II. Методические основы обеспечения психологического здоровья младших школьников
2.1. Диагностическая программа для определения уровня психологического здоровья младших школьников
В экспериментальной работе, состоящей из трех этапов – констатирующего, формирующего (коррекционно-развивающая программа) и контрольного, приняли участие 20 детей – 12 девочек и 8 мальчиков. После проведения диагностической программы респонденты были разделены на 2 группы – экспериментальную и контрольную по 10 человек в каждой. В первой группе были проведены все 3 этапа, а во второй – констатирующий и контрольный этапы .
На основе выделенных нами показателей психологического здоровья была построена программа диагностики. Диагностическая программа направлена на изучение особенностей психологического здоровья и состоит из пяти психологических методик:
1. «Домики»;
2. «Цветовой тест Люшера»;
3. «Лесенка»;
4. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен);
5. Методика Рене Жиля.
Разработанная нами диагностическая программа была использована на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.
Цель диагностической программы: изучить особенности психологического здоровья.
Таблица 1
Содержание диагностической программы
№ № | Название методики, ее автор | Цель методики |
1 1 | Домики (О.А. Орехова) | Выявление отношения ребенка к школе к школе |
2 2 | Цветовой тест Люшера (Люшер) | Определение психологического состояния и эмоциональной устойчивости |
3 3 | Лесенка (В.Г. Щур) | Определение особенностей самооценки ребенка |
4 4 | Тест тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен) | Определение уровня тревожности ребенка |
5 5 | Методика Рене Жиля | Изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими |
Ниже мы даем описание тех методик, которые были включены в диагностическую программу и использовались для определения особенностей психологического здоровья младших школьников. Непосредственно сам диагностический материал представлен в приложении.
«Домики»(Приложения 1,2)
Автор: О.А. Орехова
Цель – выявление уровня адаптации ребенка к школе
Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
«Цветовой тест Люшера»(приложение 3)
Автор: Люшер.
Цель – определение психологического состояния и эмоциональной устойчивости.
Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его (выбором), или безразличием, или отказом от него (негативной оценкой), то оно учитывается и в психодиагностике.
«Лесенка»(приложение 4)
Автор: В.Г. Щур
Цель – определение особенностей самооценки ребёнка.
Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Тест тревожности»(приложение 5)
Авторы: Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен.
Цель – определение уровня тревожности ребенка.
Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.
Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.
«Методика Рене Жиля»(приложение 6)
Автор: Рене Жиль
Цель – изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
2.2. Коррекционно-развивающая программа по обеспечению психологического здоровья младших школьников «Маленькая шумная компания» (К.Орф) (подробное описание программы дано в приложении 7)
Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Большое внимание уделяется этим вопросам, и работам в данном направлении.
“Под эмоциональными нарушениями понимается аффективные нарушения создающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром. Эмоциональные нарушения в последствии ведут к дезадаптации личности” (В.В. Лебединский, О.С. Никольская “Эмоциональные нарушения и их коррекция” – М.: 1990 г. Стр.13).
Немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”. Приобщение к музыке, по мнению К.Орфа, должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации. Значимость приобретает слово как элемент, речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-интонационное звучание. Это не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы, поговорки, детские считалки, дразнилки и т.д [29].
Идея К.Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”, по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К.Орф считает, что самое главное-атмосфера урока: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.