Франц Реймонд 9 страница

 

Об­су­ж­де­ние про­дол­жа­лось. Пе­ре­лом­ный мо­мент на­сту­пил, ко­гда свои за­ме­ча­ния чет­ко вы­ска­зал Грант Сью­тер, сек­ре­тарь-ка­зна­чей глав­ных кор­по­ра­ций Об­ще­ст­ва. В от­ли­чие от всех пре­ды­ду­щих за­ме­ча­ний, вы­ска­зан­ных в поль­зу из­ме­не­ний, его сло­ва но­си­ли лич­но­ст­ный ха­рак­тер, они как буд­то вы­пус­ти­ли на­ру­жу все ко­пив­шие­ся до это­го чув­ст­ва по от­но­ше­нию к пре­зи­ден­ту, ко­то­ро­го он пря­мо на­звал. Го­во­ря о струк­ту­ре вла­сти, он не вы­ска­зал кон­крет­ных об­ви­не­ний, кро­ме во­про­са по по­во­ду сво­его пра­ва вне­сти не­ко­то­рые из­ме­не­ния в свой лич­ный ра­бо­чий ка­би­нет (он про­сил раз­ре­ше­ния про­из­ве­сти та­кие из­ме­не­ния, но ему бы­ло от­ка­за­но); но за­тем его вы­сту­п­ле­ние ста­ло бо­лее на­пря­жен­ным. Он за­кон­чил сле­дую­щим об­ра­зом:

 

Мне ка­жет­ся, что, ес­ли мы хо­тим быть Ру­ко­во­дя­щим со­ве­том, то на­до ру­ко­во­дить! Я до сих пор еще во­об­ще ни­чем не ру­ко­во­дил!

Эти сло­ва про­из­ве­ли на ме­ня дос­та­точ­но силь­ное впе­чат­ле­ние, и я рад, что за­пом­нил и за­пи­сал их имен­но так, как они бы­ли ска­за­ны. Ра­зу­ме­ет­ся, мне не ве­до­мо, хо­тел ли Сью­тер на са­мом де­ле ска­зать то, что он ска­зал, или это бы­ло про­сто сию­ми­нут­ной вспыш­кой, не от­ра­жав­шей его на­стоя­ще­го от­но­ше­ния. В лю­бом слу­чае эти сло­ва за­ста­ви­ли ме­ня серь­ез­но за­ду­мать­ся о чис­то­те по­бу­ж­де­ний, и мне очень хо­те­лось, что­бы все, что слу­чит­ся в ре­зуль­та­те это­го вы­сту­п­ле­ния, про­ис­хо­ди­ло из ис­крен­не­го же­ла­ния всех уча­ст­ни­ков точ­нее при­дер­жи­вать­ся прин­ци­пов и при­ме­ров Биб­лии, а не по ка­кой-ли­бо дру­гой при­чи­не. Это за­се­да­ние очень обес­по­кои­ло ме­ня, в ос­нов­ном, по­то­му, что дух его не был та­ким, ка­ко­го лю­ди впра­ве ожи­дать от хри­сти­ан­ско­го со­об­ще­ст­ва. Од­на­ко вско­ре по­сле за­ме­ча­ний, вы­ска­зан­ных сек­ре­та­рем-ка­зна­че­ем, пре­зи­дент Норр, по-ви­ди­мо­му, при­нял ре­ше­ние и вы­ска­зал за­ме­ча­ние, за­сте­но­гра­фи­ро­ван­ное Мил­то­ном Хен­ше­лем, ко­то­рый вы­сту­пал в ро­ли сек­ре­та­ря Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та и сам вы­дви­нул кон­крет­ные пред­ло­же­ния6. Со­глас­но офи­ци­аль­но­му «Про­то­ко­лу», вы­сту­п­ле­ние пре­зи­ден­та со­дер­жа­ло сле­дую­щие ут­вер­жде­ния:

 

Мне ка­жет­ся, бы­ло бы очень хо­ро­шо, ес­ли бы Ру­ко­во­дя­щий со­вет при­дер­жи­вал­ся мне­ния, вы­ска­зан­но­го бра­том Хен­ше­лем, и со­ста­вил про­грам­му, при­ни­мая во вни­ма­ние то, что на­пи­са­но в «Сто­ро­же­вой баш­не»: что Ру­ко­во­дя­щий со­вет есть Ру­ко­во­дя­щий со­вет Сви­де­те­лей Ие­го­вы. Я не со­би­ра­юсь вы­сту­пать ни «за» ни «про­тив» это­го. По мо­ему мне­нию, в этом нет не­об­хо­ди­мо­сти. В «Сто­ро­же­вой баш­не» уже все ска­за­но.

Имен­но Ру­ко­во­дя­щий со­вет бу­дет об­ла­дать об­щей ру­ко­во­дя­щей вла­стью и влия­ни­ем. Он при­мет на се­бя эту от­вет­ст­вен­ность и бу­дет управ­лять че­рез раз­лич­ные ут­вер­жден­ные им под­раз­де­ле­ния, и у не­го бу­дет ор­га­ни­за­ция.

В кон­це сво­ей ре­чи он ска­зал: «Я объ­яв­ляю это пред­ло­же­ни­ем». К не­ко­то­ро­му мо­ему удив­ле­нию, это пред­ло­же­ние под­дер­жал ви­це-пре­зи­дент Ф. У. Френц. Оно бы­ло при­ня­то еди­но­глас­но всем Со­ве­том.

 

Ка­за­лось, сме­лые за­яв­ле­ния «Сто­ро­же­вой баш­ни» че­ты­рех­лет­ней дав­но­сти из про­стых слов пре­вра­ща­лись в ре­аль­ность. Из вы­сту­п­ле­ния пре­зи­ден­та сле­до­ва­ло, что нас ожи­да­ли пе­ре­ме­ны без осо­бых за­труд­не­ний. Та­кая пол­ная гар­мо­нии и един­ст­ва кар­ти­на и от­ра­же­на в кни­ге «Сви­де­те­ли Ие­го­вы — воз­ве­ща­те­ли Цар­ст­ва Бо­га». Од­на­ко ока­за­лось, что за этим за­тишь­ем по­сле­до­ва­ла ве­ли­чай­шая бу­ря.

