Франц Реймонд 7 страница
Теперь Редакционного комитета больше не было. Рутерфорд успешно преодолевал всякое сопротивление своему единовластному контролю над организацией.
Интересная черта всего происходившего заключается в том, что в течение всего этого времени не только книга «Завершенная тайна» [The Finished Mystery] — основной повод для разногласий в 1917 году, — но и журнал «Сторожевая башня» упорно учили, что пастор Рассел воистину был «верным и благоразумным рабом», появление которого предсказывало Писание, и которого Господь поставит «управлять над своим домом»24. То, как это учение использовалось для того, чтобы подчеркнуть необходимость полного подчинения всех остальных, хорошо видно по следующим утверждениям из «Сторожевой башни» за 1 мая 1922 года, с. 132.
Беззаветная преданность — в верности
Быть верным значит быть преданным. Быть преданным Господу значит быть послушным Господу. Отвергнуть или отречься от избранного Господом инструмента значит отвергнуть или отречься от самого Господа, согласно тому принципу, что отвергающий посланного Господином слугу, отвергает и Самого Господина.
Сегодня нет ни одного человека в настоящей истине, кто мог бы честно сказать, что принял знание о божественном плане, будь то непосредственно или косвенно, из источника иного, нежели служение брата Рассела. Через своего пророка Иезекииля Иегова предсказал появление слуги, одетого в льняную одежду, с прибором писца у пояса, посланного пройти посреди города (христианского мира) и утешить всех воздыхающих, раскрывая их умам великий Божий план. Заметьте, что не человек дал нам это, а сам Господь, но в своем замысле он использовал человека. Человеком, благодатью Божьей занявшим это место, был брат Рассел.
И снова, в «Сторожевой башне» за 1 марта 1923 года на с. 68 и 71 в статье под названием «Испытание преданности» повиновение учению и методам Рассела приравнивалось к повиновению воле Господа:
Стр. 3
Мы верим, что все, радующиеся сегодня в настоящей истине, согласятся с тем, что брат Рассел преданно выполнил свое назначение особого служителя Господня и был поставлен управлять всем добром Господним.
____________________
Стр. 38
Каждый из братьев показал свои способности или возможности и возрос настолько, насколько радостно повиновался воле Господа, трудясь на ниве Господней в согласии с путем Господа. Этот путь Господь указал через брата Рассела, потому что брат Рассел был поставлен «верным и благоразумным рабом». Он совершал дело Господа, согласно Господнему замыслу. Поэтому, если брат Рассел совершал это дело по Господнему замыслу, всякий другой путь для совершения этого дела противоречит пути Господа, а значит, не может быть верным, соблюдающим интересы Царства Господа.
Вопрос был вполне ясен. Человек либо преданно подчинялся учениям и путям этого «управляющего над домом Господним» (Рассела), либо обвинялся в отречении от Христа Иисуса, а значит, становился отступником. Вряд ли приверженность к человеческому авторитету можно было бы выразить сильнее.
Это становится весьма интересным, поскольку спустя несколько лет после смерти Рассела, как раз в то время, когда о нем публиковались подобные утверждения, все его желания и те люди, которых он лично избрал для управления делами, были отставлены новым президентом. Его пожелания в «Завещании» игнорировались как не имеющие законной, а значит, по всей видимости, и никакой нравственной силы. В «Сторожевой башне» за 15 декабря 1931 года на с. 376 (англ.) говорится об этом:
Стр. 24
Хорошо известные факты, относящиеся к пророческим словам Иисуса, таковы: в 1914 году Иегова утвердил на троне своего Царя. Следующие три с половиной года предоставили возможность проверить тех, кто откликнулся на призыв Царства, и выяснить, были эти люди себялюбивыми или нет. В 1916 году умер президент Общества Сторожевой башни. Была найдена бумага, подписанная им и названная его «Завещанием и заветом», которая на самом деле не являлась завещанием. В дальнейшем выяснилось, что за несколько лет до смерти брат Рассел пришел к выводу, что не мог составить такое завещание. Деятельность Божьей организации не подлежит контролю со стороны людей, со стороны любого творения. Поэтому невозможно было продолжать работу Общества во славу и честь Господа согласно плану, обозначенному в этой бумаге, названной «Завещанием».
