Английская школа живописи XVIII века

В то время как многие национальные школы живописи переживали расцвет, английская находилась в зависимом от чужеземных мастеров положении. Только в 18 веке в английской живописи появляются крупные художники. В период с 1730- х годов и до 1830 года английская национальная школа живописи и особенно графики вносит заметный вклад в художественную культуру Европы в трех областях - портрете, карикатуре и пейзаже. В отличие от Франции, английское портретное искусство не знало резкого конфликта «парика и лысины». В английской живопси совершенно не привился приподнято-риторический язык барочного искусства. Голландские буржуазные вкусы, утвердившиеся в Англии вместе с королем Вильгельмом II- м, пережитки собственных пуританских традиций сообщали даже придворным портретам начала века суровость и сдержанность. Родоначальником нового английского искусства был Уильям Хогарт, первый худохник – профессионал, сделавший свое искусство актуальным.

Уильям Хогарт (1697-1764) создал множество гравюр. Идея Просвещения о разумно устройстве общества и о необходимости борьбы с препятствиями на пути общественного прогресса не обошла внимание и работы мастера на нравоучительные темы. В 1732 году вышла в свет «Карьера проститутки», сразу получившая известность, затем цикл из 8 листов «Карьера мота». Через 10 лет Хогарт создает самый известный цикл «Модный брак», состоящий из 6 картин. Один из последних циклов – «Парламентские выборы», составленные из 4 – х картин, отличающих сатирической остротой и смелой живописью.

Хогарта пользовались таким спросом, что попадали в самые отдаленные уголки не только Англии, но и континентальной Европы.

В 1757 году Хогарт стал придворным живописцем. Хогарт строит композицию соответственно общей драматургической концепции. Каждая из его картин трактуется художником как сцена, открытая для зрителя. Основные герои располагаются на переднем плане, глубина пространства ограничена, действие развернуто параллельно плоскости картины. Хогарт сдвигает композиционный центр относительно центральной оси, что соответствовало открытого им принципу «линии красоты», выдвинутом в трактате «Анализ красоты» 1753 года. В своих картинах Хогарт стремится к обличению социальных ему порядков в Англии. Таков его «Марш в Финчли»: художник показывает, как через окраину Лондона проходят полки, направляясь к месту сбора, чтобы выступить против высадившихся в Англии сторонников свергнутых Стюартов. При этом художник подчеркивает сумятицу и неразбериху среди солдат, общую дезорганизованность. Портреты Хогарта составляют важную часть его творческого наследства. Он пишет так называемые «разговорные картины», в которых персонажи связаны общим сюжетом.

Портреты Хогарта составляют важную часть его творческого наследия, среди лучших - «Продавщица креветок», созданная в начале 60- х годов.

Джошуа Рейнольдс (1723-1792) сын пастора, прошедший солидную выучку в Англии и проходивший стажировку в Италии, был одним из самых образованных людей своего времени. Он принимал активное участие в политической жизни, стал первым президентом Британской академии художеств, видным политическим деятелем, хозяином модного аристократического салона, внес в традиционный жанр портрета психологическую характеристику личности. Используя аллегорическую форму, художник создает вполне реалистические портреты, подчеркивая личностные качества, богатство духовного мира. Рейнолдс стремился реформировать аристократическую традицию барочного портрета на основе буржуазных идей, сочетая экспрессию с декоративностью. Рейнолдс любил изображать свои модели с применением аллегорий.

Полной противоложностью образованному и склонному к публичности Рейнолдсу был Томас Гейнсборо (1727-1788). Сын текстильного фабриканта, не склонный к интеллектуальным занятиям, не любивший городскую жизнь, консервативно настроенный, он работал главным образом в атмосфере провинции. Искусство Гейнсборо эмоционально, лирично. Гейнсборо особо удавались женские портреты. У него встречается своеобычный вид портрета, ограничивающий изображение туманным образом в зеркале. Очень часты у художника парные портреты, где изображенные подчинены общему настроению. Природа у Гейнсборо всегда погружена в мерцающий розовато – лиловыми и фиолетовыми тонами туман, она наделена чуствами самого художника, меланхоличного и печального. Гейнсборо передает не облик природы, а настроения от ее лицезрения, создавая лирический пейзаж. Самая знаменитая картина Гейнсборо «Голубой мальчик»

 

Ампир

В начале века в архитектуре господствует ампир - художественный стиль, созданный во Франции в эпоху установления империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки стиля Империи небольшие – от конца правления Директории 1799 года до реставрации во Франции власти Бурбонов в 1815 году. Наполеон стремился к тому, чтобы время его правления сравнивали с правлением римских императоров. Основными источниками творческого вдохновения для ампира стало искусство императорского Рима, а после похода в Египет 1798 – 1799 годов также элементы культуры Древнего Египта.

Ампир строил композицию зданий на контрасте поля поверхности стены, мебели и узких орнаментальных поясов в местах, подчеркивающих конструкцию.Если для классицизма были характерны мягкие, априглушенные цвета, то для ампира красные, синие, белый с золотым.

В античности ампир черпал, одной стороны, монументальность, лаконизм, а с другой – идею утверждения имперского величия через посредство многочисленных атрибутов и символов. Широкое распространение в архитектуре получили массивные портики дорического и тосканского ордера, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, а декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой главным образом римского происхождения (ликторские связки, пучки стрел, легионерские знаки с орлами, доспехи, венки, геральдические орлы и т.п.). Пластические особенности древнеегипетского искусства подсказали мастерам ампира активное использование больших нерасчлененных поверхностей стен, геометрическую правильность цельных объемов зданий, массивность пилонов и колонн. Мастера ампира прибегали к мотивам древнеегипетских орнаментов и символов, среди которых ведущее место отводилось изображениям сфинксов. Для ампира характерны такие новшества, как усиление градообразующей роли фасадов зданий. В императорский период во Франции широкое распространение получили заимствования архитектурных типов и форм древности (триумфальные арки, обелиски, колонны) и мотивов декора интерьера (рельефы по мотивам древнеегипетских, помпеянских росписей). Декоративные вазы, напоминающие греческие или этрусские образцы. Мебель Франсуа Жакоба с использованием сочетания дерева и золоченного бронзового декора и т.д. Ампир служит репрезентации власти такими компонентами интерьера, как затянутые драпирквками стены, балдахины, монументальные кровати, затканная золотом обивка мебели, украшенные бронзой массивные зеркала. Монолитные кубической формы шкафы, появаляется короткая кушетка с высоким, плавно изогнутым изголовьем – т.н. «рекамье», маленькие круглые столы на одной ножке. Излюбленным материалом остается красное дерево, но оно трудно поддается резьбе, поэтому и используют бронозовые накладки.

Живопись представлена во Франции Жан Огюстом Домиником Энгром (1780 – 1867 гг.). Ученик Давида, Энгр в юности был музыкантом. Даже выступал как солись. В 1806 – 1824 годах жил и работал в Италии. В 1834 году был назначен директором Французской Академии. Создавал картины на литературные и мифологические сюжеты, среди которых «Юпитер и Антиопа», Апофеоз Гомера». Портреты Энгра отличает точность наблюдений, глубина психологической характеристики («Мадам Девосс»). Особую роль в творчестве Энгра играл гибкий, линейный рисунок.

Присущая армпиру регламенированность исключила возникновение национальных школ, враждебен народным традициям. Ни одни из стран, которую присоединил к своей империи Наполерн, не переняла у Франции новый стиль, кроме России – победительницы.