 

В те­че­ние по­сле­до­вав­ших ме­ся­цев на­зна­чен­ный «ко­ми­тет пя­те­рых» встре­тил­ся ин­ди­ви­ду­аль­но с ка­ж­дым чле­ном Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та и с 33 чле­на­ми глав­но­го управ­ле­ния, про­ра­бо­тав­ши­ми в нем в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни. По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во одоб­ри­тель­но вы­ска­зы­ва­лось о ре­ор­га­ни­за­ции. Ко­ми­тет под­го­то­вил под­роб­ные про­ек­ты ор­га­ни­за­ции ко­ми­те­тов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та для ру­ко­во­дства раз­лич­ны­ми сфе­ра­ми дея­тель­но­сти во всем ми­ре. Один­на­дцать из сем­на­дца­ти чле­нов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та вы­ра­зи­ли об­щее одоб­ре­ние в лич­ных ин­тер­вью.

 

Из ос­тав­ших­ся шес­ти че­ло­век Джордж Ган­гас, при­вет­ли­вый и эмо­цио­наль­ный грек, один из ста­рей­ших чле­нов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та, был очень ос­то­ро­жен, ко­ле­бал­ся в вы­ска­зы­ва­ни­ях со­от­вет­ст­вен­но на­строе­нию мо­мен­та. Чарльз Фе­кель из Вос­точ­ной Ев­ро­пы мно­го лет на­зад яв­лял­ся од­ним из ди­рек­то­ров Об­ще­ст­ва, но по­том был от­стра­нен от этой долж­но­сти по об­ви­не­нию в на­ру­ше­нии сво­ей не­по­роч­но­сти, ко­гда он да­вал клят­ву во вре­мя при­ня­тия аме­ри­кан­ско­го гра­ж­дан­ст­ва. Чле­ном Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та его на­зна­чи­ли не­дав­но, и он, бу­ду­чи че­ло­ве­ком очень мяг­ким, ред­ко вы­ска­зы­вал­ся во вре­мя об­су­ж­де­ний, по­сто­ян­но го­ло­со­вал вме­сте с боль­шин­ст­вом и по это­му во­про­су не мог ска­зать поч­ти ни­че­го. Ллойд Бэр­ри из Но­вой Зе­лан­дии, так­же не­дав­но при­сое­ди­нив­ший­ся к Ру­ко­во­дя­ще­му со­ве­ту, при­был в Брук­лин по­сле дол­гих лет слу­же­ния в ка­че­ст­ве над­зи­ра­те­ля фи­лиа­ла в Япо­нии, где дея­тель­ность Сви­де­те­лей пе­ре­жи­ла не­ве­ро­ят­ный подъ­ем. Он вы­ра­зил серь­ез­ные со­мне­ния по по­во­ду пред­ло­же­ний, осо­бен­но из-за то­го, что по­доб­ные ме­ры при­ве­дут к де­цен­тра­ли­за­ции по от­но­ше­нию к пре­зи­дент­ст­ву; в пись­ме от 5 сен­тяб­ря он на­звал пред­ло­жен­ные из­ме­не­ния «ре­во­лю­ци­он­ны­ми». Билл Джек­сон, очень про­стой, не­при­тя­за­тель­ный те­ха­сец (не та­кая уж и ред­кость, как о том го­во­рят), про­вел в глав­ном управ­ле­нии бóльшую часть сво­ей жиз­ни и, как и Бэр­ри, счи­тал, что на­до ос­та­вить все, как есть, осо­бен­но по­то­му, что при су­ще­ст­вую­щем управ­ле­нии ор­га­ни­за­ция зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лась.

 

Са­мое силь­ное влия­ние сре­ди про­го­ло­со­вав­ших «про­тив» име­ли пре­зи­дент и ви­це-пре­зи­дент: тот, кто вы­дви­нул это пред­ло­же­ние, и тот, кто его под­дер­жал! По су­ти, они очень гром­ко вы­ска­зы­ва­ли свое не­со­гла­сие.

 

В то вре­мя, как «ко­ми­тет пя­те­рых» рас­спра­ши­вал опыт­ных ра­бот­ни­ков глав­но­го управ­ле­ния об их мне­ни­ях, по­до­шла оче­редь пре­зи­ден­та в те­че­ние не­де­ли пред­се­да­тель­ст­во­вать за ве­филь­ским сто­лом. Не­сколь­ко дней по ут­рам он поль­зо­вал­ся этой воз­мож­но­стью для то­го, что­бы в при­сут­ст­вии бо­лее 1 200 чле­нов Ве­филь­ской се­мьи, раз­ме­щав­ших­ся в не­сколь­ких обе­ден­ных за­лах (пол­но­стью ос­на­щен­ных зву­ко­вым и те­ле­обо­ру­до­ва­ни­ем), об­су­ж­дать то, что он на­зы­вал «рас­сле­до­ва­ни­ем» (т. е. бе­се­ды, про­во­ди­мые «ко­ми­те­том пя­те­рых»), го­во­ря, что «не­ко­то­рые» же­ла­ют из­ме­нить то, что де­ла­лось оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом на про­тя­же­нии все­го су­ще­ст­во­ва­ния ор­га­ни­за­ции. Он сно­ва и сно­ва спра­ши­вал: «Где до­ка­за­тель­ст­ва то­му, что все идет не так, как на­до, что нуж­ны из­ме­не­ния»? Он го­во­рил, что «рас­сле­до­ва­ние» стре­мит­ся «до­ка­зать, что эта се­мья не­хо­ро­ша», но за­яв­лял о сво­ей уве­рен­но­сти в том, что «не­сколь­ко жа­лоб­щи­ков» не «возь­мут верх над ра­до­стью боль­шин­ст­ва». Он во­оду­шев­лял всех «ве­рить в Об­ще­ст­во», ука­зы­вая на его мно­гие дос­ти­же­ния. Од­на­ж­ды он с боль­шим чув­ст­вом и си­лой ска­зал, что пе­ре­ме­ны в Ве­филь­ской се­мье, ее ра­бо­те и ор­га­ни­за­ции, тре­буе­мые не­ко­то­ры­ми, про­изой­дут «толь­ко че­рез мой труп»7.

