И Эволюция, - Человек, в учении Пифагора.

В последнем анализе человеческое тело сводится к клеточкам, а человечество - к социальной молекуле, которая представляет собою человека; мир сводится к звезде, а вселенная - к миру, то есть солнечной системе (солнце, планеты и их спутники). Но клеточка, человечество, звезда, мир и вселенная - суть только разновидности (октавы) неизменного Единства. Мы видим, что клеточки, группируясь, составляют орган, а органы, группируясь последовательно, образуют систему (аппарата), эти же в свою очередь, в соединении, представляют индивидуум. Индивидуум: Клеточка,

Орган,

Система.

Вот прогрессия, составляющая человека, в смысле физическом. Но этот индивидуум есть не что иное, как клеточка человечества. Закон Природы настолько последователен, что мы находим его неизменно везде, несмотря на все разнообразие природы. Человек, группируясь, образует семью; соединение многих семей составляет племя; соединенные же племена образуют нацию, отражение человечества. Нация:

Человек, Семья,

Племя.

Но человечество, в сущности, животная клеточка; оно представляет одну из ступеней царств, находящихся на планете. Взгляните, как спутники окружают планеты, а планеты окружают солнца, образуя миры; миры же, в свою очередь, составляют только клеточки вселенной и отмечают огненными чертами вечные и неизменные законы природы в беспредельных пространствах. Повсюду обнаруживается таинственный прогресс; это - постепенный переход низшего единства в единство высшее. Эта всеобщая последовательность 1 начинается с атома и возвышается до звезды, мира и Первоначального Единства, вокруг которого тяготеют миры. 1 "Senation" - то есть ряд серий, термин, употребляемый Луи Люка- сом. Все аналогично: закон, управляющий мирами, управляет также и насекомым. Изучить способ образования органа из клеточек - то же, что изучить, как особи, группируясь, образуют семью - этот орган человечества. Изучить образование особи из органов, значит познать образование мира планетными системами, и нации - племенами. Словом, узнать устройство человека из органов, есть то же, что узнать образование вселенной из миров, и человечества - из наций. Все аналогично: узнать секрет клеточки, означает узнать тайну Бога. Подобие повсюду - все во всем!

Метод аналогии выступает здесь в полном своем блеске. Если человек есть клеточка человечества, то почему это последнее не может представлять из себя высшего органа одухотворенного тела, называемого землей. Почему земле не быть органом высшей особи, называемой миром, которой мозг есть солнце?

И почему этому миру, в свою очередь, не составлять низшую серию Существа Существ, Макрокосма, особи которого есть миры. Таковы предположения, восставшие, в виде сфинксов, перед исследователем древности, когда он, не имея достаточных познаний, чтобы погрузиться в центр центров вселенной, и не умея следовать совету Пифагора: "Дабы, воздымаясь в лучезарном эфире, в недра бессмертных, ты сделался сам Богом"- овладевал единственным прочным и известным ему орудием, кидаясь в изучение бесконечности. Но как в клеточке, так и в человеке циркулирует жизнь; откуда же она взялась?

Человеческая клеточка неподвижна в органе, но жизненный поток, движимый кровью, быстро проносится мимо нее, и она принимает от него все для себя необходимое и исполняет свое назначение; поток везде одинаков, но каждая клеточка пользуется им различно: здесь клетка железы почерпает из крови свою жизнь, а слюна, желудочный сок и желчь выделяются при ее помощи; там мускульная клеточка заимствует свою способность сокращения из того же потока, только что доставившего жизненную силу различным другим частичкам. Возможно ли, чтобы та же жизненная сила превращалась в такие различные силы, благодаря свойству разных органов. Чтобы решить этот вопрос, египтянин затворяется в лаборатории храма и изучает преломление белого луча в призме и разделение его на разные цвета спектра. Оттенки цветов зависят от толщины стекла. Этот опыт его удовлетворяет.- Он понял! - Жизнь, циркулирующая в человеке, может быть приравнена к белому лучу, а каждый из органов человека имеет свойство призмы и действует различно. Здесь орган с более плотной материей подобен основанию призмы - слабые цвета спектра применимы к его грубым выделениям. Там орган с материей высшего качества изображает вершину призмы, отражающей яркие цвета - подобно мозгу, источнику разума. Таковы основы оккультной медицины 1.

 

1 Подробности см. в "Новейшей Медицине" Луи Люкаса.

