Понятие воспитания. Законы и закономерности воспитания.

Воспитание- целенаправленное систематическое управление процесса формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.( Ковалев)Осн.закономерности воспитания:Эффективность воспитания обуславливается активностью самого чел-ка(деятельностный подход)

Воспитание детерменировано культурой общества.Воспитание и обучение- взаимосвязанные процессы.Эффективность и результативность воспитания зависит от системности всех структурных элементов процесса воспитания(цели,формы,методы,средства).

Результат воспитания – самовоспитание (потребность к нему).

Законы воспитания1. Закон единства, целостности, непрерывности воспитания. Речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, волевой и физической стороне воспитанников. Воспитание должно раскрывать в ребенке позитивное, с последующим преодолением негативного в своей природе. главной задачей воспитания является «подведение» личности к сознательному отказу от насилия и от утверждения за счет других.2. Закон «золотой середины». Это значит - не ломай воли ребенка, иначе она станет рабом. Бунтующим или покорным, - но рабом. Идеал: не усмирение нашей воле, а понимание необходимости.3. Закон «золотого совпадения» - это непринужденное управления развитием детей в благотворной совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.4. Закон оптимального «закаливания» - это воспитание трудом, из-за трудностей, благодаря трудностям. Но этот закон тоже подчиняется категорическому императиву педагогики - закона «золотой середины».5. Закон «должной мотивации». Без должной мотивации нельзя добиться успехов в воспитании. Вредно заставлять воспитанников усвоить информацию, значение которой они не понимают ни умом, ни чувствами.6. Закон индивидуального подхода к воспитаннику. В практической деятельности сложными являются проблемы сочетания общих направлений, идей, целей, задач воспитания с реальными интересами воспитанников, коллектива, семьи; научного анализа теоретических основ с применением конкретных методик, мер воспитания в конкретных условиях.

10. социальные и психологические основы воспитания. воспитательные системы и концепции

Соц.-псих. уровень воспитательного процесса обусловливает воспитание в условиях отдельных соц. групп, коллективов. А. Макаренко считал коллектив основной целью и инструментом воспитания. Он утверждал, что сначала нужно создать высокоразвитый коллектив, а уже через него воспитывать личность. Целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться пед. коллектив и кот. должна насыщаться воспит. система школы.

Воспит. система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых они создаются; совместной деятельности людей, её реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы.Воспитание в коллективе и через коллектив— это центральная идея педагогической системы Макаренко. Коллектив – это не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива — «все за одного, один за всех».

Воспит. система В.А. Караковского.Караковский явл. основателем гуманистич. Воспит. системы современной массовой школы. Ведущей идеей здесь явл. ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет пед.концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции пед. воздействий, необходимости коллективного творчества. На пед.х советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

В России совр.концепции воспитания личности имеют несколько осн. направлений:-повышение роли воспит. деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;-необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и характеристика совр. концепций воспитания потребностями воспитуемой личности, общества и гос-ва;-восстановление роли государства в воспитании молодого поколения.Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности.