Экологические правоотношения. Виды, субъекты и объекты, содержание.

Правоотношение-это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.

Экологические отношения-это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения правоотношений являются юридические факты, то есть конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение правовых отношений. По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

Классификация экологических правоотношений Ерофеева по видам экологических общественных отношений:

1. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования экологопользованием, - наиболее обширная и сложная группа, включающая в себя следующие их разновидности:

а) экологические правоотношения в сфере учета природных ресурсов. Сюда включаются правоотношения по ведению экологического государственного мониторинга, земельного, лесного, водного кадастров, кадастра объектов животного мира и другие;

б) экологические правоотношения в сфере разрешительной системы экологопользования. Это правоотношения по регистрации прав на природные объекты и сделок с ними, на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере экологопользования, по лицензированию водопользования, лесопользования и другие;

в) экологические правоотношения в сфере охраны государственного режима экологического благополучия, которые выражаются в применении судебной или административной защиты прав природопользователей и государства и его органов. Например, судебное взыскание с браконьеров стоимости выловленной рыбы, стоимости причиненного незаконной порубкой леса древесины и расходов на лесовосстановление и так далее.

Особенностью правоотношений данного вида является обязательное участие в них в качестве одного из субъектов государства и его органов, которые совершают рачительные, пресекательные и восстановительные действия по обеспечению экологического благополучия в стране.

2. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы, в составе которых можно выделить:

а) правоотношения по приобретению природных объектов или определенных элементов этих объектов в собственность. Например, купля-продажа земельных участков, приватизация земель, передача государством в собственность гражданину или юридическому лицу части земельного массива с находящимися на нем природными объектами (водоемами, лесными участками и другим);

б) правоотношения по осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов;

в) правоотношения по прекращению права собственности на тот или иной природный объект, осуществляемые путем сделок купли-продажи, мены и других сделок, изъятием и принудительным выкупом нерационально используемых земель.

Особенностью этих правоотношений является то, что одной из сторон в них всегда выступает собственных земельного участка или находящихся на нем земельных ресурсов.

3. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере вещных прав на землю и природные ресурсы, которые выражаются в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, в праве постоянного пользования им, в праве ограниченного пользования (сервитута) соседним земельным участком.

экологические правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные экологические правоотношения складываются по поводу конкретных материальных объектов, находящихся под эколого-правовой охраной.

Процессуальные экологические правоотношения складываются по поводу обеспечения порядка природоохранной деятельности.

экологические правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

К числу регулятивных следует отнести экологические правоотношения, складывающиеся непосредственно в сфере осуществления природоохранительных мероприятий.

К числу же охранительных экологических правоотношений следует отнести такие, которые связаны с применением ответственности за невыполнение установленных законом правил по охране окружающей среды.

Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право-это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. Юридическая обязанность-это мера должного поведения, обеспеченная государством. Содержание прав и обязанностей зависит от состава участников правоотношения и объекта правоотношения.

Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.

Субъектами экологических правоотношений являются:

1. государство в лице компетентного органа. Конституцией РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Оно является субъектом экологических правоотношений и в случае, если природные ресурсы на законных основаниях переходят в собственность юридических или физических лиц или передаются им во владение, постоянное или временное пользование (аренду).

2. юридические лица

3. физические лица, воздействующие на природную среду с целью её потребления, использования, воспроизводства, охраны.

4. хозяйствующие субъекты-это предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, осуществляющие общее или специальное природопользование.

По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на категории:

1. природопользователи-это носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды.

2. органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды.

3. общественные объединения экологического профиля.

4. органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Субъекты экологического права наделяются экологической правосубъектностью, состоящей из 3 компонентов:

1. способность иметь права и быть носителем обязанностей в сфере природопользования и охраны природной среды.

2. способность своими действиями реализовывать данные права и обязанности

3. собственно субъективные права и обязанности, носителем которых может являться данный субъект.

Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

Объектами экологических правоотношений считаются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, лесная и иная растительность, животные и другие организмы и их генофонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Объекты экологических правоотношений подразделяются на объекты природоохранительных и имущественных отношений в сфере природопользования.

В первоочередном порядке охране подлежат природные ландшафты и комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, к ним относятся:

1. государственные природные заповедники, заказники.

2. памятники природы.

3. национальные, природные и дендрологические парки

4. ботанические сады

5. лечебно-оздоровительные местности и курорты.

6. объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное эстетическое и рекреационное значение.

7. континентальный шельф и исключительная зона РФ.

Природный объект характеризуется как составная часть природы, отличающаяся от имущества естественным характером происхождения, отсутствием стоимости как совокупности затрат общественно необходимого труда на создание объекта, нахождением в системе естественных экологических связей.

 

 

4. Эколого-правовой статус человека: понятие и виды экологических прав, право на благоприятную окружающую среду, экологические обязанности.

Экологические права человека-это это признанные и закреплённые в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой.

Бринчук классифицирует права граждан по акту, их закрепляющему, на основные, неотчуждаемые и иные. Конституция к числу основных экоправ человека и гражданина относят: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба здоровью и имуществу экоправонарушением. Иные права включают права в области природопользования и охраны ОС, закреплённые в законодательстве, например, право на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий ОС, на радиационную безопасность. По видам интересов он делит права на гражданские, политические, культурные, социальные, экономические.

По субъектам экоправа делятся на:

1. закреплённые за общим субъектом.

2. закреплённые за специальными категориями субъектов.

Центральное место в системе экоправ человека и гражданина занимает право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право естественное, принадлежит человеку от рождения.

Благоприятная окружающая среда-это ОС, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование природных и природно-антропогенных объектов. Под качеством окружающей среды понимается такое её состояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и их совокупностью. Таким образом, право на благоприятную окружающую среду-это право на окружающую среду, качественное состояние которой создаёт условия для функционирования:

1. объективно существующих частей природной среды, которые имеют пространственно-территориальные границы и в которых живые и неживые её элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ.

2. территорий, которые не подвергались изменению в результате хозяйственной и иной деятельности с сочетанием определённых типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

3. природных объектов, изменённых в результате хозяйственной и иной деятельности, и объектов, созданных человеком, со свойствами природных объектов защитного и рекреационного значения.

4. элементы природных объектов, сохранившие природные свойства.

Названные в Конституции экоправа человека и гражданина находят дальнейшую конкретизацию в отраслевых ФЗ, природоохранных и природоресурсных. Например, в ФЗ Об охране окружающей среды устанавливается право каждого на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, ЧС. В этом же законе речь идёт о иных экоправах гражданина:

1. создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

2. направлять обращения о получении своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране, направлять жалобы, заявления, предложения в органы госвласти РФ, субъектов, МСУ, иные организации и должностным лицам. Получать своевременные и обоснованные ответы. Оказывать этим органам содействие в решении вопросов охраны окружающей среды.

3. принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетах, референдумах, сборе подписей под петициями и в иных, не противоречащих законам акциях по вопросам охраны окружающей среды.

4. выдвигать предложения о проведении общественной экоэкспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке.

5. предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Осуществлять другие, предусмотренные законодательством права.

Экоправа общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды:

1. право разрабатывать, пропагандировать, реализовывать в установленном порядке программы в области охраны ОС, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды.

2. осуществлять и пропагандировать за счёт собственных и привлечённых средств деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экобезопасности.

3. оказывать содействие органам госвласти и МСУ в решении вопросов охраны окружающей среды.

4. организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикеты, сбор подписей под петициями, принимать участие указанных мероприятиях в соответствии с законодательство РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды, по обсуждению проектов.

5. обращаться в органы госвласти, МСУ, иные организации, к должностным лицам о получении своевременной полной, достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по её охране, об обстоятельствах и фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью, имуществу граждан.

6. участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье, имущество граждан.

7. обращаться в органы госвласти РФ, субъектов, МСУ и иные организации с жалобами, заявлениями, исками, предложениями, по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на неё. Получать своевременные обоснованные ответы.

8. организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан.

9. организовывать и проводить в установленном порядке общественную экоэкспертизу.

10. рекомендовать своих представителей для участия в проведении госэкоэкспертизы.

11. предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Субъективные экоправа закреплены не только в ФЗ Об охране окружающей среды, но и в других природоохранных и природоресурсных законодательных актах.

 

6. Право собственности на природные ресурсы: понятие, содержание, объекты, субъекты, формы, основания возникновения и прекращения.

Природные ресурсы и объекты в силу своей особой значимости, природной и хозяйственной ценности выступают как важные объекты права собственности. Особенность права собственности на землю и другие природные ресурсы в его экологической связанности. Устанавливается экологической обоснованная, юридически оформленная система условий и процедур реализации права собственности на природные ресурсы, которые обеспечивают предупреждение экорисков, запреты заведомо негативного воздействия на ОС.

Специфическое содержание конституционного права собственности на природные ресурсы и объекты:

1. определение публично-правового режима этих объектов. Вопросы природных ресурсов регулируются российским законодательством. Не существует объектов, выведенных из сферы российского законодательства.

2. установление принадлежности земли и природных ресурсов путём разграничения компетенции.

3. установление обязанностей и правомочий государства в отношении земли и природных ресурсов.

Структура любого правоотношения включает три основных элемента, а именно: объект, субъект, содержание. Применительно к экоправу это природный объект, непосредственно объект правового регулирования, и второй объект, имеющий две стороны-это интерес экопользователя в достижении своих целей, общегосударственная цель в улучшении природных объектов и в недопустимости причинения им вреда.

Объекты:

1. отдельные природные объекты-земля, недра, леса и тому подобное.

2. только те объекты, которые предусмотрены в законе.

3. объекты при условии, что они находятся в экосвязи с окружающей природной средой.

Природные объекты должны находиться в пределах госграниц РФ, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ.

Содержание права собственности составляют правомочия владения, пользования, распоряжения. При этом в отношении природных ресурсов как объектов права собственности указанные правомочия реализуются особым образом.

Правомочие владения природными ресурсами проявляется как основанная на законе возможность иметь у себя данный природный ресурс, содержать его в своём хозяйстве, например, фактически обладать земельным участком, числить на своём балансе.

К праву пользования землёй и природными объектами относятся:

1. хозяйственная и иная их эксплуатация.

2. изъязвление полезных свойств.

3. использование для иных целей удовлетворения потребностей общества.

Правомочие пользования природными ресурсами выступает как возможность эксплуатации, хозяйственного и иного пользования природного ресурса путём извлечения из него полезных свойств, его потребления, например использование земельных участков для нужд сельского хозяйства, лесных участков для заготовки древесины. Правомочие распоряжения природными ресурсами означает возможность определения их юридической судьбы путём изменения их принадлежности, состояния или назначения, например, отчуждение земельных участков и иных природных объектов по договору или иным сделкам, передача земельных участков по наследству.

Характерная особенность, что право собственника на владение, пользование, распоряжение природными ресурсами дополняет возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды.

Конституционные основы права собственности на природные ресурсы устанавливаются конституционными положениями, согласно которым земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данные положения получили развитие и в ГК. Данные кодекс и ряд иных законодательных актов устанавливают также ограничения права собственности на природные ресурсы. Согласно ГК земля и другие природные ресурсы могу отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

ГК воспроизводит положения конституции относительно того, что владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются природоресурсным законодательством: земельным, водным, лесным, законодательством о недрах, животном мире.

Не все природные объекты и ресурсы могут являться объектом права собственности. Установление права собственности возможно на землю, земельные участки и их части, недра, участки недр, леса, лесные участки, насаждения, воды, водные объекты, животный мир и водные биоресурсы, на особо охраняемые природные территории.

Атмосферный воздух объектом права собственности являться не может.

Субъектами права госсобственности на природные ресурсы могут быть РФ и субъекты, от их лица правомочия собственника осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов. Права муниципальной собственности осуществляют муниципальные образования и выступающие от их лица органы МСУ. Права частной собственности осуществляют физические и юридические лица.

Также субъектом экоправа выделяют народы России, которые проживают на соответствующей территории, где земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизнедеятельности. Конституция РФ объявляет землю и другие природные ресурсы основой жизнидеятельности этих народов.

Земля.

В государственной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами, право госсобственности, федеральной и субъектов, на которые возникло в результате её разграничения, приобретённые по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами, законами субъектов, право муниципальной собственности на которые возникло в результате её разграничения, приобретённые по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

К федеральным земельным участкам относятся участки для нужд обороны и безопасности страны, занятые энергетическими, транспортными, космическими объектами, земельные участки заповедников, национальных парков, особо охраняемых территорий федерального значения.

Недра.

В госфонд недр РФ входят все недра в пределах границ РФ. В муниципальной и частной собственности могут быть только добытые из недр полезные ископаемые.