Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация.
В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов.
Под методами социально-экономического прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа экономических данных, внешних и внутренних связей объекта прогнозирования вывести суждения определенной достоверности относительно будущего развития данного объекта.
I. По принципу обработки информации об объекте рассматриваются следующие методы:
1. Статистические методы;
2. Методы аналогий;
3. Опережающие методы.
Статистические методы объединяют методы обработки количественной информации по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей развития и математических взаимосвязей характеристик объекта с целью получения прогнозных моделей.
Методы аналогий направлены на то, чтобы выявить сходство в закономерностях развития процессов и на этом основании строить прогнозы.
Опережающие методы прогнозирования базируются на определенных принципах обработки научно-технической информации, реализующих в прогнозе ее свойство опережать развитие объекта прогнозирования.
II. По степени формализации все методы прогнозирования можно разделить на две группы:
1. Интуитивные методы прогнозирования (методы экспертных оценок):
2. Формализованные методы прогнозирования (с учетом математической теории)
Рассмотрим особенности методов прогнозирования.
Интуитивные методы прогнозирования позволяют получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Сущность интуитивных методов прогнозирования заключается в использовании интуитивно-логического мышления человека или коллектива специалистов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
1. Интуитивные методы прогнозирования называются методами экспертных оценок. В зависимости от организации экспертной оценки различают методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.
1.1. Методы индивидуальных экспертных оценок
А) Метод «интервью», когда осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по разработке прогнозов по схеме «вопрос-ответ». Прогнозист ставит перед экспертом конкретные вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.
Б) Аналитический метод. При аналитическом методе осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются докладные записки. Данный метод предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта.
В) Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности развития процесса.
1.2. Методы коллективных экспертных оценок.
А) Метод «комиссий» заключается в формировании рабочей группы, в функции которой входит: назначение экспертов, проведение опроса, обработка материалов, анализ результатов коллективной экспертной оценки, определение дерева целей. Используемая методика представляет совокупность оценок по исследуемым проблемам в баллах. Эти оценки сводятся в таблицу, строки которой соответствуют направлениям исследования, а столбцы – порядковые номера исследователей-экспертов.
Б) Метод «Дельфи» наиболее распространенный метод экспертных оценок. Его особенности: анонимность экспертов, полный отказ от личных контактов и обсуждений, многотуровая процедура опроса экспертов путем анкетирования, обеспечение экспертов информацией.
В) Метод коллективной генерации идей включает два элемента:
- выявление вероятностных вариантов развития объекта прогнозирования;
- критическая оценка каждого варианта.
Сначала эксперты предлагают различные варианты будущего состояния объекта, затем анализируют положительные и отрицательные особенности.
2. Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов. В состав формализованных методов прогнозирования включают:
return false">ссылка скрытаА) Метод экстраполяции – это метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другую его часть. Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем тенденций экономического развития и перенесения их на будущее состояние прогнозируемого объекта.
Б) Метод трендов. Тренд – это изменение, определяющее основную тенденцию временного ряда, т.е. определение основной закономерности движения во времени, свободной от случайных величин (эволюция, старение организма и т.д.). Тренд – длительная тенденция изменения экономических показателей. При разработке моделей прогнозирования тренд оказывается основной составляющей прогнозируемого временного ряда, на которую накладываются другие составляющие.
В) Метод наименьших квадратов состоит в отыскании параметров модели тренда, минимизирующих ее отклонение от точек исходного временного ряда. Метод наименьших квадратов широко применяется в прогнозировании в силу его простоты и возможности реализации в любых условиях.
Г) Метод экономико-математического моделирования – это система формализованных соотношений, описывающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему.
Понятие «стратегическое планирование».
В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, регулирования их направления и динамики. В обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование. Разрабатываемые в стране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы и планы, являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления. Именно они позволяют организовать четкую, продуманную, всесторонне обоснованную работу по достижению поставленных перед обществом и хозяйствующими субъектами задач.
Многоаспектность планирования отражает многообразие проблем, которые решаются в процессе управления экономическим и социальным развитием общества. Являясь ведущим элементом системы управления, планирование выполняет роль инструмента реализации политики государства, его отдельных субъектов, а также собственников коммерческих организаций.
В связи с нарастанием динамизма экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, быстрым изменением конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития общества в долгосрочной перспективе, все больше возрастает на макро и микроуровне социально-экономической системы роль стратегического планирования.
Стратегическое планирование (искусство оптимального руководства) ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития государства.
Предметом науки стратегического планирования является изучение возможностей использования в практической деятельности по составлению стратегических прогнозов, проектов, программ и планов, объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка и совершенствование методологии и методики решения многообразных проблем стратегического планирования, а так же организации его осуществления.
