо­ру «по­спев­шей пше­ни­цы» из то­гдаш­ней церк­ви: 3,5 го­да он был с ни­ми как Же­них, а по­сле­дую­щие 3,5 го­да, ко­гда он при­шел к ним как Царь и во­шел в сла­ву. Это все про­хо­ди­ло под его ру­ко­во­дством и управ­ле­ни­ем.

Как го­во­рил Ио­анн, Он очи­стил свое гум­но, со­брал пше­ни­цу в жит­ни­цу свою, а со­ло­му сжег. Итак, здесь ис­пол­ня­ет­ся па­рал­лель: мы ви­дим (как уже бы­ло по­ка­за­но — см. «Рас­свет дня»), что за­кон и про­ро­ки­ объ­я­ви­ли его при­сут­ст­вие при за­вер­ше­нии «юби­лей­ных цик­лов» в 1874 го­ду, что то­гда на­ча­лась жат­ва и что сбор не­вес­ты в безо­пас­ное ме­сто зай­мет семь лет и за­вер­шит­ся в 1881 го­ду. Но как, ко­гда и по­че­му «дом слу­жи­те­лей» пре­ткнул­ся о Хри­ста? Ес­ли мы смо­жем вы­яс­нить это, то это даст нам ключ к то­му, как, ко­гда и по­че­му пре­ты­ка­ет­ся еван­гель­ский дом, осо­бен­но в све­те то­го фак­та, что за­вер­шаю­щая ра­бо­та то­го вре­ме­ни во мно­гих под­роб­но­стях по­вто­ря­ет все чер­ты на­ше­го.

___________

Мы ве­рим, что Хри­стос сей­час при­сут­ст­ву­ет в том смыс­ле, что он на­чал при­ни­мать свою ве­ли­кую власть и пра­вить. Ра­бо­та эта на­чи­на­ет­ся с от­де­ле­ния «пше­ни­цы от пле­вел» в жи­вой церк­ви и с то­го, что вся «пше­ни­ца» из всех вре­мен при­сое­ди­ня­ет­ся к Не­му во вла­сти его Цар­ст­ва. «По­бе­ж­даю­ще­му я дам сесть со мною на пре­сто­ле мо­ем» и «власть над на­ро­да­ми» до тех пор, по­ка все не бу­дет под­чи­не­но ему. Ка­жет­ся так­же пра­виль­ным, что эта ра­бо­та долж­на на­чать­ся с то­го, что он возь­мет свою не­вес­ту, и двое ста­нут од­ним.

То­гда на­стоя­щей «от­прав­ной» да­той для «Сто­ро­же­вой баш­ни» не­со­мнен­но был 1874 год. Хри­стос при­сут­ст­во­вал, на­чи­ная с это­го мо­мен­та. В те­че­ние сле­дую­щих со­ро­ка лет он дол­жен был за­кон­чить свою жат­ву. Ве­ря во все это, лю­ди счи­та­ли, что гря­ду­щие дра­ма­ти­че­ские со­бы­тия долж­ны про­изой­ти очень ско­ро, мо­жет быть, уже в 1881 го­ду, как ут­вер­жда­ет­ся в до­пол­ни­тель­ной ста­тье, оза­глав­лен­ной «До­ко­ле, Гос­по­ди?». Об­ра­ти­те вни­ма­ние на сле­дую­щие от­рыв­ки:

 

 

«ДО­КО­ЛЕ, ГОС­ПО­ДИ?»