Всего за восемь лет до этого в «Сторожевой башне» — «канале Господа» — утверждалось, что Рассел «совершал это дело по замыслу Господа», и, значит, «всякий другой путь совершения этого дела противоречит пути Господа». Теперь, восемь лет спустя, любого, возражавшего против отмены Рутерфордом указаний того, кого «Сторожевая башня» так горячо провозглашала «верным и благоразумным рабом», изображали как враждебного и злобного делателя беззакония:
Однако эти выброшенные или отвергнутые люди все же вопят и рыдают, скрежещут зубами на своих братьев, потому что говорят: «Воля брата Рассела не принимается во внимание», «„Сторожевая башня“ издается не так, как он указывал»; и они воздевают руки в священном ужасе и проливают крокодиловы слезы, потому что Господня организация на земле не действует по воле человека. Другими словами, они превращают эти свои претензии в причину для слез, стенаний и скорби. Они причитают, жалуются и рыдают, потому что у них нет власти над Обществом. Они настроены против тех, кто выполняет дело Господне, и дают волю враждебности, злобе и лживости в отношении людей, которых когда-то называли братьями. Иуда упоминает о таких людях, и его слова определенно обозначают время начала таких действий, т. е. время, когда Господь Иисус Христос придет в храм Иеговы для суда. Он говорит: «Это ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям [себялюбивым желаниям] нечестиво и беззаконно; уста их произносят напыщенные слова [они заявляют, что находятся в милости у Бога]; они лицеприятны ради корысти [другими словами, они выражают свое восхищение человеком и ждут восхищения для себя, их поведение и образ действий в точности соответствуют словам апостола]». Они притворно выражают великую любовь и преданность человеку, то есть брату Расселу, но совершенно ясно, что они поступают так в стремлении добиться собственной выгоды. Поэтому цель, ради которой мы говорим об этом, и особенно цель Господа, ради которой он позволяет своему народу все это понять, состоит в том, чтобы его народ избегал таких делателей беззакония.
Трудно объяснить такой изменчивый, нестабильный, неустойчивый курс. Тем не менее, предполагалось, что это был инструмент, настолько драгоценный в глазах Господа Иисуса Христа, что он сделал его своим единственным средством управления людьми на земле.
В действительности, к 1925 году Рутерфорду принадлежало неоспоримое руководство Обществом, а в последующие годы его контроль над всеми функциями организации только усилился25.
Это включало в себя полный контроль над тем, что печаталось в «Сторожевой башне» и других изданиях, призванных служить духовной пищей для собраний во всем мире. Я помню, дядя рассказал мне, как однажды Рутерфорд предложил Вефильской семье для обсуждения некий вопрос, новую точку зрения26. Дядя сообщил, что при обсуждении он высказал отрицательное мнение по поводу выдвинутых новых идей, основываясь на Писании. Впоследствии, по его словам, президент Рутерфорд лично поручил ему подготовить материал в поддержку этой новой точки зрения, хотя он, Фред Френц, ясно дал понять, что не считает эту точку зрения основанной на Писании.
В другой раз дядя поведал, что в дальнейшем «Судья» (Рутерфорд), будучи президентом, принял твердую политику, согласно которой в журнале «Сторожевая башня» могли публиковаться только статьи, где особенно выделялись пророчества или проповедническая работа. В результате в течение нескольких лет в журнале не появлялось никаких статей на такие темы, как любовь, доброта, милость, терпение и т. д.
Так, почти за 60 лет президентства Рассел и Рутерфорд действовали согласно собственной прерогативе, используя власть президента без какого-либо намека на какой-либо руководящий совет.
