Искусство раннего средневековья

Лекции к курсу искусство западной Европы

1. Искусство раннего средневековья

2. Романский стиль

3. Готика

4. Искусство проторенессанса.

5. Искусство раннего Возрождения

6. Искусство высокого Ренессанса

7. Венецианская школа живописи

8. Искусство Северного Возрождения

9. Маньеризм

10. Национальные художественные школы барокко

11. Искусство французского классицизма

12. Голландское искусство XVII века

13. Французское искусство XVIII века.

14. Английская школа живописи XVIII в.

15. Ампир

16. Романтизм в европейском искусстве

17. Реализм в европейском искусстве XIX века

 

Искусство раннего средневековья

В то время как Византия устояла под ударами варваров, западная часть империи пала. Германские племена вторглись в Италию, разорили Рим. На огромном пространстве Восточной Европы распространяется «звериный стиль», для которого характерна патетика и драматичность. Гробницы вождей наполнены множеством ювелирных украшений.

В середине первого тысячелетия в Европе античность еще не стала основой дальнейшего развития искусства, но со времени образования в конце V века Франкского государства потребность в усвоении классического наследия стала возрастать. В конце VIII века началось Каролингское Возрождение. Через полтора века германские императоры Оттоны в X веке вновь пытаются возродить Римскую империю. Но времена были дркгие. Оттоны выдерживали натиск славян и мадьяр на Востоке. Суровый дух эпохи, грубость нравов определяли характер искусства.

В период «темных веков» происходят коренные изменения в «системе мира искусств». Варвары обрушивали свои удары на города, в реузльтате аграризации и дезуарбанизации прекращается возведение свойственных для римской архитектуры мостов, дорог, виадуков. Камень выходит из употребления, основным материалом для строительства становится дерево. Для нужд христианского богослужения перестравиваются римские базилики.

На смену позднеантичному мисесису, натурализму и иллюзионизму приходит символизм. Уже в катакомбной живописи происходит отказ от иллюстративного и декоративного принципов позднеантичной живописи: все изображение имеет скрытый смысл и не может быть принято в своей данности. Ведь христианский Бог находится вне пространства и времени, поэтому неизобразим привычными для античного искусства средствами. Первыми символами искусства становится виноградная лоза, куст или кисть, символдизирующие кровь Христа, хлеб – симол плоти Христа, якорь – символ спасения, павлин – бессмертия, чаша с водой - крещение, голубь – символ Духа святого, роза – символ Девы Марии.