Это во­прос, ко­то­рый, не­со­мнен­но, мно­гие се­бе за­да­ют: «Ко­гда же с на­ми про­изой­дут пе­ре­ме­ны»? Мно­гие из нас ждут этой пе­ре­ме­ны уже не­сколь­ко лет, и мы все еще с боль­шим удо­воль­ст­ви­ем ду­ма­ем о том дне, ко­гда со­бе­рем­ся в Ии­су­са и уви­дим его та­ким, ка­кой он есть. В ста­тье по по­во­ду этой пе­ре­ме­ны, по­ме­щен­ной в де­кабрь­ском вы­пус­ке жур­на­ла, мы вы­ска­за­ли мне­ние о том, что вре­мя это бли­же, чем мно­гие ду­ма­ют: и хо­тя мы не бу­дем пы­тать­ся до­ка­зы­вать, что эта пе­ре­ме­на про­изой­дет в ка­кое-то оп­ре­де­лен­ное вре­мя, тем не ме­нее, мы пред­ла­га­ем взгля­нуть на не­ко­то­рые сви­де­тель­ст­ва, со­глас­но ко­то­рым, по всей ви­ди­мо­сти, пе­ре­ход из ес­те­ст­вен­но­го в ду­хов­ное со­стоя­ние на­ста­нет в пер­вой по­ло­ви­не или к осе­ни те­ку­ще­го 1881 го­да. Сви­де­тель­ст­во то­го, что пе­ре­ме­на про­изой­дет к то­му вре­ме­ни, уси­ли­ва­ет­ся, так как мы уви­де­ли, что пе­ре­ход в ду­хов­ные те­ла не яв­ля­ет­ся бра­ком на не­бе­сах. По­ка мы счи­та­ли, что в не­бес­ном бра­ке и про­изой­дет эта пе­ре­ме­на, и зна­ли, что с 1878 го­да в те­че­ние трех с по­ло­ви­ной лет но­ми­наль­ной церк­ви (ко­то­рая те­перь ос­та­лась по­ки­ну­той) бы­ла да­на осо­бая ми­лость, мы не мог­ли ожи­дать пе­ре­ме­ны в этой по­ло­ви­не 1881 го­да или в те­че­ние этих трех с по­ло­ви­ной лет. Но по­сколь­ку мы при­зна­ем, что всту­п­ле­ние в не­бес­ный брак не толь­ко оз­на­ча­ет, что мы под­го­тав­ли­ва­ем­ся (при­зна­вая Его при­сут­ст­вие) для этой пе­ре­ме­ны, но и под­ра­зу­ме­ва­ет са­му пе­ре­ме­ну, то то­гда сви­де­тель­ст­ва то­му, что мы всту­пим в не­бес­ный брак (или из­ме­ним­ся) в те­че­ние ука­зан­но­го вре­ме­ни, ста­но­вят­ся убе­ди­тель­ны­ми и при­вле­ка­ют к се­бе всех за­ин­те­ре­со­ван­ных, так как сто­ят то­го, что­бы их вни­ма­тель­но рас­смот­реть. По­ми­мо всех пря­мых до­ка­за­тельств то­му, что пе­ре­ме­на в нас близ­ка, факт, что те­перь мож­но по­нять, как эта пе­ре­ме­на про­изой­дет, яв­ля­ет­ся сви­де­тель­ст­вом, что мы близ­ко сто­им ко вре­ме­ни пе­ре­ме­ны, ибо ис­ти­на — это «пи­ща во вре­мя», ко­то­рое, как мы по­ни­ма­ем, на­ста­ло. Мы пом­ним, что по­сле вес­ны 1878 го­да (ко­гда мы счи­та­ли, что Ии­сус дол­жен был явить­ся как Царь) во­прос о свя­то­сти брач­ной оде­ж­ды стал очень вол­но­вать нас. И по­ми­мо па­рал­ле­ли с кон­цом иу­дей­ско­го вре­ме­ни и ми­ло­сти, ко­то­рая в то вре­мя бы­ла да­на иу­дей­ско­му на­ро­ду, что под­ра­зу­ме­ва­ло при­сут­ст­вие Ца­ря, за­бо­та о брач­ной оде­ж­де так­же бы­ла до­ка­за­тель­ст­вом, что все рас­су­ж­де­ния вер­ны, по­сколь­ку «Царь во­шел по­смот­реть воз­ле­жа­щих» (Мф. xxii:11), и по­это­му всем хо­те­лось знать, ка­ки­ми они пред­ста­ли пе­ред ним. Итак, по­сколь­ку ос­мотр воз­ле­жа­щих гос­тей про­ис­хо­дит не­по­сред­ст­вен­но пе­ред пе­ре­ме­ной, ко­то­рая пред­ше­ст­ву­ет са­мо­му бра­ку, а мы сей­час го­во­рим о пе­ре­ме­не, то ка­жет­ся, что ее вре­мя близ­ко.