В 1993 году организация издала новую книгу о своей истории, назвав ее «Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога»; книга заменила собой прежнюю публикацию, «Свидетели Иеговы в замысле Бога». Кажется очевидным, что некоторые сведения из книги опубликованы в противовес информации, появившейся в последние годы в печатном виде, включая материалы из первого издания «Кризиса совести» (1983, англ.), ее продолжения «В поисках христианской свободы» (1991, англ.) и из книги Карла Олофа Йонсона «Пересмотр времен язычников» (первое издание в 1983 году, англ.). Некоторые факты впервые признаются в новой книге по истории организации, возможно для того, чтобы сгладить волнения Свидетелей, если те узнают об этих фактах из других источников. В самом начале книги авторы заверяют читателей в своем стремлении «быть объективными и представить историю откровенно»27.
У подавляющего большинства Свидетелей Иеговы нет возможности читать старые издания, и они лично не знакомы с событиями, связанными со становлением организации. То, как действуют люди из центрального органа власти, также им неведомо. Поэтому им приходится рассчитывать на милость редакторов этой публикации 1993 года в отношении того, насколько беспристрастно и «откровенно» в ней изложена история.
Мне редко приходилось читать более «стерильно» и необъективно представленную информацию. Описанные в книге история и работа организации существенно отличаются от действительности. Это верно и в отношении описания президентства и Рассела, и Рутерфорда.
Относительно того, кто считался «верным и благоразумным рабом» из Матфея 24:45—47, в книге, в конце концов, признается (на с. 142, 143, 626), что «в течение нескольких лет» в журнале «Сторожевая башня» действительно защищалась мысль о том, что Чарльз Тейз Рассел был тем избранным «верным и благоразумным рабом» и что с 1896 года Рассел сам признавал «очевидную разумность» этого взгляда. В книге не сообщается, что Рассел не только признавал «разумность» применения библейского текста о «верном и благоразумном рабе» к одному человеку (к нему), но и то, что (как показывают те же выпуски «Сторожевой башни», которые указаны в сноске в книге) он приводил доводы в пользу того, что истинным является именно такое применение данного текста писания, а не то, которого он придерживался раньше, в 1881 году. Вместо того, чтобы признать это, новая книга по истории продолжает дезинформировать читателя, акцентируя внимание на раннем утверждении Рассела 1881 года, где он относил это библейское высказывание ко всему «телу Христову».
Книга не сообщает читателям, что в выпуске «Сторожевой башни» от 1 октября 1909 года (англ.) всех тех, кто применял понятие «верный и благоразумный раб» ко «всем членам Церкви Христовой», а не к отдельному человеку, Рассел назвал своими «противниками». В книге не упоминается также, что в специальном выпуске «Сторожевой башни» от 16 октября 1916 года говорилось, что хотя Рассел открыто не претендовал на этот титул, но «в частных разговорах с готовностью принимал» его.
И хотя, в конце концов, в книге отмечается, что в течение нескольких лет после смерти Рассела «Сторожевая башня» утверждала, что он являлся «рабом сим», в ней не дается понять, с какой настойчивостью это делалось, как например, когда в журнале утверждалось, что каждый получивший знания о плане Бога, должен признать, что «он получил эти знания при изучении Библии при помощи изданий, написанных братом Расселом; что до этого он даже не имел представления о том, что у Бога был план спасения»; или когда «Сторожевая башня» утверждала, что сомневающиеся в учениях Рассела, в сущности «отвергают Господа», так как отвергают его особенного служителя28.
Также в книге не разъясняется парадокс в доктрине Общества Сторожевой башни: с одной стороны, современное учение говорит о том, что в 1919 году Иисус Христос выбрал, одобрил и дал опознать «класс верного и благоразумного раба», и, с другой стороны, что в том же самом 1919 году и на протяжении нескольких лет после этого, эти предположительно избранные люди сами считали, что «верным и благоразумным рабом» был не класс людей, но один человек, Чарльз Тейз Рассел, которого за несколько десятилетий до 1914 года избрал царствующий Господь, «присутствующий» с 1874 года.
На с. 220, 221 новой книги по истории Общества предпринимаются усилия доказать, что второй президент, Джозеф Ф. Рутерфорд не стремился получить полный контроль над организацией. Приводятся слова Карла Клейна, когда он, в сущности, представил его кротким человеком, который «в молитвах Богу был как ребенок».
Однако исторические сведения показывают, что любой человек, даже из Совета Директоров или Редакторского комитета, не соглашавшийся с Рутерфордом, быстро лишался своего положения в организации. Нужно только поговорить с теми, кто был в главном управлении во время его президентства, чтобы узнать, что картина смиренности, поведанная Карлом Клейном, не соответствовала действительности, и что практически любое слово «Судьи» Рутерфорда значило закон.
Я активно сотрудничал с организацией во время последних пяти лет его президентства и знаю, какое влияние этот человек оказал на меня, и что говорили другие. У большинства сегодняшних Свидетелей не было возможности с ним встречаться. Но Сын Бога сказал, что «от избытка сердца говорят уста», а также «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Матфея 12:34, 37, СП). Я думаю, что каждый, кто просто почитает выпуски «Сторожевой башни» за 1920—1942 годы, может ясно увидеть «дух» публикаций: это дух не смирения, но властности и непреклонности (статьи в основном были написаны Рутерфордом). Осуждения, иногда в резких словах, были направлены на всех, кто смел поставить под сомнение любые должности, учения или принципы работы возглавляемой им организации.
На тех же страницах книги «Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога» делается попытка показать, что рядовые члены не считали Рутерфорда «своим лидером», и в доказательство приводятся слова самого Рутерфорда, сказанные им в 1941 году незадолго до смерти. Приведенная здесь фотография помещена в новой книге по истории организации вместе с подписью: «Дж. Ф. Рутерфорд в 1941 году. Свидетели не считали его своим лидером». Слова действительно там присутствуют, но фактов нет.
Стоит, конечно, признать, что организация Сторожевой башни рассматривает в качестве своего невидимого главы Христа, но, если принять во внимание имеющиеся факты, будет справедливым сказать, что они все же рассматривали Рутерфорда в качестве своего видимого земного лидера, вождя, что противоречит увещеванию Христа в Матфея 23:10: «И „вождями“ не называйтесь, потому что один у вас Вождь — Христос». Рутерфорд не мог не знать, что рядовые члены смотрели на него в таком свете.
Посмотрите на следующие фотографии с соответствующими подписями из отчета о конгрессе Общества Сторожевой башни, из буклета под названием «Вестник» [«The Messenger», англ.] за 25 июля 1931 года, где описывались конгрессы, проведенные в том году в нескольких крупных европейских городах. Подписи под фотографиями также заимствованы из этой публикации. Сравните это с подписью к фотографии Рутерфорда из новой книги об истории движения (см. выше).
Первая фотография в «Вестнике» сделана после конгресса в 1931 году в Париже. Подпись под ней прямо называет Рутерфорда «их видимым лидером»:
В следующих двух, снятых в Лондоне и Магдебурге (Германия), подпись называет Рутерфорда «Начальником» («The Chief»):
Четвертая фотография называет его «Генералиссимусом конгресса».
Этот отчет о конгрессе был опубликован за десять лет до того, как Рутерфорд произнес слова, процитированные в новой книге. Невозможно представить, что Рутерфорд не знал, что последователи движения Сторожевой башни считали его своим видимым руководителем, но он ничего не делал для того, чтобы изменить такие представления. Свидетельства, включая всю историю его управления, говорят о том, что его отречение почти перед смертью от такого подхода выглядело пустым.
Когда 8 января 1942 года судья Рутерфорд умер, Совет директоров единогласно избрал президентом Нейтана X. Норра. Организационная структура оставалась, в основном, такой же, с небольшими изменениями, поскольку Норр все же переложил некоторую ответственность на других (к этому вынудили обстоятельства, потому что во время президентства Норра количество Свидетелей выросло со 108 000 человек на момент смерти Рутерфорда до более двух миллионов).
Не обладая писательскими способностями, не имея особенно глубоких знаний Писания, Норр полагался на Фреда Френца (вице-президента), которому обычно принадлежало последнее слово по вопросам Писания и который являлся главным автором публикаций организации. Вопросы, обсуждавшиеся на заседаниях Руководящего совета (о которых говорилось в этой главе), на протяжении десятилетий отдавались для принятия решения Фреду Френцу.
Если президенту казалось, что решение может серьезно повлиять на деятельность Общества в определенных странах мира, он обычно обсуждал его лично с Фредом Френцем и без колебаний объявлял то, что считал более разумным в подобных обстоятельствах с прагматической точки зрения, при необходимости используя свое преимущество перед вице-президентом. Как я упоминал раньше, такие отношения продлились вплоть до 1970-х годов, как это показано в резолюции о восстановлении старейшин в собраниях. Это решение зависело, в основном, от мнения одного человека, вице-президента, и, когда тот переменил точку зрения и высказался за восстановление старейшин, президент согласился с ним.
То же происходило и в отношении всей издаваемой литературы. Президент отбирал основные статьи для «Сторожевой башни» из материала, предоставленного различными авторами, и затем передавал их в писательский отдел для проверки и необходимого редактирования. Затем материалы прочитывались вице-президентом и президентом и в случае одобрения публиковались. Карл Адамс, руководивший писательским отделом в 1965 году (когда я вошел в состав Руководящего совета), объяснил мне, что президент предоставил отделу значительную свободу в переработке таких материалов. Однако он указал на одно исключение, а именно: «все от брата Френца должно считаться готовым к опубликованию, не нуждающимся в исправлениях».
Тем не менее, здесь мог употребить свою власть президент. Например, в 1967 году президент Норр разослал Карлу Адамсу, Эду Данлэпу и мне копии статьи «Вопросы читателей», подготовленной и представленной для публикации Фредом Френцем29. Только за год до этого вышла книга Френца, где говорилось, что 1975 год обозначит конец 6 000-летней истории человечества. Уподобляя эти 6 000 лет шести дням, он писал:
Итак, всего через несколько лет жизни нашего поколения мы достигнем того, что Бог Иегова может назвать седьмым днем существования человека.
Стр. 43
Насколько уместным было бы, если бы Бог Иегова сделал этот грядущий седьмой день субботой, временем отдыха и покоя, великой благодатной субботой для провозглашения свободы по всей земле для всех ее обитателей! Для человечества это было бы как нельзя вовремя. Для Бога это тоже вполне подходило бы, ибо вспомните: то, что описано в последней книге Священной Библии как тысячелетнее Царство Христа, у человечества еще впереди. Иисус Христос, будучи на земле девятнадцать столетий назад, пророчески сказал о Себе: «Ибо Сын человеческий — Господин субботы» (Матфея 12:8). Eсли бы Царство Иисуса Христа, «Господина субботы», совпало с седьмым тысячелетием существования человечества, то это не было бы простой случайностью, но свершилось бы согласно любящему замыслу Бога30.
Это утверждение породило такое радостное волнение среди Свидетелей Иеговы, какого не наблюдалось в течение нескольких десятилетий. Поднялась невероятная волна ожидания, намного превосходившая ощущения приближения конца, испытанные мною и другими людьми в начале 1940-х годов.
Вот почему мы так изумились, увидев, что в статье «Вопросы читателей», подготовленной теперь Фредом Френцем, говорилось, что конец 6 000-летнего периода придет на самом деле на год раньше срока, указанного в только что изданной книге, а именно, в 1974, а не в 1975 году. Как рассказывал Норр Карлу Адамсу, получив этот материал, он пошел к Фреду Френцу и спросил, чем вызвана такая внезапная перемена. Френц ответил с определенностью: «Просто так оно и есть. Это 1974 год».
Норру такая перемена показалась странной, поэтому он послал нам троим копии статьи с просьбой представить личные соображения. Аргументы вице-президента почти полностью были основаны на употреблении количественного и порядкового числительных в рассказе о потопе в Бытие 7:6, 11 («шестьсот лет», «шестисотый год»). С помощью этих аргументов автор пытался доказать, что отсчет времени в новой книге был смещен на год по отношению ко времени потопа, что нужно было добавить еще год, и в результате конец 6 000 лет наступает годом раньше, в 1974, а не в 1975 году.
Каждый из нас троих написал, что материал публиковать не следует, что он произведет сильное беспокойство среди братьев31. Президент, по всей видимости, согласился, поскольку статья вице-президента опубликована не была. Но подобное происходило чрезвычайно редко.
Именно во время президентства Норра термин «руководящий совет» начал употребляться довольно часто32. В литературе такой совет стал ассоциироваться с Советом директоров Общества Сторожевой башни. В книге «Пригодные быть служителями» [Qualified to be Ministers, англ.], изданной Обществом в 1955 году, на с. 381 говорится:
В течение лет, прошедших с момента пришествия Господа в свой храм, видимый руководящий совет тесно отождествлялся с советом директоров этой корпорации.
Таким образом, семь членов Совета директоров считались семью членами «руководящего совета». В действительности их положение мало отличалось от положения директоров во время президентства Рассела и Рутерфорда.
Марли Коул, Свидетель, написавший (в тесном сотрудничестве с Обществом) книгу под названием «Свидетели Иеговы — Общество Нового мира», также говорит об этом33. В главе под названием «Внутренний бунт» он сначала описывает противоречия между Рутерфордом и Советом директоров в 1917 году:
Четверо директоров желали реорганизации… Положение дел было таким, что президент представлял собой административную власть. Он не советовался с ними. Он говорил им о том, что происходило, только после того, как все уже было сделано. Он ставил их в положение советников по официальным делам корпорации.
Рутерфорд не скрывал, что один возглавляет все. Точно так же до него работал Пастор [Рассел]. Пастор принимал решения, Пастор издавал административные указания без предварительного разрешения Совета.
Далее в примечании Коул утверждает:
То, что президент Общества продолжал пользоваться такой неограниченной свободой, можно видеть на следующем примере действий Н. X. Норра по отношению к появлению нового перевода Библии34.
Далее он цитирует «Сторожевую башню» от 15 сентября 1950 года (англ.), с. 315 и 316, где говорится, что Совет директоров узнал о существовании «Перевода нового мира» (пожалуй, одного из самых крупных дел, когда-либо предпринятых организацией) только после того, как был закончен и подготовлен к изданию перевод греческой части Писания.
Вплоть до 1971 года, когда была произнесена речь о «хвосте, виляющем собакой», Совет директоров собирался не регулярно, а только тогда, когда президент видел в этом необходимость. Иногда между заседаниями Совета проходили месяцы, а на повестку дня таких заседаний выносились, по всей видимости, вопросы по делам корпорации: о покупке имущества или нового оборудования. Как правило, они ничего не могли сказать о том, какой материал о Писании будет опубликован, да никто и не искал их одобрения.
Вице-президент ясно засвидетельствовал это перед судом в Шотландии в 1954 году, известным как дело Уолша. Когда ему задали вопрос о том, что происходило, если доктрина подвергалась значительным изменениям, и необходимо ли было для этого одобрение Совета директоров, вице-президент ответил так (в пo soon. \n\nDo you want to open it from the server?'))window.location='http://studopedia.ru/pravo.php?n=12&id=50004'">Опубликованный материал нарушает авторские права?.