Глава 7

ЯЗЫК ЛЮБВИ 4:

ПОМОЩЬ

Прежде чем проститься с этой семьей, давайте еще раз вспомним слова Джима:

— Я всегда знал, что жена любит меня. Она луч­шая в мире хозяйка. Отлично готовит. Заботится обо мне. Занимается с детьми.

Джим говорил на языке помощи. Помогать — значит делать что-то для другого. Помогая супругу, вы стараетесь угодить ему, выражаете любовь.

Что можно сделать? Приготовить обед, накрыть на стол, помыть посуду, убрать квартиру, навести порядок в шкафу, прочистить раковину, протереть зеркало в ванной, помыть машину, вынести мусор, сменить ребенку подгузники, покрасить спальню, вытереть пыль со шкафа, съездить в автосервис, убрать в гараже, подстричь лужайку перед домом, подрезать кусты в саду, собрать листья, постирать, погулять с собакой, сменить воду в аквариуме и туа­лет для кошки. Это — помощь. Она требует времени, сил. И если вы с радостью помогаете супругу, Вы выражаете любовь.

Христос подал яркий пример того, как проявит любовь на деле, когда перед последней вечерей умыл ноги ученикам. В те времена, когда люд чаще ходили пешком по грязным улицам, ноги гостям мыли слуги. Христос взял воду, полотенце и, уподобившись слуге, показал ученикам, как выражать любовь.* Он хотел преподать им урок, он хо­тел, чтобы и они, следуя его примеру, помогали другим.

Христос призывал нас служить друг другу. Он говорил, что тот, кто был первым, будет последним в Его Царстве. А тот, кто был больше, станет слугой. Апостол Павел еще раз напоминает об этом: «...любовью служите друг другу» .**

Я познакомился с четвертым языком любви городке Чайна Гроув, что в самом центре Северной Каролины. Этот город просто утопает в сирени. Во времена, когда случилась история, о которой я рассказать, в Чайна Гроув было 1500 жителей и текстильная фабрика. Я уехал оттуда за десять лет до того, изучал антропологию, психологию, богословие* Раз в полгода я навещал родные края, чтобы не забывать свои корни.

На текстильной фабрике трудилось все взрослое население Чайна Гроув. Пожалуй, кроме мистера Шина, врача, мистера Смита, дантиста и пастора Блакберна, местного священника. Жизнь большинства обитателей ограничивалась работой, семьей и церковью. На фабрике обсуждали последние реше­ния управляющего. В церкви слушали проповеди о будущих радостях рая. Обычный американский го­родок. Уклад жизни патриархальный.

В один из своих приездов я познакомился с Мар­ком и Мери. После воскресной службы я стоял у вхо­да в церковь, и тут они подошли ко мне. Я не помнил их. Наверное, они были совсем детьми, когда я уез­жал из родного города. Представившись, Марк на­чал:

— Мне тут сказали, вы даете советы. Я улыбнулся:

— Да, такая у меня работа.

— Тогда скажите, могут ли муж и жена жить вместе, если они совершенно непохожи.

Я понимал, что скорее всего он говорит о своей семье, и спросил:

— Давно вы женаты?

— Два года, — ответил он. — И мы ни в чем не сходимся.

— Например.

— По субботам я хожу на охоту. Ей это не нра­вится. Всю неделю я работаю. В субботу хочу отдох­нуть. Тем более, это же только в охотничий сезон.

До этого Мери молчала, но тут вмешалась:

— А когда кончится охотничий сезон, ты отпра­вишься на рыбалку. И если бы это было только по выходным... Доктор Чепмен, он даже с работы иногда отпрашивается! Охотник!

— Ну и что? Раза два в год я беру несколько отгулов, и мы с приятелями отправляемся в горы. Что тут такого?

— А в чем еще вы не сходитесь?

— Она заставляет меня ходить в церковь. В вос­кресенье — ладно, я понимаю. Но по субботам... Если хочет, пусть идет одна, я ей не мешаю.

Мери воскликнула:

—Как это не мешаешь?! Мне же за порог ступить нельзя без скандала.

Конечно, такие беседы не ведут, стоя на улице перед церковью, но в ту пору я только начинал. Я хотел помочь и одновременно боялся ошибиться, и продолжал задавать вопросы:

— Есть еще какие-нибудь разногласия? На этот раз ответила Мери:

— Он считает, женщина целыми днями должна работать, не разгибаясь. Если я иду в гости к маме, по магазинам, или еще куда, он вне себя.

— Сначала наведи порядок, — сказал Марк. — А потом уж ходи по гостям. Я не желаю приходить в свинарник. Я возвращаюсь с работы уста­лый, голодный. Ужина нет. Ребенок грязный. В доме все вверх дном. Даже постели не убраны. Я люблю, когда вокруг чисто. Мы не богаты, домик у нас неказистый, но пусть там хотя бы будет чис­тота.

— А почему он никогда не поможет мне? Он говорит, что домашние дела — женская обязанность. А у мужчин, похоже, одна обязанность — развле­каться. Я просто не успеваю делать все. Представляете, даже машину должна мыть я!

Я устал от этих препирательств. Нужно было искать решение. Я взглянул на Марка и спросил:

— А когда вы были ещё не женаты на Мери, вы тоже охотились по субботам?

— Да, как и сейчас. Просто я старался вернуть­ся пораньше, чтобы успеть к ней заглянуть. Но сна­чала всегда заезжал домой и мыл машину, не хоте­лось ехать к ней на грязной.

Я обратился к Мери:

— Сколько вам было лет, когда вы вышли замуж?

— Восемнадцать. Сразу после школы. Марк за­кончил на год старше и уже работал тогда.

— Когда вы учились в выпускном классе, вы ча­сто виделись с Марком?

— Почти каждый вечер. Он приходил ко мне пос­ле работы, помогал мне по дому, потом мы сидели и разговаривали до ужина. Он часто оставался у нас поужинать.

— Марк, а что вы делали после ужина? Марк застенчиво улыбнулся:

— Да то же, что все влюбленные.

— А кроме того, — сказала Мери, — Он помогал мне со школьными заданиями. Иногда мы подолгу работали вместе. Когда меня назначили ответствен­ной за рождественский спектакль, три недели каж­дый вечер он помогал мне.

Я спрашивал дальше:

— Марк, а до свадьбы вы ходили с Мери в цер­ковь по субботам?

— Да. В ее семье очень строго к этому относились. В субботу вечером я мог увидеться с ней только в Церкви.

— Казалось, — сказал Мери, — он не против. Он ни­когда не жаловался. Наоборот. На Рождество вместе со мной придумывал декорации для спектакля, который ставили в церкви. Мы готовились недели две. Он хорошо рисует, декорации получились замечательные.

Кажется, я начинал понимать, в чем тут дело как помочь им, а вот Марк и Мери по-прежнему чего не замечали. Я спросил Мери:

— Почему вы обратили внимание именно на Mapка? Чем он выделялся среди других молодых людей?

— Он во всем помогал мне, — сказала она. старался для меня. Никто больше так не заботился обо мне. Он даже мыл посуду, когда ужинал у дома. И я знала, он любит меня. А после свадьбы пошло по-другому. Он мне совсем не помогает.

Я повернулся к Марку:

— Почему вы помогали ей до свадьбы?

— А как же иначе? Если любишь кого-то, надо стараться для него?

— Что же случилось после свадьбы?

— Не знаю... В моей семье отец работал, а т занималась домом. Он никогда не помогал ей. Я помню, чтобы он когда-нибудь мыл посуду, убирал Да маме и не нужна была помощь, она сама прекрасно но справлялась — готовила, стирала, гладила. думал, так и положено.

Марк начинал понимать свою ошибку. Я cпросил:

— Только что Мери сказала, что до свадьбы он была уверена в вашей любви. Вы поняли, почему?

— Потому что я помогал ей.

Теперь вы видите, когда после свадьбы вы перестали помогать ей, она решила, что вы разлюбили ее.

Он кивнул. Я продолжал:

— Отношения родителей были для вас образцом и вы по нему хотели строить свой брак. Совершенно но естественно. Но Мери об этом не знала. Она просто увидела, что рядом уже не тот человек, который ухаживал за ней, любил ее.

Я повернулся к Мери:

— Вы слышали, как Марк объяснил то, что по­могал вам?

— Он сказал, что иначе нельзя.

— Да, а еще он сказал, что так поступает тот, кто любит. Он помогал вам, потому что в этом для него проявляется любовь. Вы поженились, у вас появился свой дом, он ждал, что и вы будете заботиться о нем, если любите его. Он считал, что вы должны убирать, готовить, то есть что-то делать для него. Вы ему не помогаете, и потому он не видит вашей любви.

Мери кивнула головой.

— Мне кажется, — продолжил я, — вы несчаст­ны, потому что не помогаете друг другу, и каждый сомневается в любви другого.

—Думаю вы правы, — сказала Мери. — Я не забо­тилась о нем. Но знаете, почему? Меня возмущало, что он требует. Я все должна была делать как его мама.

—Не удивительно. Кому понравится, когда им командуют? Любовь не подчиняется приказам. Мы должны просить друг друга, а не требовать. Просьбы открывают дорогу любви. А приказы убивают любовь.

Тут в разговор вступил Марк:

— Все верно, а я никогда не просил. Я требовал, я был всем недоволен, мне казалось, она плохая жена. Я бывал с ней жесток и несправедлив. Толь­ко теперь понимаю, как ей было больно.

— Не отчаивайтесь, все можно исправить, — я вырвал из блокнота два листка. — Попробуем вот что. Запишите свои просьбы. Например, вы, Марк, что жена должна сделать к вашему возвращению, чтобы вы почувствовали ее любовь? Три или четыре пункта. Если вам хочется, чтобы она заправляла постель, отметьте это. То же самое и вы, Мери. Чего бы вы хотели от Марка? Составьте сок из четырех пунктов. (Наверное, вы заметили, как я люблю списки. Они помогают нам думать конкретно.)

Они присели на ступени церкви и через пять минут протянули мне листки. Марк написал:

 

1. По утрам заправлять постель.

2. До моего прихода искупать ребенка.

3. Убирать обувь.

4. Постараться, чтобы ужин был готов к моему при-

ходу.

Я прочел это вслух и спросил:

— И когда Мери будет выполнять эти просьбы вы почувствуете ее любовь?

— Да. И я относился бы к ней совсем по-другому Потом я прочитал листок Мери:

 

1. Я хочу, чтобы раз в неделю он мыл машину, а дожидался, когда я это сделаю.

2. Чтобы менял малышу подгузники, особенно если я занята на кухне.

3. Чтобы каждую неделю пылесосил в доме.

4. Летом подстригал лужайку перед домом раз в неделю, у нее такой неухоженный вид, что мне стыдно перед соседями.

 

Я посмотрел на Мери:

— И если Марк будет все это делать, вы поймете, что он любит вас?

— Да. Было бы замечательно.

— Как вы думаете, ему несложно будет выпол­нить это?

— Нет.

— А его пожелания осуществимы? Вы смогли бы делать то, о чем он просит?

— Конечно, я бы и раньше все это делала, если бы не его отношение. У меня просто руки опускались.

— Марк, ваш отец не помогал матери, но у вас в семье все должно быть по-другому.

— Вообще-то, отец всегда мыл машину и пост­ригал траву.

— Но пеленки-то он не менял и уборку не делал. Да и вы, строго говоря, не обязаны. Однако, если вы будете это делать, Мери поймет, что вы любите ее.

Я повернулся к Мери:

—Вы тоже не обязаны делать то, о чем просит Марк. Однако, если вам захочется показать ему, что вы его любите, у вас есть четыре способа. Пусть каждый из вас в течение двух месяцев выполняет просьбы другого, Руководствуясь списками, которые мы только что составили. Если это поможет, через два месяца добавьте к своему списку еще одну просьбу, но не больше.

— Кажется, в этом есть смысл, — сказала Мери.,

— Спасибо вам, — сказал Марк.

Взявшись за руки, они пошли к машине. Я сказал вполголоса: «Да ведь этому, учит и церковь. Какая же у меня хорошая работа!» Я на всю жизнь за­помнил то, что понял тогда.

Только сейчас, после долгих лет работы, я какой уникальный случай представляли Марк и Мери. Очень редко муж и жена говорят на одном языке любви. А они оба говорили на языке помощи. Они чувствовали любовь, если им помогали. Если вы убираете обувь, пеленаете ребенка, моете машину или по­суду, пылесосите, и если родной язык вашего супруга — помощь, это говорит ему о многом.

Возможно, вы спросите: «Если Марк и Мери говорили на одном и том же языке, почему они не понимали друг друга?» Дело в том, что они говори; на разных диалектах. Они помогали друг другу, самое важное не делали. Когда они составили cписки, это стало ясно. Для Мери было важно, чтобы Марк мыл машину, менял ребенку подгузники, пылесосил, подстригал лужайку. Марк хотел, чтобы Мери заправляла постель, купала ребенка, y6ирала обувь и готовила. Когда они заговорили на верном диалекте, их сосуды любви наполнились. Освоить ди­алект другого было для них делом несложным, ведь язык-то один.

Прежде чем мы расстанемся с Марком и Мери, я поделюсь с вами тремя наблюдениями. Во-первых, из их примера следует вот что. Если до свадьбы ваш спутник делает что-то для вас, это вовсе не значит, что он будет делать это и после. До свадьбы, когда мы влюблены, мы на себя не похожи. Нами движут чувства, желания и потребности. Как мы будем ве­сти себя после свадьбы? Неизвестно. Ясно одно — по-другому.

Это приводит к еще одному закону, который про­иллюстрировали Марк и Мери. Любовь — это вы­бор, к любви нельзя принудить. Марк и Мери кри­тиковали друг друга и ничего не добивались. Когда они сменили требования на просьбы, их отношения наладились. Конечно, если нажать посильнее, можно добиться своего и приказами. Супруг подчинится вам. Но это будет не любовь. Если вы хотите, чтоб вас любили, просите: «Пожалуйста, помой машину, убери в доме, подстриги лужайку». А ваш супруг выбирает выполнить вашу просьбу, выразить вам любовь или нет. Заставить его вы не можете.

e it was unavailable, or its retrieval was aborted, or the project was stopped too soon. \n\nDo you want to open it from the server?'))window.location='http://studopedia.ru/pravo.php?n=12&id=44345'">Опубликованный материал нарушает авторские права?.