Сей­час мы пред­ста­вим то, что из­влек­ли из сим­во­лов и про­ро­честв, и что, по всей ви­ди­мо­сти, ука­зы­ва­ет на то, что свя­тые пе­рей­дут в ду­хов­ное со­стоя­ние, а дверь в вы­со­кое при­зва­ние за­кро­ет­ся к 1881 го­ду.

За этим сле­до­ва­ла под­роб­ная ар­гу­мен­та­ция, при этом осень 1881 го­да под­чер­ки­ва­лась как ве­ро­ят­ное вре­мя пе­ре­хо­да в не­бес­ную жизнь, вре­мя, «ко­гда дверь — воз­мож­ность стать ча­стью не­вес­ты — за­кро­ет­ся». Это про­изош­ло бы то­гда за 35 лет до 1914 го­да, ко­то­рый ка­зал­ся им про­сто ко­неч­ным пунк­том, вре­ме­нем, ко­гда за­вер­шит­ся все.

 

Со­вер­шен­но оче­вид­но, что ожи­да­ние то­го, что по­ма­зан­ные хри­стиа­не, при­над­ле­жа­щие к «клас­су не­вес­ты», пе­рей­дут в не­бес­ную жизнь к осе­ни 1881 го­да, не осу­ще­ст­ви­лось. Шли го­ды, вре­мя ожи­да­ния уд­ли­ня­лось, и 1914-му го­ду на­ча­ли уде­лять боль­шее вни­ма­ние. Од­на­ко он все еще счи­тал­ся ко­неч­ным пунк­том, ко­гда бу­дут пол­но­стью унич­то­же­ны зем­ные пра­ви­тель­ст­ва и «но­ми­наль­ное хри­сти­ан­ст­во», ибо счи­та­лось, что Цар­ст­во Хри­ста на­ча­ло свое пол­ное прав­ле­ние в 1878 го­ду, как об этом го­во­рит­ся в кни­ге «Вре­мя близ­ко» [The Time is At Hand], опуб­ли­ко­ван­ной Рас­се­лом в 1889 го­ду, стра­ни­цы 239 и 247.

 

Па­рал­лель­ные сис­те­мы с. 239

он при­шел как Же­них и Жнец в на­ча­ле их жат­вы (в на­ча­ле сво­его слу­же­ния); и не­по­сред­ст­вен­но пе­ред рас­пя­ти­ем пред­ста­вил се­бя их Ца­рем, вла­ст­вуя над ни­ми как Царь, про­из­но­ся над ни­ми суд, ос­тав­ляя их дом по­ки­ну­тым и очи­стил их храм (Лу­ки 19:41—46; Мар­ка 11:15—17). То же про­изош­ло и во вре­мя на­шей жат­вы: мы по­зна­ли при­сут­ст­вие на­ше­го Гос­по­да как Же­ни­ха и Жне­ца в те­че­ние пер­вых трех с по­ло­ви­ной лет с 1874 по 1878 год н. э. С то­го вре­ме­ни ста­ло со­вер­шен­но оче­вид­но, что в 1878 го­ду на­ста­ло вре­мя, ко­гда цар­ский суд дол­жен на­чать­ся с до­ма Бо­жия. Отк. 14:14—20 от­но­сит­ся имен­но к этой си­туа­ции, и мы ви­дим на­ше­го Гос­по­да как ко­ро­но­ван­но­го Жне­ца. 1878 год со­от­вет­ст­ву­ет в этом срав­не­нии го­ду при­ня­тия Им си­лы и вла­сти и яв­ст­вен­но от­ме­ча­ет вре­мя, ко­гда наш ду­хов­ный, не­ви­ди­мо при­сут­ст­вую­щий Гос­подь при­нял свою власть Ца­ря ца­рей — вре­мя, ко­гда он взял в свои ру­ки ве­ли­кую власть цар­ст­во­ва­ния, ко­то­рую про­ро­че­ст­ва тес­но свя­зы­ва­ют с вос­кре­се­ни­ем его вер­ных слуг, с на­ча­лом сму­ты и гне­ва для на­ро­дов зем­ли (0тк. 11:17—18).