 

Откуда же берется поток жизни?

Из воздуха, который вбирает в себя кровяной шарик, чтобы передать всему организму. Но чудесное единство произведений Озириса и Изиды поразительно. Такой же поток жизненной силы охватывает всю планету, насыщая каждое из находящихся на ней существ. Человек своим дыхательным аппаратом перерабатывает жизнь земную в жизнь человеческую; в мозгу его эта жизнь превращается в мысль, в печени - в желчь и т.д. Каждое животное, растение и минерал приспосабливает земные силы к свойствам своей природы, черпая их из сокровищницы общей всем матери - земли. Решительно во всем видна математически точная аналогия с преломлением белого луча в призме. Но и сама земля не берет ли, со всем на ней находящимся, свою жизненную силу из светоносного источника, в который она погружена?

Солнце изливает обильные потоки солнечной жизни на планеты своей системы, а каждая из них преобразовывает солнечную жизнь в собственную. Земля производит жизнь земную, Сатурн - свою печальную и холодную, и тем же способом каждая из планет и их спутников. Но вот вопрос: не извлекает ли и солнце свою силу - свет, тепло и электричество - из вселенной, часть которой оно составляет?

Задавшись этим вопросом, египетский жрец, подавленный грандиозностью выводов синтеза жизни, падает ниц, исполненный благоговения. Подробности см. в "Новейшей Медицине" Луи Люкаса. Он обожает жизнь, в нем находящуюся, жизнь, данную ему землей, получившей ее от солнца, которое, в свою очередь, восприняло ее из вселенной; а вселенная извлекла из таинственного и неизреченного центра, где пребывает в вечном единении Существо Существ, Озирис-Изида. Он поклоняется Богу в самом себе, Богу земли, Богу вселенной и Богу в Боге. Теперь мы должны определить, может ли констатированная нами всюду жизнь избегнуть общих законов?

Каждое явление указывает на свое тройственное происхождение. Серии явлений, как бы велики они ни были, располагаются по указанию таинственного закона:

Мужчина - глава своей семьи - изображает активное начало, но он склоняется перед законом племени, и власть его, таким образом, становится отрицательной. Земля, притягивающая и соединяющая, в своем всеобъемлющем единении, все существа и предметы, на ней находящиеся, становится, повинуясь притяжению солнца, - из активной пассивною. Из этого мы видим серию поглощения силы низших существ высшими, а тех еще более высшими, и так до бесконечности 1. Теплота - понятие положительное, окажется отрицательной по отношению к холоду и - безразличной при умеренной температуре. Свет положителен в освещении, отрицателен в темноте и равен нулю в полутени. Электричество имеет такие же свойства в активном, пассивном и среднем. Но теплота, свет и электричество не представляют ли три оттенка чего-то высшего 2, чего положительное начало представляет теплота, свет - равновесие, а электричество - отрицательное начало?

Это - универсальная сила нашего мира.Перейдем теперь от явления физики к явлениям химии, для чего возьмем известный опыт: кислород представляет полюс движения, водород - полюс сопротивления, а азот присоединяется к тому или другому полюсу, смотря по роли, которую он играет в соединениях двух первых. То же самое относительно других тел - металлоидов и металлов. Мы повсюду находим движение окисления, бездействие оснований (щелочей) и уравновешивающее действие, представляемое азотом и его соединениями 3.

 

1 Louis Lucas, три закона движения.

2 В природе электричество - только частность, также как красный цвет в солнечном спектре. Электричество, тепло и свет - три главные проявления движения, промежуточные оттенки которых бес-конечны. (Louis Lucas).

3 Louis Lucas. - "Chimie nouvelle", стр. 282.

 

Переходя от прогрессии к прогрессии, от мира к миру, мы достигнем наивысшей степени отвлеченности и увидим Единую Силу, противопоставленную себе для творчества: в своей деятельности представляющую движение, в пассивности - вещество 1, а в равновесии производящую все то, то содержится между делимостью и единством: нескончаемое число ступеней, по которым сила восходит от твердого состояния2, до наиболее возвышенных форм разума гения и достигает, наконец, своей исходной точки - Бога, активное начало которого называется - Отцом, или Озирисом, пассивное - Сыном, или Изидой, и равновесие - причина всего, изображение Триединого, которое оно составляет - называется Духом Святым3, или Горусом.

