Тема 9. Комплексные методики в педагогических исследованиях
Из отдельных методов исследования складываются общие методы, своеобразные комплексные методики, имеющие особую направленность, отличающиеся спецификой способов поиска. Это психолого-педагогическое обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая работа и комплексный педагогический эксперимент.
Психолого-педагогическое обследование
Психолого-педагогическое обследование – комплекс диагностических процедур, необходимых прежде всего для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, соответствия определенным требованиям и т.д. Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности, коллектива, образовательного учреждения согласно принятой программе.
В обследовании, как и в других комплексных методиках, необходим как анализ (отдельное изучение компонентов), так и синтез (создание целостного представления).
Существует несколько видов обследования.
Разведывательное обследование связано с опробованием подобранных методик, предварительной ориентацией в ситуации, получением исходных данных для разработки всего комплекса процедур изучения.
Частичное обследование проводится с целью изучения отдельных сфер, звеньев объекта или для выяснения отдельных проблемных вопросов.
Комплексное обследование – изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме работы и последовательного (систематического) изучения компонентов объекта.
Системное обследование – то же комплексное изучение, но выполненное на основе мысленного (модельного) представления об объекте. Такое обследование предполагает акцентирование внимания на ведущих факторах, на связи и взаимовлиянии целого и его элементов.
Любое обследование должно включать три основных этапа: сбор информации, ее обработку и систематизацию, а также подведение итогов.
В процессе сбора информации широко используются такие методы, как наблюдение, интервью, анкетирование, диагностические ситуации, изучение документации, экспертная оценка и др. [3].