 

ОНИ НЕ УЗ­НА­ЛИ ВРЕ­МЕ­НИ СВО­ЕГО ПО­СЕ­ЩЕ­НИЯ Лк. 19:44; Мф. 24:38—39 НАШ ГОС­ПОДЬ ПРЕД­СТА­ЕТ ПЕ­РЕД НА­МИ В ТРЕХ ОБ­РАЗ­АХ — КАК ЖЕ­НИХ, ЖНЕЦ И ЦАРЬ Ин. 3:29; 4:35, 38; Мф. 21:5, 9, 4; 2 Кор. 11:2; 0тк. 14:14—15; 17:14.  
ШАГ ПРИ­ШЕ­СТ­ВИЯ ПРИ РО­Ж­ДЕ­НИИ ИИ­СУ­СА, 30 ЛЕТ ДО ЕГО ПРИ­ШЕ­СТ­ВИЯ И ПО­МА­ЗА­НИЯ КАК МЕС­СИИ ПРИ КРЕ­ЩЕ­НИИ Мф. 2:1—16; Де­ян. 10:37, 38 ШАГ ПРИ­ШЕ­СТ­ВИЯ В 1844 ДЛЯ ПРО­БУ­Ж­ДЕ­НИЯ И ИС­ПЫ­ТА­НИЯ ЦЕРК­ВИ, 30 ЛЕТ ДО ВРЕ­МЕ­НИ ЕГО ПРИ­СУТ­СТ­ВИЯ Мф. 25:1
ДЕЙ­СТ­ВИ­ТЕЛЬ­НОЕ ПРИ­СУТ­СТ­ВИЕ ГОС­ПО­ДА КАК ЖЕ­НИ­ХА И ЖНЕ­ЦА — ОК­ТЯБРЬ 29 Г. Н. Э. ВЛАСТЬ И ТИ­ТУЛ ЦА­РЯ, ПРИ­НЯ­ТЫЕ СПУС­ТЯ 3,5 ГО­ДА — 33 Г. Н. Э.
ДЕЙ­СТ­ВИ­ТЕЛЬ­НОЕ ПРИ­СУТ­СТ­ВИЕ ГОС­ПО­ДА КАК ЖЕ­НИ­ХА И ЖНЕ­ЦА — ОК­ТЯБРЬ 1874 Г. Н. Э. ВЛАСТЬ И ТИ­ТУЛ ЦА­РЯ, ПРИ­НЯ­ТЫЕ СПУС­ТЯ 3,5 ГО­ДА — 1878 Г. Н. Э.
ПЕР­ВОЕ ДЕ­ЛО ЦА­РЯ, СУД
НО­МИ­НАЛЬ­НЫЙ ЕВ­РЕЙ­СКИЙ ДОМ ОТ­ВЕРГ­НУТ, ОЧИ­ЩЕ­НИЕ БУ­К­ВАЛЬ­НО­ГО ХРА­МА (Мф. 20:18; 21:5—15; 23:37; 24:1). НО­МИ­НАЛЬ­НЫЙ ХРИ­СТИ­АН­СКИЙ ДОМ ОТ­ВЕРГ­НУТ, ОЧИ­ЩЕ­НИЕ ДУ­ХОВ­НО­ГО ХРА­МА (1 Пет. 4:17; Отк, 3:16; Мал. 3:2)  
ПОЛ­НОЕ РАЗ­РУ­ШЕ­НИЕ ИУ­ДЕЙ­СКОЙ ГО­СУ­ДАР­СТ­ВЕН­НО­СТИ, ЗА­ВЕР­ШЕ­НО ЧЕ­РЕЗ 37 ЛЕТ ПО­СЛЕ ОТ­ВЕР­ЖЕ­НИЯ, ИЛИ СПУС­ТЯ 40 ЛЕТ ПО­СЛЕ НА­ЧА­ЛА ЖАТ­ВЫ — 70 Г. Н. Э. ПОЛ­НОЕ РАЗ­РУ­ШЕ­НИЕ НО­МИ­НАЛЬ­НО­ГО ХРИ­СТИ­АН­СТ­ВА, ЗА­ВЕР­ШЕ­НО ЧЕ­РЕЗ 37 ЛЕТ ПО­СЛЕ ОТ­ВЕР­ЖЕ­НИЯ, ИЛИ СПУС­ТЯ 40 ЛЕТ ПО­СЛЕ НА­ЧА­ЛА ЖАТ­ВЫ — 1914 Г. Н. Э.

 

Да­же по­сле ру­бе­жа сто­ле­тий в на­ча­ле 1900-х го­дов вни­ма­ние все еще со­сре­до­та­чи­ва­лось, в ос­нов­ном, на 1874 и 1878 го­дах, как клю­че­вых да­тах, на ко­то­рых ос­но­вы­ва­лось все ло­ги­че­ское по­строе­ние. С 1799 го­да они уже жи­ли в «по­след­ние дни», с 1874 го­да — во вре­мя «жат­вы», Хри­стос на­чал пра­вить как Царь с 1878 го­да и то­гда же на­ча­лось вос­кре­се­ние из мерт­вых. Про­хо­дя­щие го­ды не из­ме­ни­ли этих ут­вер­жде­ний. Все они от­но­си­лись к не­ви­ди­мым со­бы­ти­ям в от­ли­чие от пред­ска­за­ния о «пе­ре­хо­де на не­бе­са жи­ву­щих свя­тых», ожи­дав­шем­ся в 1881 го­ду. По­сколь­ку не бы­ло ви­ди­мо­го сви­де­тель­ст­ва, их оп­ро­вер­гаю­ще­го, эти убе­ж­де­ния мог­ли ос­та­вать­ся в си­ле.

 

За три го­да до 1914-го в 1911 го­ду «Сто­ро­же­вая баш­ня» все еще про­воз­гла­ша­ла важ­ность 1874, 1878 и 1881 го­дов. «Ва­ви­лон ве­ли­кий» пал в 1878 го­ду, а его «пол­ный ко­нец» при­дет в ок­тяб­ре 1914 го­да. Од­на­ко бы­ла сде­ла­на по­прав­ка по от­но­ше­нию ко вре­ме­ни «за­кры­тия две­ри» для воз­мож­но­сти стать ча­стью клас­са, ко­то­рый вой­дет в не­бес­ное Цар­ст­во, — рань­ше этой да­той счи­тал­ся 1881 год. Те­перь же, в вы­пус­ке «Сто­ро­же­вой баш­ни» за 15 ию­ня 1911 го­да со­об­ща­лось, что «дверь» все еще «ос­та­ет­ся от­кры­той»:

 

За­ме­чая эти па­рал­ле­ли, мы счи­та­ем 1874 год на­ча­лом «жат­вы», сбо­ра «из­бран­ных» от че­ты­рех вет­ров зем­ли; 1878 год — вре­ме­нем, ко­гда был офи­ци­аль­но от­верг­нут Ва­ви­лон, бы­ла низ­верг­ну­та Лао­ди­кия — вре­ме­нем, ко­гда бы­ли про­из­не­се­ны сло­ва «Пал, пал Ва­ви­лон» — от­пал от бо­же­ст­вен­ной ми­ло­сти. Со­от­вет­ст­вие в 1881 го­ду, по всей ви­ди­мо­сти, оз­на­ча­ет, что до то­го вре­ме­ни все еще су­ще­ст­во­ва­ли оп­ре­де­лен­ные мй ми­ло­сти. Со­от­вет­ст­вие в 1881 го­ду, по всей ви­ди­мо­сти, оз­на­ча­ет, что до то­го вре­ме­ни все еще су­ще­ст­во­ва­ли оп­ре­де­лен­ные ми­ло­сти для лю­дей из Ва­ви­ло­на не­смот­ря на то, что сис­те­ма в це­лом бы­ла от­верг­ну­та; и мы по­ла­га­ем, что с это­го мо­мен­та их по­ло­же­ние бы­ло ни в ко­ем слу­чае не бла­го­по­луч­ным, но, на­про­тив, во мно­гих смыс­лах это­го сло­ва, не­удач­ным, и из­ба­вить­ся от не­го мож­но бы­ло толь­ко с ве­ли­ким тру­дом, с по­мо­щью бла­го­да­ти и ис­ти­ны Гос­под­ней. И, со­глас­но это­му со­от­вет­ст­вию, в ок­тяб­ре 1914 го­да мы ста­нем сви­де­те­ля­ми пол­но­го кон­ца Ва­ви­ло­на, «ве­ли­кий жер­нов бу­дет низ­верг­нут в мо­ре», пол­но­стью раз­ру­шен как сис­те­ма.