Объект стратегического планирования – деятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, вся национальная экономика страны, с позиций их будущего состояния в ближней и долгосрочной перспективах.
В теории стратегического планирования выделяют три чрезвычайно важных аспекта.
Первый из них – социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Познание этих закономерностей и присущих им количественных зависимостей, является основой, базой для научного обоснования стратегических прогнозов, проектов, программ и планов всех уровней и временных горизонтов.
Второй аспект – методология стратегического планирования. Она представляет собой инструмент знания социально-экономических процессов и использования полученных знаний в процессе их государственного регулирования, а так же планирования деятельности хозяйствующих субъектов. Для того, чтобы все это стало возможным и осуществлялось эффективно, необходимо иметь четкое представление о сущности и закономерностях развития как самого объекта стратегического планирования – национальной экономики в целом, ее отдельных подсистем и коммерческих организаций, так и непосредственно всех процедур плановой работы, совершенствовать логику, методологические подходы, систему методов решения проблем стратегического планирования, уметь практически использовать всю систему знаний этой науки.
Третий аспект – организационный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с постановкой круга задач, решаемых системой органов, принимающих участие в процессе стратегического планирования, определении функций, выполняемых ими, организации их работы, а также придания определенной организационной формы конечным результатам стратегического планирования.
Содержанием стратегического планирования является планомерная организация регулирования развития национальной экономики, ее отдельных подсистем, планирование деятельности коммерческих структур. Речь идет прежде всего о регулировании с помощью макроэкономического стратегического планирования динамики национальной экономики и структурных сдвигов в ней, занятости населения, решение других социальных проблем (уровня и качества жизни, развитие отраслей социальной инфраструктуры), осуществление мероприятий в сфере экологии, поддержка науки, направление финансовых потоков в стране и т.д. На микроуровне, т.е. на уровне первичного звена экономики (фирм, других рыночных организаций) – разработка стратегических программ и планов их деятельности в среднесрочной и дальнесрочной перспективах, создающих необходимые предпосылки для выживания в условиях острой конкурентной борьбы.
Следовательно, основой стратегического планирования является выбор главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство.
С помощью стратегического планирования решаются следующие вопросы:
- определяются главные пути развития общества;
- решается, на каких рынках лучше действовать;
- какую технологию осваивать в первую очередь;
- как обеспечить социальное единство страны;
- на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.
Основная цель стратегического планирования – обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики.
Свое отражение стратегическое планирование находит в Концепциях общегосударственного развития.
Следовательно, в переходный этап развития экономики страны основа макроэкономического планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств для их реального достижения.
Процесс осуществления стратегического планирования – выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и кончая функциональными стратегиями и отдельными проектами (программами).
Стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей – плановой работы, состоящий в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:
- Устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективы (на период более одного года);
- Ориентация на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит выживание, социально-экономический прогресс.
- Органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения;
- Учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное влияние и разработка мероприятий в максимальной степени ослабляющих их негативное влияние, либо нейтрализующих их действие.
- Адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.
Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, имеет свое содержание, охватывающее его сущность, проявление сущности и процедуры разработки стратегических прогнозов, проектов, стратегических программ и планов.
Этапы формирования стратегического плана.
Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две основные стадии:
1. Разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование;
2. Определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное или тактическое планирование)
Стратегия фирмы – это совокупность ее главных целей и основных способов достижения целей. Разрабатывать стратегию действия фирмы – значит определять общие направления ее деятельности. Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего руководство экономической организации, так как стратегическое планирование требует высокой ответственности, многоплановой работы менеджера.
Тактическое или оперативное планирование – это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.
Деятельность фирмы, связанную с планированием можно разделить на несколько основных этапов:
Первый этап. Фирма проводит исследование внешней и внутренней среды организации, определяет главные компоненты организационной среды, проводит сбор информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, проводит оценку реального положения фирмы.
Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей.
Видение – идеальная картина будущего. То состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.
Миссия предприятия обычно выражается в виде отдельных утверждений, которые являются неким кодексом организации и определяют ее экономическую, социальную и управленческую «философию», экономические критерии прибыльности, производственной деятельности и качества товаров, стиль поведения внутри организации, подбор и расстановку кадров и, наконец, такое понятие, как «имидж».
Цели, в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации.
Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, определяет разрыв между ними.
Четвертый этап. Проводится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
Шестой этап. Осуществляется среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годовые оперативные планы и проекты.
Восьмой этап. Реализация планов.
Девятый этап. Контроль результатов, что является основой для осуществления обратной связи при формировании следующего стратегического плана.