 

От­да­вая спра­вед­ли­вость Ней­та­ну Нор­ру, не­об­хо­ди­мо ска­зать, что он, не­со­мнен­но, ве­рил в ис­тин­ность су­ще­ст­во­вав­ше­го по­ряд­ка. Он знал, что так же ду­мал и ви­це-пре­зи­дент, са­мый ува­жае­мый уче­ный ор­га­ни­за­ции, на ко­то­ро­го он по­ла­гал­ся в во­про­сах Пи­са­ния. Норр, в об­щем, был дру­же­люб­ным, при­вет­ли­вым че­ло­ве­ком. Ко­гда он не вы­сту­пал «в ро­ли» пре­зи­ден­та, мне ис­крен­не нра­ви­лось об­щать­ся с ним. Од­на­ко, как это не­ред­ко про­ис­хо­дит, его по­ло­же­ние обыч­но не да­ва­ло ему воз­мож­но­сти про­яв­лять эти чер­ты ха­рак­те­ра, и (опять же, не­со­мнен­но, из-за его уве­рен­но­сти в том, что он вы­пол­нял свою роль со­глас­но во­ле Бо­га) он обыч­но очень бы­ст­ро и рез­ко реа­ги­ро­вал на вся­кое вме­ша­тель­ст­во в свои пол­но­мо­чия пре­зи­ден­та. Лю­ди нау­чи­лись не вме­ши­вать­ся. Тем не ме­нее, я очень со­мне­ва­юсь, что Ней­тан со­гла­сил­ся бы с не­ко­то­ры­ми из же­ст­ких дей­ст­вий, ко­то­рые впо­след­ст­вии бы­ли пред­при­ня­ты кол­лек­тив­ным со­ве­том, унас­ле­до­вав­шим его пре­зи­дент­скую власть.

 

Я пре­крас­но по­ни­маю его чув­ст­ва и ре­ак­цию, по­сколь­ку сам мно­го лет слу­жил в ка­че­ст­ве над­зи­ра­те­ля фи­лиа­ла в Пу­эр­то-Ри­ко и До­ми­ни­кан­ской рес­пуб­ли­ке, где был, со­глас­но пре­об­ла­даю­щей в ор­га­ни­за­ции точ­ке зре­ния, «боль­шим на­чаль­ни­ком» в стра­не, лич­ным пред­ста­ви­те­лем пре­зи­ден­та. Мои по­пыт­ки дей­ст­во­вать со­глас­но этой тра­ди­ции по­сто­ян­но за­став­ля­ли ме­ня ду­мать о сво­ем «по­ло­же­нии» и под­дер­жи­вать его вес. Од­на­ко не­лег­ким опыт­ным пу­тем я об­на­ру­жил, что жизнь в со­от­вет­ст­вии с этим по­ня­ти­ем в на­шей ор­га­ни­за­ции не спо­соб­ст­во­ва­ла раз­ви­тию хо­ро­ших от­но­ше­ний с дру­ги­ми и де­ла­ло мое соб­ст­вен­ное су­ще­ст­во­ва­ние до­воль­но слож­ным. Я чув­ст­во­вал, что по при­ро­де сво­ей со­вер­шен­но не мо­гу уча­ст­во­вать в воз­ни­кав­ших в ре­зуль­та­те это­го кон­флик­тах, и по про­ше­ст­вии ка­ко­го-то вре­ме­ни пре­кра­тил по­пыт­ки под­ра­жать то­му, что рань­ше ви­дел в глав­ном управ­ле­нии. В ре­зуль­та­те моя жизнь ста­ла на­мно­го при­ят­нее, и об­щие ито­ги ока­за­лись го­раз­до эф­фек­тив­нее.

 

По­след­ние упо­мя­ну­тые мною сло­ва пре­зи­ден­та («толь­ко че­рез мой труп») ока­за­лись поч­ти про­ро­че­ски­ми. В то вре­мя, ко­гда он их про­из­нес, у не­го уже бы­ла зло­ка­че­ст­вен­ная опу­холь моз­га, хо­тя это­го ни­кто не знал до мо­мен­та, ко­гда ре­ор­га­ни­за­ция уже оп­ре­де­лен­но ста­ла свер­шив­шим­ся фак­том, за­кон­чив­шись офи­ци­аль­но 1 ян­ва­ря 1976 го­да. Норр умер спус­тя пол­то­ра го­да, 8 ию­ня 1977 го­да.

 

Этим воз­ра­же­ни­ям пре­зи­ден­та вто­рил (да­же пре­вос­хо­дя их) ви­це-пре­зи­дент. Седь­мо­го сен­тяб­ря 1975 го­да на вы­пу­ск­ной це­ре­мо­нии мис­сио­нер­ской Шко­лы Га­ла­ад, на ко­то­рой при­сут­ст­во­ва­ли чле­ны Ве­филь­ской се­мьи и при­гла­шен­ные гос­ти (в ос­нов­ном, род­ст­вен­ни­ки и дру­зья за­кон­чив­ших шко­лу), ви­це-пре­зи­дент про­из­нес речь, обыч­ную для про­грам­мы ка­ж­до­го вы­пус­ка.

 

Стиль вы­сту­п­ле­ний Фре­да Френ­ца был не­под­ра­жае­мым, дра­ма­ти­че­ским (да­же ме­ло­дра­ма­ти­че­ским). Сле­дую­щая ци­та­та взя­та не­по­сред­ст­вен­но из его ре­чи, но на­пе­ча­тан­ные сло­ва не мо­гут пе­ре­дать ин­то­на­цию, дух, «на­строе­ние», мес­та­ми да­же сар­казм, при­сут­ст­во­вав­ший в са­мой ре­чи8.

 

Его пер­вые сло­ва не ос­та­ви­ли ни­ка­ких со­мне­ний в том, о чем бу­дет ид­ти речь. Пом­ня, что в то вре­мя на­зна­чен­ный Ру­ко­во­дя­щим со­ве­том ко­ми­тет вы­дви­нул пред­ло­же­ние, что­бы обу­че­ни­ем мис­сио­не­ров, их на­зна­че­ния­ми и ру­ко­во­дством за­ни­мал­ся Ру­ко­во­дя­щий со­вет, а не кор­по­ра­ции, об­ра­тим вни­ма­ние, как он на­чал речь:

 

Этот класс на­прав­ля­ет­ся на слу­же­ние Пен­силь­ван­ским Об­ще­ст­вом Сто­ро­же­вой баш­ни в со­труд­ни­че­ст­ве с Нью-йорк­ским Об­ще­ст­вом Сто­ро­же­вой баш­ни. Се­го­дня воз­ни­ка­ет во­прос: ка­кое пра­во име­ет Об­ще­ст­во Сто­ро­же­вой баш­ни по­сы­лать мис­сио­не­ров на слу­же­ние? Кто упол­но­мо­чил Об­ще­ст­во Сто­ро­же­вой баш­ни в Пен­силь­ва­нии по­сы­лать мис­сио­не­ров по все­му зем­но­му ша­ру?

Та­кой же сме­лый во­прос мо­жет воз­ник­нуть в свя­зи с дру­гим, бо­лее ран­ним об­стоя­тель­ст­вом. И он ос­но­вы­ва­ет­ся на том фак­те, что Об­ще­ст­во Сто­ро­же­вой баш­ни бы­ло ос­но­ва­но че­ло­ве­ком, став­шим еван­ге­ли­стом ми­ро­во­го мас­шта­ба, од­ним из са­мых вы­даю­щих­ся еван­ге­ли­стов на­ше­го два­дца­то­го сто­ле­тия, дос­тиг­шим ми­ро­вой из­вест­нос­ти осо­бен­но во вре­мя сво­его пу­те­ше­ст­вии по все­му ми­ру в 1912 го­ду. Этим че­ло­ве­ком был Чарльз Тейз Рас­сел из го­ро­да Ал­ле­гей­ни, штат Пен­силь­ва­ния.

Его вни­ма­ние оп­ре­де­лен­но бы­ло за­ост­ре­но на кор­по­ра­ции, о Ру­ко­во­дя­щем со­ве­те же упо­мя­ну­то не бы­ло. Ко­неч­но, ни­кто не за­да­вал «сме­ло­го во­про­са», ко­то­рый он здесь по­ста­вил; для Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та на­стоя­щий во­прос за­клю­чал­ся в том, при­ни­мать ли все­рь­ез то, что он ска­зал че­ты­ре го­да на­зад о взаи­мо­от­но­ше­ни­ях Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та и кор­по­ра­ции. Од­на­ко он про­дол­жал в сво­ей ма­не­ре:

 

Я ду­мал об этом. Мо­жет быть, вы то­же. Как имен­но Рас­сел стал еван­ге­ли­стом? Кто сде­лал его еван­ге­ли­стом? И то­гда су­ще­ст­во­ва­ли раз­лич­ные ре­ли­ги­оз­ные ор­га­ни­за­ции хри­сти­ан­ско­го ми­ра. На­при­мер, анг­ли­кан­ская цер­ковь с ее пра­вя­щим со­ве­том и про­тес­тант­ская епи­ско­паль­ная цер­ковь со сво­им пра­вя­щим со­ве­том. Так­же ме­то­ди­ст­ская цер­ковь с ее кон­фе­рен­ци­ей, пре­сви­те­ри­ан­ская цер­ковь, к ко­то­рой рань­ше при­над­ле­жал Рас­сел, с ее си­но­дом. Су­ще­ст­во­ва­ла и кон­гре­га­цио­наль­ная цер­ковь, к ко­то­рой при­сое­ди­нил­ся Рас­сел, с ее Цен­траль­ным со­б­ра­ни­ем.

Но ни один из этих управ­ляю­щих ор­га­нов… не сде­лал Рас­се­ла мис­сио­не­ром или еван­ге­ли­стом.

Не упо­ми­ная Ру­ко­во­дя­щий со­вет не­по­сред­ст­вен­но, он кос­вен­но во­влек его в об­су­ж­де­ние, да­вая этим «пра­вя­щим со­ве­там» раз­лич­ные на­зва­ния (он мог бы так­же упо­мя­нуть ие­зуи­тов, у ко­то­рых ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный ор­ган так и на­зы­вал­ся — «Ру­ко­во­дя­щий со­вет»). Но его ос­нов­ная мысль за­клю­ча­лась в том, что ни один та­кой ру­ко­во­дя­щий со­вет не имел ни­ка­ко­го влия­ния или вла­сти в от­но­ше­нии к ос­но­ва­те­лю кор­по­ра­ции Сто­ро­же­вой баш­ни. Рас­сел был «не­за­ви­си­мым», не под­чи­нял­ся ни од­но­му из этих прав­ле­ний.

 

Ру­ко­во­дя­щий со­вет на­зна­чил «ко­ми­тет пя­те­рых», ко­то­рый пред­ла­гал сфор­ми­ро­вать по­сто­ян­но дей­ст­вую­щие ко­ми­те­ты для ру­ко­во­дства ра­бо­той во всем ми­ре. Та­ким об­ра­зом, сле­дую­щие сло­ва из ре­чи ви­це-пре­зи­ден­та при­об­ре­та­ют осо­бую зна­чи­мость, по­сколь­ку, рас­ска­зав о том, как Ии­сус по­слал на слу­же­ние 70 сво­их уче­ни­ков, он об­ра­тил­ся к вы­пу­ск­ни­кам так:

 

Мы не долж­ны пред­став­лять, что, по­сы­лая в мир 70 еван­ге­ли­стов, по­сы­лая их по двое, Гос­подь Ии­сус Хри­стос пред­по­ла­гал, что ка­ж­дая па­ра ста­нет от­дель­ным ко­ми­те­том, что 70 мис­сио­не­ров со­ста­вят 35 ко­ми­те­тов… Се­го­дня, по окон­ча­нии шко­лы, вас по­сы­ла­ют в мир как мис­сио­не­ров… двух в Бо­ли­вию, ко­го-то еще (чет­ве­рых или шес­те­рых, или вось­ме­рых) мы по­сы­ла­ем с за­да­ни­ем в дру­гую стра­ну. Но вы, мис­сио­не­ры, не ду­май­те, что ес­ли по­сы­ла­ют дво­их, чет­ве­рых, шес­те­рых или вось­ме­рых че­ло­век, то вас по­сы­ла­ют как ко­ми­тет, ко­то­рый возь­мет в свои ру­ки всю ра­бо­ту в этой стра­не. Ни­че­го по­доб­но­го! Вас по­сы­ла­ют как от­дель­ных мис­сио­не­ров, что­бы вы со­труд­ни­ча­ли друг с дру­гом и с фи­лиа­лом Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни, ра­бо­таю­щим и на­прав­ляю­щим всю дея­тель­ность в той стра­не, ку­да вы еде­те как еван­ге­ли­сты. Та­ким об­ра­зом, не це­п­ляй­тесь за эту мысль о ко­ми­те­тах.

При всем этом со­вер­шен­но не упо­ми­нал­ся Ру­ко­во­дя­щий со­вет, ос­тав­ший­ся в те­ни кор­по­ра­ции. Ни один че­ло­век не пред­ла­гал по­сы­лать мис­сио­не­ров как «ко­ми­те­ты», что­бы они «взя­ли в свои ру­ки ра­бо­ту» в стра­не сво­его на­зна­че­ния, но эта речь по­слу­жи­ла сред­ст­вом для пред­став­ле­ния идеи ко­ми­те­тов и ее дис­кре­ди­та­ции.

 

Да­лее речь за­шла о «еван­ге­ли­сте» Фи­лип­пе, и вновь воз­ник во­прос о том, «кто сде­лал его еван­ге­ли­стом или мис­сио­не­ром»9. Ви­це-пре­зи­дент упо­мя­нул о слу­чае, при­ве­ден­ном в шес­той гла­ве кни­ги Дея­ний, ко­гда апо­сто­лы как груп­па со­чли не­об­хо­ди­мым на­зна­чить семь че­ло­век, вклю­чая Фи­лип­па, для рас­пре­де­ле­ния пи­щи, что­бы по­кон­чить с жа­ло­ба­ми не­ко­то­рых обой­ден­ных вдов. За­тем он ска­зал:

 

Ес­ли за­гля­нуть в «Эн­цик­ло­пе­дию ре­ли­ги­оз­но­го зна­ния» Макк­лин­то­ка и Строн­га, мож­но об­на­ру­жить, что ра­бо­та, на ко­то­рую апо­сто­лы на­зна­чи­ли этих се­ме­рых лю­дей, на­зы­ва­ет­ся «по­лу­свет­ской», «по­лу­мир­ской». Апо­сто­лы не хо­те­ли вы­пол­нять по­лу­мир­скую ра­бо­ту; они воз­ло­жи­ли ее на этих се­ме­рых и ска­за­ли: «Этим зай­ме­тесь вы. А мы бу­дем спе­циа­ли­зи­ро­вать­ся на мо­лит­ве и уче­нии». Итак, скла­ды­вая с се­бя обя­зан­ность за­бо­тить­ся о сто­лах, пре­вра­ща­лись ли две­на­дцать апо­сто­лов Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста про­сто в но­ми­наль­ных во­ж­дей в со­б­ра­нии Бо­га и Ии­су­са Хри­ста? Ко­неч­но же, они не ста­но­ви­лись но­ми­наль­ны­ми во­ж­дя­ми из-за то­го, что за­ни­ма­лись ис­клю­чи­тель­но ду­хов­ны­ми де­ла­ми.

Для тех чле­нов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та, кто слы­шал за­яв­ле­ния пре­зи­ден­та о том, что Ру­ко­во­дя­щий со­вет дол­жен за­ни­мать­ся «стро­го ду­хов­ны­ми де­ла­ми», пре­дос­та­вив ос­таль­ное кор­по­ра­ции, сло­ва эти про­зву­ча­ли очень зна­ко­мо. Стран­но, но око­ло по­ло­ви­ны чле­нов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та про­во­ди­ли свои еже­днев­ные 8 ча­сов 40 ми­нут, за­ни­ма­ясь имен­но «по­лу­мир­ской ра­бо­той». Дэн Сид­лик и Чарльз Фе­кель ра­бо­та­ли на фаб­ри­ке, Лео Грин­лис тру­дил­ся над стра­хо­ва­ни­ем и де­ла­ми, свя­зан­ны­ми с его долж­но­стью сек­ре­та­ря-ка­зна­чея; Джон Бут за­ни­мал­ся Ве­филь­ской кух­ней; Билл Джек­сон вел юри­ди­че­ские де­ла и до­ку­мен­ты; Грант Сью­тер ка­ж­дый день раз­би­рал фи­нан­со­вые во­про­сы, за­ве­до­вал ин­ве­сти­ция­ми, ак­ция­ми, за­ве­ща­ния­ми, а Мил­тон Хен­шель и сам пре­зи­дент (кон­тро­ли­ро­вав­шие все это) за­ни­ма­лись ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом «по­лу­мир­ской» ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной ра­бо­той, ко­то­рую, по сло­вам ви­це-пре­зи­ден­та, нуж­но бы­ло от­дать на по­пе­че­ние дру­гим.

 

За­тем по­ве­ст­во­ва­ние при­ня­ло не­сколь­ко стран­ный обо­рот, так как оно про­ти­во­ре­чи­ло офи­ци­аль­но­му уче­нию о том, что, на­чи­ная с пер­во­го ве­ка, у ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та бы­ли осо­бые дан­ные Бо­гом пол­но­мо­чия. Про­зву­чал рас­сказ о Пав­ле — об­ра­щен­ном Сав­ле, — ко­то­рый во вре­мя сво­его по­се­ще­ния Ие­ру­са­ли­ма, сра­зу по­сле об­ра­ще­ния, ви­дел­ся толь­ко с дву­мя апо­сто­ла­ми, а не с ка­ким-ли­бо апо­столь­ским со­ве­том; как, в кон­це кон­цов, он при­шел в Ан­ти­охию Си­рий­скую. Упо­мя­нув о том, что при из­бра­нии и об­ра­ще­нии Сав­ла из Тар­са, Хри­стос «дей­ст­во­вал не­за­ви­си­мо, не со­ве­ту­ясь ни с од­ним че­ло­ве­ком или груп­пой лю­дей на зем­ле», ви­це-пре­зи­дент из­ло­жил не­что по­хо­жее на «по­весть о двух го­ро­дах», в ко­то­рой роль Ан­ти­охии в мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти Пав­ла и Вар­на­вы бы­ла про­ти­во­пос­тав­ле­на ро­ли Ие­ру­са­ли­ма. Чи­тая при­во­ди­мые ни­же от­рыв­ки, имей­те в ви­ду, что со­глас­но су­ще­ст­вую­ще­му уче­нию Сви­де­те­лей Ие­го­вы, в Ие­ру­са­ли­ме на­хо­дил­ся ру­ко­во­дя­щий со­вет, осу­ще­ст­в­ляв­ший над­зор и ру­ко­во­дство над все­ми со­б­ра­ния­ми хри­сти­ан по всей зем­ле, и что он взят за об­ра­зец для се­го­дняш­не­го ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та Сви­де­те­лей Ие­го­вы.

 

Го­во­ря о том, что Пав­ла и Вар­на­ву к мис­сио­нер­ский дея­тель­но­сти при­звал свя­той дух, ви­це-пре­зи­дент по­сто­ян­но под­чер­ки­вал, что это про­изош­ло че­рез ан­ти­охий­ское со­б­ра­ние (а не че­рез Ие­ру­са­лим, где на­хо­ди­лась груп­па апо­сто­лов)10. Он ска­зал:

 

И то­гда вне­зап­но, в то вре­мя, ко­гда он [Па­вел] слу­жил в Ан­ти­охии Си­рий­ской (не в Из­раи­ле, а в Си­рии), Бог об­ра­тил­ся к то­му со­б­ра­нию в Ан­ти­охии и ска­зал им: «А те­перь от­де­ли­те, ВЫ (это со­б­ра­ние в Ан­ти­охии), от­де­ли­те этих дво­их, а имен­но Вар­на­ву и Сав­ла для то­го де­ла, ко­то­рое я им на­зна­чил». И то­гда ан­ти­охий­ское со­б­ра­ние так и по­сту­пи­ло, и они воз­ло­жи­ли ру­ки на Пав­ла (или Сав­ла) и Вар­на­ву и по­сла­ли их… и они по­шли по по­ве­ле­нию свя­то­го ду­ха, дей­ст­во­вав­ше­го че­рез ан­ти­охий­ское со­б­ра­ние, на свое пер­вое мис­сио­нер­ское за­да­ние.

Итак, как ви­ди­те, Гос­подь Ии­сус Хри­стос дей­ст­во­вал как Гла­ва со­б­ра­ния и дей­ст­во­вал пря­мо, не спра­ши­вая ни­ко­го здесь на зем­ле, что мож­но, а че­го нель­зя де­лать. Он дей­ст­во­вал так по от­но­ше­нию к Пав­лу и Вар­на­ве, и оба они бы­ли апо­сто­ла­ми ан­ти­охий­ско­го со­б­ра­ния.

Я пом­ню, что в этот мо­мент я слу­шал и ду­мал: «По­ни­ма­ет ли этот че­ло­век, что го­во­рит? Я знаю, ка­кую цель он пре­сле­ду­ет, — при­ни­зить зна­чи­мость Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та с тем, что­бы ук­ре­пить ав­то­ри­тет и власть кор­по­ра­ции и ее пре­зи­ден­та, — но по­ни­ма­ет ли он, ка­кие вы­во­ды мож­но сде­лать из то­го, что он го­во­рит? Пы­та­ясь дос­тичь сво­ей це­ли, он под­ры­ва­ет все уче­ние о су­ще­ст­во­ва­нии в пер­вом ве­ке цен­тра­ли­зо­ван­но­го Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та, дей­ст­во­вав­ше­го из Ие­ру­са­ли­ма, об­ла­дав­ше­го вла­стью ру­ко­во­дить и управ­лять все­ми со­б­ра­ния­ми ис­тин­ных хри­сти­ан вез­де, во всем ми­ре, по всем во­про­сам; он под­ры­ва­ет по­ня­тие, за­ло­жен­ное в соз­на­нии всех Сви­де­те­лей Ие­го­вы с по­мо­щью ли­те­ра­ту­ры Об­ще­ст­ва, по­ня­тие, ко­то­ро­го при­дер­жи­ва­ет­ся се­го­дня по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во».

 

Но ви­це-пре­зи­дент еще да­ле­ко не за­кон­чил и пы­тал­ся до­не­сти свою мысль до слу­ша­те­лей с еще боль­шей на­стой­чи­во­стью. Опи­сы­вая за­вер­ше­ние пер­во­го мис­сио­нер­ско­го пу­те­ше­ст­вия Пав­ла и Вар­на­вы, он все воз­бу­ж­ден­нее и дра­ма­тич­нее про­дол­жал:

 

…и ку­да же они по­шли, ко­му рас­ска­за­ли обо всем? Вот за­пись, мо­же­те са­ми ее про­чи­тать в за­вер­шаю­щих сти­хах Дея­ний 14. Они по­шли в Ан­ти­охию, в ме­ст­ное со­б­ра­ние и под­роб­но рас­ска­за­ли им обо всем, рас­ска­за­ли то­му со­б­ра­нию, ко­то­рое по Божь­ей ми­ло­сти вы­де­ли­ло их для этой ра­бо­ты, ко­то­рую они те­перь за­вер­ши­ли.

Это со­об­ще­ние так­же го­во­рит, что они дол­гое вре­мя ос­та­ва­лись в Ан­ти­охии. По­том вне­зап­но что-то про­изош­ло, и Па­вел с Вар­на­вой от­пра­ви­лись в Ие­ру­са­лим. Так что же слу­чи­лось? Что за­ста­ви­ло их пой­ти ту­да?

Это апо­сто­лы и дру­гие ста­рей­ши­ны ие­ру­са­лим­ско­го со­б­ра­ния вы­зва­ли их ту­да и ска­за­ли: «Вот что! Мы слы­ша­ли, вы вдво­ем хо­ди­ли в мис­сио­нер­ский по­ход, за­вер­ши­ли его и да­же не при­шли в Ие­ру­са­лим до­ло­жить об этом нам. ДА ЗНАЕ­ТЕ ЛИ ВЫ, КТО МЫ ТА­КИЕ? Мы — ие­ру­са­лим­ский Со­вет. РАЗ­ВЕ ВЫ НЕ ПРИ­ЗНАЕ­ТЕ ГЛА­ВЕН­СТ­ВО ГОС­ПО­ДА ИИ­СУ­СА ХРИ­СТА? Ес­ли вы не­мед­лен­но сю­да не яви­тесь, при­дет­ся при­ме­нить к вам дис­ци­п­ли­нар­ные ме­ры»!

Так ли го­во­рит нам об этом это со­об­ще­ние? Ес­ли бы они по­сту­пи­ли та­ким об­ра­зом по от­но­ше­нию к Пав­лу и Вар­на­ве, по­то­му что те по воз­вра­ще­нии до­ло­жи­ли обо всем сво­ему со­б­ра­нию, че­рез ко­то­рое свя­той дух по­слал их на слу­же­ние, то­гда этот Со­вет апо­сто­лов и ста­рей­шин в Ие­ру­са­ли­ме по­ста­вил бы се­бя вы­ше гла­вен­ст­ва Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста.

Все, что он го­во­рил, бы­ло со­вер­шен­но вер­но. Но это так­же пол­но­стью про­ти­во­ре­чи­ло ли­те­ра­ту­ре Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни, в ко­то­рой Ие­ру­са­лим изо­бра­жал­ся как ме­сто, где на­хо­дил­ся Ру­ко­во­дя­щий со­вет, об­ла­дав­ший пол­ной вла­стью и ру­ко­во­дством над все­ми хри­стиа­на­ми как ру­ка Хри­сто­ва, дей­ст­вую­щая с пол­но­мо­чия­ми, по­лу­чен­ны­ми свы­ше. Не­со­мнен­но, имен­но по­это­му, в от­ли­чие от ос­таль­ных ре­чей ви­це-пре­зи­ден­та, эта речь не по­слу­жи­ла ос­но­ва­ни­ем для ста­тьи в «Сто­ро­же­вой баш­не».

 

Ес­ли бы кто-то из Сви­де­те­лей ска­зал что-ни­будь по­доб­ное се­го­дня, его за­яв­ле­ние по­счи­та­ли бы ере­ти­че­ским, бун­тар­ским. Ес­ли по­нять сло­ва ви­це-пре­зи­ден­та бу­к­валь­но, то по­лу­чи­лось бы, что лю­бое со­б­ра­ние на зем­ле име­ло пра­во по­сы­лать на слу­же­ние соб­ст­вен­ных мис­сио­не­ров, ес­ли они ве­ри­ли в то, что это про­ис­хо­дит по ве­де­нию Ии­су­са Хри­ста и свя­то­го Ду­ха, по­сы­лать, ни с кем не со­ве­ту­ясь, будь то брук­лин­ское глав­ное управ­ле­ние или фи­ли­ал. Я ни ми­ну­ты не со­мне­вал­ся в том, ка­кую ско­рую и вра­ж­деб­ную ре­ак­цию это вы­зо­вет в глав­ном управ­ле­нии и от­де­ле­ни­ях Об­ще­ст­ва. Это бы­ло бы вос­при­ня­то как уг­ро­за их цен­тра­ли­зо­ван­ной вла­сти, и лю­бое со­б­ра­ние, по­сту­пив­шее по­доб­ным об­ра­зом, ожи­да­ло бы мно­же­ст­во та­ких во­про­сов: «Да знае­те ли вы, кто мы та­кие? Раз­ве вы не при­знае­те гла­вен­ст­во Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста, дей­ст­вую­ще­го че­рез нас»? Все ска­зан­ное в ре­чи бы­ло вер­но, со­вер­шен­но вер­но. Од­на­ко все это, по всей ви­ди­мо­сти, во­пло­ще­нию в жизнь под­ле­жа­ло не в боль­шей сте­пе­ни, чем по­ло­же­ния, при­ве­ден­ные око­ло че­ты­рех лет на­зад в ре­чи о «хво­сте, ви­ляю­щем со­ба­кой». Ис­клю­че­ни­ем бы­ла яв­ная по­пыт­ка ви­це-пре­зи­ден­та по­ка­зать с по­мо­щью ссыл­ки на Ан­ти­охию, что кор­по­ра­ция впол­не мо­жет дей­ст­во­вать от­дель­но от Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та.

 

Да­лее ви­це-пре­зи­дент по­ка­зал, что в дей­ст­ви­тель­но­сти при­чи­на, по ко­то­рой Па­вел и Вар­на­ва при­шли в Ие­ру­са­лим (как за­пи­са­но в Дея­ни­ях 15), за­клю­ча­лась в том, что сам Ие­ру­са­лим стал ис­точ­ни­ком серь­ез­ных про­блем для ан­ти­охий­ско­го со­б­ра­ния, ибо от­ту­да при­шли лю­ди, ко­то­рые ста­ли учить ве­рую­щих ис­пол­нять об­ряд об­ре­за­ния. По­это­му пу­те­ше­ст­вие в Ие­ру­са­лим бы­ло пред­при­ня­то с тем, что­бы оп­ро­верг­нуть уче­ние этих ие­ру­са­лим­ских воз­му­ти­те­лей спо­кой­ст­вия.

 

Раз­ви­вая свою мысль, Фред Френц упо­мя­нул о вто­ром мис­сио­нер­ском пу­те­ше­ст­вии Пав­ла и его но­во­го спут­ни­ка Си­лы и вновь под­черк­нул, что имен­но из ан­ти­охий­ско­го со­б­ра­ния они от­пра­ви­лись в путь, так что «вновь ан­ти­охий­ское со­б­ра­ние бы­ло ис­поль­зо­ва­но для то­го, что­бы по­слать на слу­же­ние вид­ней­ших в биб­лей­ской ис­то­рии мис­сио­не­ров». За­тем они вер­ну­лись в Ан­ти­охию, от­ку­да Па­вел от­пра­вил­ся в свое третье пу­те­ше­ст­вие. За­вер­шая рас­сказ, взя­тый из кни­ги Дея­ний, ви­це-пре­зи­дент ска­зал:

 

Итак, рас­смат­ри­вая со­бы­тия из жиз­ни этих двух са­мых вы­даю­щих­ся мис­сио­не­ров биб­лей­ской ис­то­рии, мы об­на­ру­жи­ва­ем, что они, пре­ж­де все­го, бы­ли по­сла­ны на слу­же­ние Гос­по­дом Ии­су­сом Хри­стом, Гла­вой церк­ви. Этот факт под­дер­жи­вал­ся и при­ни­мал­ся Об­ще­ст­вом Сто­ро­же­вой баш­ни с са­мо­го его ос­но­ва­ния. Итак, мы ви­дим, что Ии­сус Хри­стос — Гла­ва церк­ви и мо­жет дей­ст­во­вать пря­мо, не при­ни­мая во вни­ма­ние ни­ка­кие ор­га­ни­за­ции, кем бы они ни яв­ля­лись. Он — Гла­ва церк­ви. Мы не мо­жем под­вер­гать со­мне­нию или кри­ти­ке то, что ОН ДЕ­ЛА­ЕТ.

Три по­след­них пред­ло­же­ния, про­из­не­сен­ных ви­це-пре­зи­ден­том, пред­став­ля­ют со­бой по­зи­цию, ко­то­рую за­ня­ли в по­след­нее вре­мя мно­гие Сви­де­те­ли. За при­ня­тие этой же са­мой по­зи­ции их на­зы­ва­ли и про­дол­жа­ют на­зы­вать «от­ступ­ни­ка­ми».

 

Од­на­ко, по­хо­же, что ут­вер­жде­ния, вы­ра­жав­шие, на пер­вый взгляд, глу­бо­кое ува­же­ние к выс­шей вла­сти Хри­ста, на де­ле бы­ли при­зва­ны при­влечь вни­ма­ние к дру­го­му ис­точ­ни­ку вла­сти. Ибо ви­це-пре­зи­дент в то же вре­мя го­во­рил, что со­мне­вать­ся во вла­сти Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни, биб­лий и трак­та­тов и пол­но­мо­чи­ях его пре­зи­ден­та рав­но­силь­но то­му, что­бы ста­вить под со­мне­ние власть Ии­су­са Хри­ста. Он не счи­тал, что мыс­ли или дей­ст­вия на­зна­чен­но­го Ру­ко­во­дя­щим со­ве­том «ко­ми­те­та пя­те­рых» хоть сколь­ко-ни­будь мог­ли пред­став­лять ру­ку Гла­вы церк­ви про­сто в си­лу то­го, что Он, Ии­сус Хри­стос, сфор­ми­ро­вал эту ор­га­ни­за­цию и дей­ст­во­вал че­рез нее. Мне ка­за­лось, что ло­ги­ка этих рас­су­ж­де­ний не­сколь­ко на­ру­ше­на.

 

То, что имен­но в этом за­клю­чал­ся глав­ный смысл ре­чи, мож­но бы­ло уви­деть из его под­хо­да к су­ти де­ла, при ко­то­ром он при­ме­нил все эти ил­лю­ст­ра­ции к на­ше­му вре­ме­ни. Он го­во­рил о вос­хо­ж­де­нии Чарль­за Тей­за Рас­се­ла, об ос­но­ва­нии но­во­го ре­ли­ги­оз­но­го жур­на­ла «Сто­ро­же­вая баш­ня» и спра­ши­вал: «Кто упол­но­мо­чил это­го че­ло­ве­ка на та­кие дей­ст­вия»? За­тем он за­го­во­рил о фор­ми­ро­ва­нии Рас­се­лом Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни и до­ба­вил:

 

И, ме­ж­ду про­чим, дру­зья, ос­но­вы­вая это Об­ще­ст­во — Об­ще­ст­во Сто­ро­же­вой баш­ни, — он не имел в ви­ду, что это бу­дет БЕС­ПО­ЛЕЗ­НОЕ, НИ­ЧЕ­ГО НЕ ДЕ­ЛАЮ­ЩЕЕ об­ще­ст­во или ор­га­ни­за­ция.

Гос­подь Ии­сус Хри­стос и дух Бо­га взра­сти­ли Рас­се­ла, ска­зал он, а так­же под­дер­жа­ли фор­ми­ро­ва­ние кор­по­ра­ции, «это­го ак­тив­но­го, дей­ст­вую­ще­го Об­ще­ст­ва». За­тем ви­це-пре­зи­дент опи­сал по­яв­ле­ние Шко­лы Га­ла­ад, рас­ска­зал, что это бы­ла идея пре­зи­ден­та кор­по­ра­ции; что Со­вет ди­рек­то­ров, под­дер­жал ее и что пре­зи­дент дол­жен был ею ру­ко­во­дить. Во вре­мя ре­чи Ней­тан Норр на­хо­дил­ся тут же, и Фред Френц ука­зы­вал на не­го, про­из­но­ся сле­дую­щие сло­ва: