Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.

1. Деизм- направление в философии, сторонники которого до­пускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влия­ние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как

против персонификации Бога (наделения Его личностными черта­ми), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадле­жали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

2. Вольтер(наст. фамилия — Аруэ) Франсуа(1694 —- 1778) — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:

• страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказыва­ние: "Раздавите гадину!");

• считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория ипрактика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;

• видел необходимость в признании существования Бога с мо­рально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддержи­вать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;

• в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;

• выступал за гуманное отношение к простому народу и ува­жение его прав, однако идеалом государства считал абсо­лютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"),а также вел переписку с рядом "просвещенных" монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства. 3. Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье(1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:

• выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя, но от­вергал Его возможность вмешиваться в дела людей и про­цессы природы;

• видел в Боге средство для поддержания порядка и воспита­ния нравственности;

• отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих во­просах) и подавление человеческой инициативы;

• считал, что история делается людьми, а не в силу Божестве­нного предопределения;

• видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к дес-

потизму, северные с холодным климатом — к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);

• считал, что до появления государства существовало "естествен­ное состояние", где люди беспрепятственно проявляли Свои ин­стинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с дру­гом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе "общественного договора",который предусматривал взаимное признание прав и обязанно­стей друг друга и возникновение публичной власти;

• выдвинул идею "разделения властей"— то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного фун­кционирования и предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;

• выступал за верховенство закона.

Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство сов­ременных демократических государств:

• идея приоритета закона;

• идея разделения властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную.

4. Жан Жак Руссо(1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций рево­люционной демократии.

В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:

• видел в Боге мировую волю и мировой разум;

• считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;

• считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной

души;

• был убежден, что человек не в силах до конца познать мир

(в частности, сущностей вещей и явлений);

• выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;

• был сторонником эмпирического (опытного) познания;

• считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;

обосновал право народа на восстание(угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть

паразитирующее меньшинство и властителя и создать обще­ство по собственному усмотрению);

• в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, не­обходимых для жизни (но не для обогащения);

• власть должна осуществляться не через парламент, а гражда­нами — непосредственно через собрания, сходы,

• в будущем государстве должна быть применена принципи­ально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового об­щества — на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетер­пимости к религии и деспотизму, владеющих профессией И понимающих ведущие науки.

5. Этьенн Кондильяк(1715 - 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследова­нию проблем познания (гносеологии). Можно выделить сле­дующие основополагающие идеи его философии:

• мир познаваем;

• человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, ор­ганов чувств);

• окружающий мир является источником всех знаний;

• в основе познания лежит чувственное восприятие (отраже­ние органами чувств окружающей действительности в разуме человека);

• самостоятельного познания разумом без участия чувственно­го восприятия не существует.