 

1Материя представляет сопротивление; сопротивление - это сила, а так как одинаковые силы способны к сопротивлению, то материя этим самым обнаруживает свое происхождение от одного начала с движением первоначальным и элементарным. Слово "Материя" означает пассивность движения, как "сила" - его активность.

2 Материя проявляет свое существование посредством своих 3-х главных оттенков: Материя положительная, или газообразное состояние, Материя отрицательная, или твердое состояние и Материя уравновешенная, или жидкое состояние. (Прим. автора)

3 См. работы Кристиана, Элифаса Леви и в особенности Лакуриа, цитированные в "Trait. Method de Science Occulte".

 

 

мы овладели одним из величайших секретов Святилища, ключом всех Чудес прошедших, настоящих и будущих времен; познали деятеля всюду единого, но с различными названиями: Телесм - Гермеса, Змей - Моисея и Индусов, Азот - алхимиков, Астральный свет - мартинистов и Элифаса Леви, Магнетизм - Месмера и , наконец, Движение - Луи Люкаса, открывшего три закона, им руководящее, с применением их к современным положительным наукам. Мы знаем уже разные изменения, вследствие которых этот всеобщий двигатель (агент) сообщает жизнь каждому существу, а теперь займемся его развитием, или эволюцией. Это кругообращение будет следовать в общем трем фазисам: В первом видоизменении, пассивное начало преодолевает активное, и в результате появляется материализация, удаление от Единицы ко множеству1.1 См. "Eureka" Эдгара По и "Chimie neuvelle"L. Lucas. Во втором фазисе, активное и пассивное уравновешены, и являются Иерархия и серии; низшие члены тяготеют к высшему. В третьем - активное преобладает над пассивным, и совершается переход множества к единству, или спиритуализация.

1. Инволюция, или прогрессивная материализация;

2. Равновесие.

3. Эволюция, или прогрессивная спиритуализация.

Таковы три закона движения. Из таинственного центра, заключающего в себе невыразимое и необъяснимое - Эн Соф или Парабрам- в бесконечность исходит сила. Эта сложная сила - активно-пассивная, также как и образовавшая ее единая сила, производит различное действие, сообразно тому, активное или пассивное начало будет преобладать в явлении. Сила удаляется от единицы, чтобы проникнуть во множество, в разделение; таким образом, в этот момент пассивность - производитель множества - преобладает. Произведение преимущественно пассивно, вещественно; сила материализуется. Разум постепенно сбрасывает кору и освобождается от оболочек, которые представляют сначала состояние материи, близкое к сущности, - материю лучистую. В этот момент масса, громадная по понятиям людей и ничтожная для вечности, проносится в пространство. На планетах меньших из миров устанавливаются подзорные трубы, и с высоты обсерваторий раздается известие: Комета пересекает нашу систему.На планетах более значительных бессмертные падают ниц и поклоняются божественному светилу, совершающему жертвоприношение, которое должно возродить единство. И они восклицают: Дух Божий пересекает наш мир.Между тем, чем значительнее удаление массы от Единицы, тем значительнее ее материализация. Газообразное вещество появляется, наполняя в большом количестве массу и задерживая ее течение в известном пространстве. Ученый возвещает людям о таком облаке - зарождении планетной системы, бессмертные же понимают его, как проявление Бога. Появилось наиболее пассивное состояние, зародилось плотное скопление, вместе с тем сила активная постепенно выделяется и уравновешивает силу пассивную. Жизнь сосредоточивается в центре системы, в солнце, сообщая ее планетам тем большее влияние, чем они менее удалены и менее материальны, равно как и солнце получает влияние более действительное, чем оно ближе к Началу Жизни, откуда само происходит. Постепенно сила активная окончательно берет верх над пассивной: планеты группируются вокруг перевешивающего центра; живое существо, называемое миром, получило начало, медленно организуясь в стремлении к Единице, от которой отделилось. На каждой планете повторяется однообразно закон, давший начало миру. Солнце производит на планеты то же действие, какому подвергалось само чрез влияние Единой Жизни. Чем планета отдаленнее, тем она материальнее. Переходя из лучистого в газообразное и, наконец, жидкое состояние, она проявляет значительные скопления жидких масс в своих недрах, где начинают образовываться материки. Затем происходит передвижение планет к солнцу, и организуется планетная жизнь. И здесь активная жизнь преодолевает материальную - пассивную. Нарождающиеся на планете произведения следуют тем же изменениям, которые она перешла, под влиянием солнца. Материки, при отвердении, сосредоточивают в . своих недрах жар, вначале служивший для образования планеты. Эта земная жизненная сила, происходящая из солнечной силы, производит свое действие на землю, развивая первоначальные жизненные частицы, а с ними более грубые металлы. Точно так же, как вновь образованный мир развивается, стремясь к жизни вселенной и создавая себе душу 1, вместе со всеми заключающимися в нем планетными душами; как всякая планета развивается к жизни своего мира, создавая свою планетную душу, вместе с душами, заключаемыми ею в себе, - таким же точно образом и металл, первый член жизни на планете, развивает, через свои различные возрасты, душу к душе земли. Этот металл, вначале низшего качества, совершенствуется и приобретает способность сосредоточивать в себе все большую активную силу, так что, по прошествии нескольких тысячелетий, жизнь, циркулировавшая в свинце, вращается уже в массе золота 2- солнца металлов - и действует на них так же, как наше солнце на земной шар. Тот же прогресс жизни происходит в царстве растительном, которое через сотни тысяч лет производит самое лучшее свое творение - человека, составляющего солнце животного царства, как золото есть солнце металлов - царства ископаемого. 1 Для разъяснения этого раздела нужно пересмотреть создание человеческой души. (Прим, автора) 2 Это фундамент алхимических доктрин. Смотри о том же эволюцию жизни в постепенно совершенствующихся телах, по закону индусов - Карма. (Прим, автора) Закон прогресса повторяется в человеке, как и во всей природе; но здесь следует представить некоторые соображения относительно аналогий прогресса. Надо иметь в виду, что в минуту нарождения нового мира существовали уже другие миры, прошедшие известную степень эволюции к Единству; следователь- но, миры более или менее старые. Такое же различие лет существует между планетами - различие времени их образования, так что на одной сформировалось лишь царство ископаемое, в то время как на другой появилось уже царство животное, а на еще более старых - человек. Так же, как есть планеты разных возрастов, есть и материки, образовавшиеся раньше или позже. Каждый материк увенчан расою людей, как и каждый мир освещен солнцем. Так как прогресс свойствен и человеку, в момент появления второй расы, на втором материке, созданном эволюцией планеты, - первая раса, на первом материке, достигает уже полного своего умственного развития, тогда как вторая находится еще в диком, животном состоянии 1.

 

 

1 См. "La Mis, des Juifs" и les doctr. philos. de la Science esoterique repandues par la Societe Theosophique dout I'organe est le "Lotus", a Paris.

 

То же самое мы видим и в семье. Прадед, достигший во всем опытности, удручен старостью, а новорожденный внук, полный сил, ничего не смыслит; между ними стоят возмужалый отец и начинающий стариться дед.

Дитя, отец, дед и прадед могут служить примером аналогичных степеней развития всей природы. Все существа, без исключения, согласно новейшим исследованиям,- состоят из трех частей: тела, жизни, или духа и души. Эволюция тела производит жизнь, а эволюция жизни - дух. Проверим эти данные, применив их к человеку. Каждый материк увенчивается высшим пределом материальной эволюции - расою людей. Человек состоит из трех частей: живота, груди и головы, а к ним прилегают другие органы: живот служит производителем тела, грудь производителем жизни, а голова - духа. Цель существа, созданного природой: производить силу высшую, чем им полученная.Минерал должен преобразовать свою земную жизнь в растительную; растительная жизнь должна преобразиться в животную, а животная - в человеческую. Жизнь дана человеку для преобразования ее в субстанцию более возвышенную - душу. Душа же является результатом и целью всей этой эволюции 1. 1 "Душа есть оригинальное создание, принадлежащее нам как собственность и стремящееся к вечности сущностью своей ответственности." (L. Lucas. "Medecine nouvelle", стр. 33). "Звук, представляющий жизненную силу, в своей крайней разде-ленности производит тональность, откуда происходит общий эффект или душа со своей специальной и относительной силой. Оркестр есть материальный орган со всеми своими сложными аппаратами (инструментами). Их звуки - гармония, их бесконечные сочетания - это игра жизненных сил, это ткань тепа, из которого созидается и воздвигается душа, как из тональности создается окончательное и результатное чувство. Таким образом, общая тональность чужда инстрменту, инертному самому по себе, и скрещивающимся гармоническим сочетаниям, присущим игре: вот что составляет душу концерта и т. д. "(Там же). Цель человека, прежде всего, состоит в том, чтобы развивать свою душу, находящуюся в нем в зародыше, и если для этого недостаточно одного существования, то душа материализуется несколько раз 2. 2 Читая различных авторов, которые трактуют о душе, следует остерегаться ошибки в смысле, который они придают этому слову. Одни называют душою то, что я здесь называю жизнью или духом, а духом называют 3-й член, который я называю душою. Мысль везде одна и та же, изменяется только термин. Мысль эта, скрытая в посвящениях от профанов, встречается у всех авторов, проникших в глубину познаний законов природы. Это, в настоящее время, один из самых главных пунктов тайного учения Буддизма; но древние писатели, в том числе и европейские, знали об этом. "Бог - посредством внутреннего познания абсолютного, которое является его сущностью,- непрерывно отождествляет своим познанием существо, соответствующее ему в его абсолютной сущности. Таким образом, очевидно, что Бог непрерывно занимается созданием самого себя или своим бессмертием, а так как человек сотворен по образу Божию, то таким же способом должен приобретать свое бессмертие, занимаясь созданием самого себя, посредством открытия сущности абсолютного, т.е. тех же самых условий истины". 1 1 Wronski. ""Lettre au pape.". См. список сочинений Вронского в брошюре "I'Occultisme contemporain". Фабр д'Оливе, в замечательном своем изложении учения Пифагора, делает краткие выводы из древней психологии. Стоит его прочесть и сличить с тайным учением Буддизма, чтобы догадаться, что оно составляло самые главные секреты святилища. Вот его содержание: "Пифагор признавал две двигательные силы поступков: могущество воли и предопределение судьбы; он подчиняет их основному закону, называемому провидением, из которого они равномерно проистекают. Первая из этих сил свободна, вторая принудительна; так что в человеке находятся два рода противоположных свойств: дурные и хорошие, в зависимости от преобладания которых совершаются его поступки. Сила воли влияет на поступки и будущность, а предопределение судьбы - на то, что было сделано, причем одна поддерживает другую, пользуясь материалами взаимно доставляемыми. Согласно взгляду этого замечательного философа, из прошедшего истекает будущее, из будущего прошедшее, а из союза обоих происходит настоящее - теперь существующее, из которого они в свою очередь, берут начало. Идея более глубокая, чем та, которой придерживались стоики. Согласно этому учению, свобода господствует над будущностью; необходимость - над прошедшим, а провидение - над настоящим. Ничто из существующего не происходит случайно, но следует основному закону, исходящему от провидения, в соединении с волей человека, который повинуется ему или его нарушает, действуя по необходимости. Согласие воли с провидением производит добро, а зло происходит от их несогласия (противоречия). Человек, по своему назначению на земле, выделяется тремя свойствами, приноровленными к трем частям его существа и повинующимися его воле". Первое, принадлежащее телу, - инстинкт; второе, присущее душе, - истина; третье, свойственное разуму, - мудрость. Эти три свойства, наполняются особым смыслом при воздействии воли, так как при злоупотреблении вырождаются в зверство, пороки и невежество. Инстинкт ощущает добро и зло физическое, происходящее от чувствования; добродетель сознает нравственные достоинства и недостатки, существующие в представлениях, а сознание судит о добре и зле умственных, происходящих от согласия. Как ощущение добро и зло называются удовольствием или страданием; как чувство - любовью или ненавистью, а как согласие или несогласие с волей провидения - истиной или заблуждением. Эти чувства тела, души и духа, составляют тернер, который, развиваясь, при помощи относительного единения, образует человеческий кватернер или человека.6 рассматриваемого отвлеченно. Свойства, составляющие тернер, содействуют и противодействуют одно другому, разъясняются или затемняются взаимно, а единица собирательная, т.е. человек, совершенствуется или деградирует по мере того, склонны ли они соединиться с мировой Единицей или отдалиться от нее. Способ соединения или отделения, приближения или удаления, зависит вполне от воли, которая, управляя свойствами тела, души и разума, совершенствуется или коснеет, делает человека добродетельным или порочным, ученым или невеждой, способным действовать с большей или меньшей энергией, обсуждать предметы с большей или меньшей правильностью, оценивая в них полезное, прекрасное и справедливое, в ощу- щениях, понятиях и согласии; видеть яснее добро и зло и не ошибаться в познании истинного наслажлдения или страдания, любви и ненависти, истины и заблуждения. Человек, в соответствии с вышеприведенным мнением Пифагора, поставленный в зависимость от провидения, между прошедшим и будущим, одаренный свободной волей и предающийся добру и злу совершенно произвольно, человек этот, повторяю, должен сознавать источник несчастий, испытываемых им, и не обвиняя провидения, наделяющего благами и страданиями каждого, согласно его прежним поступкам, должен сознаться в сделанных им ошибках и нести неизбежную кару. Пифагор признавал несколько последовательных существований и утверждал, что настоящее, которое нас поражает, и будущее, которое нам грозит, есть последствия ошибок предшествовавших существований. Он говорил, что люди теряют сознание своего прежнего существования, но что он сохранил о том воспоминание, благодаря особой милости Богов. Итак, согласно его учению, неизбежная судьба, на которую человек всегда жалуется, постигает его по собственной воле; он идет вперед по намеченной самим себе дороге и, поступая хорошо или дурно, облегчает или затрудняет себе шествие, для вторичного пути". 1 1 Fabre d'Olivet " Vers dores", стр. 219 и 251. Прилагаю здесь таблицу, представляющую всю эту систему. Я старался в ней как можно понятнее изложить дело, и если в чем окажется неясность, то ее легко исправить, соотнесясь с текстом.. Левая сторона таблицы представляет правила положительные, обозначенные знаком плюс (+), правая - правила отрицательные, со знаком минус (-), а средняя - правила уравновешенные, со знаком (оо) (стр. 75).

Далее изображена схема человеческого тернера: душа, разум, тело, и их проявления, означенные знаками.

Поучения в храмах ограничивались преимущественно познанием общей силы в различных ее проявлениях. Изучая вначале природу живущую, природу явлений и следствий, кандидат на посвящение в таинства учился наукам физическсилы в различных ее проявлениях. Изучая вначале природу живущую, природу явлений и следствий, кандидат на посвящение в таинства учился наукам физическим и естественным. Когда он удостоверялся, что все действия зависят от одинаковых причин, когда выводил для множества фактов закон, посвящение в тайны открывало ему мир причин. Вникая в изучение природы оживляющей, он видел те же законы в разных применениях. Знание жизни миров и вселенной давало ему ключ к астро-логии, а изучение земной жизни - ключ к алхимии. Возвышаясь еще на одну степень по лестнице посвящения, ищущий находил, что в человеке соединены две природы - оживляющая и живущая, вследствие чего убеждался в единстве силы, два полюса которой представляют двойственность натуры. Очень немногие достигали изучением и опытом высших познаний, дававших власть почти равную божественной. О существе божества, его действиях и союзе с человеком, рассказывали такие науки, как Теургия, Магия, Священная Терапевтика и Алхимия. Об их существовании кандидат узнавал, находясь во второй степени своего посвящения. В древней науке было четыре степени порядка изучения. Три из них охватывали природу оживляющую, живущую и, наконец, человеческую, служившую связью двум первым, иерограмма (священный знак) коих будет ЕВЕ - жизнь. Четвертая, изображенная в Моисеевом предании посредством первой буквы имени lEBE, соответствовала совершенно другой цепи познаний, означенных числом 10". 1

"Достоверно то, что в этом цикле цивилизации - единство человеческого рода во вселенной, единство вселенной в Боге и единство Бога в самом себе, были изучаемы не в виде суеверия первоначального, темного и обскурантического, но как сверкающий ослепительный венец четвертной цепи наук, одушевляющих биологический культ, формой которого послужил Сабеизм" 2. 1 Saint-Yves,cтp. 121. 2 Сабеизм - поклонение стихиям и звездам; по мнению некоторых авторов он является началом астрологии. (Прим, перев.) Название высшего бога этого цикла - Извара, супруга живой мудрости, оживляющей природы, Пракрити, есть то же самое, что Моисей нашел почти пятьдесят веков спустя в Халдейском предании об Абрамидах в святилищах Фив и избрал его циклическим символом своего движения - Извара-Эль, или сокращенно Израэль, разумение или царственный разум (Дух) Бога 1. 1 Saint-Yves,cтp. 99. Из вышеприведенного ясно видно, что изучение древней науки сводилось к четырем следующим отделам: