Тема 12. Оформление результатов научного исследования

 

Заключительный этап исследования, литературное оформление результатов, нельзя представлять себе только как изложение готового труда. Оформление работы связано с уточнением логики, обоснований, обнаружением неясностей и т.д. В ходе изложения мысль формулируется и во многом доформировывается. Поэтому литературное оформление – важная часть исследования. Автору необходимо точно и доступно передать основные идеи, методы, выводы и рекомендации.

Все возникающие на этом этапе проблемы можно условно разделить на содержательные (о чем следует рассказывать) и методические (как это лучше сделать).

 

Основные требования к содержанию излагаемого

1. Концептуальная направленность определяется системой исходных положений и ведущих идей. Эти идеи могут быть разные. Они могут быть результатом интеграции иногда даже противоположных подходов, если поняты роль и функция каждого из них и найдена основа для их объединения. Они могут быть связаны с многоконцептуальным характером методологических основ образования, в котором в разные исторические эпохи по-особому сочетались разные подходы: натурцентрические (в центре – объективные закономерности мира, законы развития биологических оснований человека), социоцентрические (в основе развития образования – общественные потребности), теоцентрические (основы развития – высшая идея, дух, стремление к совершенству), антропоцентрические (в центре – человек, его потребности и интересы). Но тогда следует определить:

- какие подходы и концепции будут паритетны, будут взаимодополнять друг друга (таковы, скажем, отношения социальных и индивидуальных факторов в образовании и воспитании);

- где следует определить приоритеты (приоритет гуманистического подхода перед технологическим);

- как расставить акценты (характерны акценты на творчество, самостоятельность и инициативу, хотя никто не отрицает исполнительности и умения работать по образцу).

2. Сущностный анализ и обобщение. Необходимы глубокое рассмотрение, анализ и обобщение фактов с тем, чтобы не ограничиваться констатацией, а суметь выяснить причины исследуемых явлений и процессов, факторы и перспективы развития[20].

3. Аспектная определенность предполагает рассмотрение проблемы и изложение работы с определенной точки зрения. Хотя в одном исследовании может быть несколько аспектов. Многоаспектность усиливает объективность исследования, но при изложении нельзя путать аспекты и перескакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке (контексте) должен быть один аспект, хотя в итоге они должны интегрироваться.

4. Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным задано в педагогике изначально. Это определяется пониманием сущности воспитания как единства процессов социализации и индивидуализации. Поэтому изолированное от социальной среды рассмотрение любых объектов и связей в нём неправомерно.

5. Определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов. Данное требование не является абсолютным. Многозначность присуща русскому языку, что имеет для научного изложения как положительные (увеличиваются выразительные возможности языка), так и отрицательные последствия (неопределенность и многозначность терминов). Однако следует все же стремиться к определенности понятий и однозначности терминов. Под воспитанием, например, следует понимать изменение потребностно-ценностной сферы личности, её социальное формирование, а не специальную воспитательную работу.

6. Четкое выделение нового и авторская позиция. Новое – не обязательно новые идеи и подходы. Это могут быть формы, способы применения в новых условиях уже известных подходов и методик.

Есть два способа выделения собственной, авторской позиции. Давать ссылки на источники, а отсутствие ссылок будет говорить о том, что приводимые факты или оценки принадлежат автору. Или указать источники суммарно, в общем списке, но тогда всякий раз выделать авторские мысли: «как нам удалось установить», «мы считаем» и т.д.

7. Конструктивность рекомендаций подразумевает то, что автор не просто говорит о каких-то имеющихся недостатках, но и предлагает решение проблемы, дает советы, рекомендации, желательно, подкрепленные опытом или проверенные экспериментом.

Эти требования позволяют обеспечить содержательность и глубину изложения.

 

Требования к логике и методике изложения.

Возможны три основных методических варианта изложения:

- воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;

- воспроизведение истории происхождения объекта;

- теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования (от исходного понятия выстраивается система изложения: если за исходное понятие, например, берется «методика обучения» или конкретный методический приём, то раскрывается его сущность, дается сравнение с другими методиками или приёмами работы, раскрывается роль педагога в развитии этой методики и т.д.).

 

Основные виды изложения результатов исследования

Доклад или сообщение. Оформленное письменно, но предназначенное для зачитывания вслух изложение сути исследования и его выводов. Стиль изложения – живой, близкий к разговорному. Как правило, к публикации представляются только тезисы – краткое изложение идей.

Статья. Обычно содержит вводные замечания о значении темы, задачах исследования, краткие данные о методике работы, анализ и обобщение ее итогов, выводы.

Диссертация. Излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты. В ней обязательно должны быть: обоснование актуальности темы, характеристика проблемы, объекта, предмета исследования, формулировка гипотезы и выносимых на защиту положений, описание хода и результатов работы[21]. Введение содержит обоснование актуальности и проблемности темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указание на новизну и практическую значимость исследования. Теоретическое обоснование включает анализ литературы и других источников по теме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических и др.), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, то они могут быть включены и во Введение). В этой же части излагаются гипотезы, обосновывается логика и условия работы. Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение. Заключение содержит выводы, формулировку нового, практические советы. Библиография содержит перечень используемой литературы и источников, материалов на электронных носителях, располагаемых или по алфавиту, или с подразделением на виды источников.

 

Основные методы написания текста: конструктивно-синтетический и критико-аналитический.

Конструктивно-синтетический метод служит для создания первоначального варианта. Когда накоплен материал для написания раздела или фрагмента, продуманы его план, основные мысли, система доказательства, важно это зафиксировать, не теряя логики изложения. Это своего рода общий набросок, предварительная компоновка материала.

Критико-аналитический метод применяется на следующем этапе работы, когда идет уточнение, отделка отдельных частей и фраз, делаются дополнения и перестановки, убирается лишнее.

 

Стиль изложения научной работы может быть различным.

Научный стиль отличается использованием специальной терминологии, строгостью и деловитостью изложения.

Учебно-педагогический стиль – в нем особое внимание уделяется сочетанию научности и доступности.

Научно-популярный стиль – в нем существенную роль играет доступность изложения.

Это разделение во многом условно. Сохраняя строгость научного стиля, полезно обогащать его элементами, присущими другим стилям, сочетать научный анализ, конструктивность и конкретность с понятным, популярным, изложением [3].

 

Библиография

Литература:

  1. Борытко Н.М. и др. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2009. – 330 с.
  2. Вернадский В. И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна, 1997.
  3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования / учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. – М.: Aкадемия, 2001. – 208 с.
  4. Имянитов Н.С. По «лестнице наук» - к искусству. Общие проблемы философии науки. – Философия науки, № 4 (19), 2003. – с. 3-17.
  5. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования. / В.И. Загвязинский, А.Ф.Закирова, Р.Атаханов и др.; под ред. В.И.Загвязинского. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
  6. Космин В.В. Основы научных исследований (общий курс) / учебное пособие, 2-е изд. – М.: РИОР, Инфра-М, 2014. – 213 с.
  7. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для ВУЗов. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 576 с.
  8. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 448 с. (Серия «Высшее образование»).
  9. Методология, методы и психология научного исследования. / Учебное пособие. - Тверь, 1995. – 39 с.
  10. Мохова Л.А., Спирина Т.А. Методология и методы педагогических исследований. Учебное пособие. – Абакан, 2012. – 102 с.
  11. Павлов И.П. Лекции по физиологии. – М.-Л. Изд-во Академии наук СССР, 1952. – 492 с.
  12. Смышляева Л.Г., Яковева А.Г. Методология и методы педагогических исследований. Учебное пособие. – Томск, 2013. – 242 с.
  13. Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. – Минск, 1974 – 152 с.
  14. Таранников Н.В. Методология и методы педагогических исследований. – Курган, 2012. – 119 с.
  15. Эйнштейн А. Физика и реальность. Сборник статей. / Пер., сост. и комм. У.И. Франкфурта. - М.: Наука, 1965. – 359 с.
  16. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. Развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квант. / Пер. с англ. и послесл. С.Г. Суворова. – Изд. 3-е, испр.– М., 1965. – 327 с.

 

Справочные издания:

  1. Балет. Энциклопедия / Глав. ред. Ю. Григорович. – М.: «Советская энциклопедия», 1981. – 623 с.
  2. Большая российская энциклопедия. В 35 тт. – М.: «Большая российская энциклопедия», 2013. – Тт. 2; 22.
  3. Джери Д., Джери Дж.Большой социологический словарь. – Т.1. – М.: «Вече», 2001. – 543 с.
  4. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. – М.: Мысль, 2010. – Т. 3. – с.23-28.
  5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. – М.: «Большая российская энциклопедия», 1999. – Т.2. – 672 с.
  6. Краткая российская энциклопедия. В 3-х тт. – М.: «Большая российская энциклопедия», ОНИКС 21 век, 2003. – Т. 2. – с. 182.

 

 


[1] Греческое слово «μάθημα» как раз и означает «изучение», «наука».

[2] Нарратив – от лат. narrare – вербальное (словесное) изложение, в отличие от представления.

[3] У Ф.Бэкона история предстает как описание фактов, в том числе естественная и гражданская; философия понимается в широком смысле, это теоретические науки в целом; к поэзии причисляется литература, искусство вообще [8].

[4] Математика – абстрактная наука. Она имеет дело с такими абстрактными понятиями, как пространство и время; самые простые абстракции - числа.

[5] Современная математика является своеобразной наукой. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления. Математика проникает в разные области знания – количественные методы помогают более четко определить структуры процессов и явлений, дать пространственно-временные характеристики. Применение математических методов делает научные исследования более точными. Математика предоставляет общие языковые средства другим наукам, тем самым выявляя их структурную взаимосвязь и способствуя нахождению самых общих законов природы. Знаменитый русский математик Чебышев отмечал: «Через мясорубку математики можно пропустить всё».

 

[6] Непрерывное образование – философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека [21].

[7] В ряде современных изданий на русском языке используется понятие «методология образования» [1].

[8] О деятельностном подходе также см. Тему 10.

[9] Об этом см. Тему 1.

[10] Пример восхождения от абстрактного к конкретному: определение исходного отношения «учитель – ученик» абстрактно, но оно может быть наполнено конкретным содержанием, когда раскрывается смысл этих отношений, как гуманных и т.д.

[11] Об этом см. также Тему 6.

[12] Об особенностях применения индукции и дедукции, абстрагирования и конкретизации как общенаучных методах подробнее см. Тему 6.

[13] Изучение педагогической литературы и других источников чаще рассматривается именно в числе эмпирических методов, хотя некоторые исследователи отмечают неоднозначность отнесения работы с литературными источниками только в эту группу, указывая на более правомерное промежуточное положение этого метода между методами теоретического и эмпирического исследования [См. 10, 52].

[14] Более подробно о педагогической герменевтике см. Тему 10.

[15] См. Тему 11.

[16] О биографическом методе и биографическом интервью как способе более глубокого понимания личности см. Тему 8.

[17] О деятельностном подходе см. также Тему 4.

[18] Силлогизм – рассуждение, в котором две посылки, связывающие субъекта (подлежащие) и предикаты (сказуемые), объединены общим средним термином, обеспечивающим «замыкание» понятий (терминов) в заключении силлогизма. Пример: все металлы – электропроводны, медь – металл, значит, медь электропроводна [22].

[19] О различии в трактовке педагогики как науки см. Тему 1.

 

 

[20] О сущностном анализе как общенаучном методологическом принципе см. также Тему 4.

[21] Об общих методологических характеристиках диссертационной работы см. также Тему 2.