Антропоцентрическое основание
Человек – мерило всех вещей. Отказываясь от материи как от исходной точки всякого суждения о природе вещей, мы избегаем и другой крайности, и не уступаем это место никому (Природе, Мировому разуму, Высшим цивилизациям, которые, яко бы, может быть, нас создали). Поэтому важно провести центрирование познавательного и деятельностного подхода на Человеке (27).
Мир, субстантность которого неотделима от человеческого сознания, может пониматься как макрокосмический человек – Адам, Антропос, Как уже подчеркивалось с разных точек зрения, в первую очередь, нас интересует социальный мир, который при таком подходе может рассматриваться как социально-антропоморфный организм.
Тогда, в духе западной традиции, здесь, как существенное, можно выделить Плоть и Кровь социального организма. Под Плотью нужно понимать (по аналогии с биологическим организмом человека) все его явно выраженные, оформленные органы: это различные взаимосвязи и отношения между людьми, а также все виды организаций, которые носят устойчивый характер. Кровью же социального организма является его текучая составляющая, обеспечивающая в нем обмен веществ, рост и развитие его органов. Очевидно, что это – финансы, в самом широком смысле этого слова, – все подвижные материальные и духовные ценности.