Тема 5. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
В методологии научных исследований особо выделяют эмпирический и теоретический уровни познания. Исторически эмпирическое знание предшествовало теоретическому.
Понятие эмпирического знания употребляется и в широком, и в узком значениях. В широком значении – это обыденное знание, которое накапливается в ходе человеческой практики. В современной методологии эмпирическое исследование понимается более узко – как определенный этап получения научного знания. Это знание основано, прежде всего, на наблюдении и эксперименте. Главная цель эмпирического исследования – получение данных наблюдения и формирование фактов науки.
Факт науки – это конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному. Факт – основа научного познания, то, в истинности чего мы не сомневаемся. Но в то же время эта очевидность нуждается в обосновании и подтверждении, то есть в некоторой логической реконструкции воспринимаемых явлений. Таким образом, научный факт – это объективное знание о явлении, а не результат простого созерцания.
Для того чтобы факты стали научными, их нужно рационально обработать. Сначала зафиксировать результаты отдельных наблюдений, потом систематизировать, классифицировать, обобщить. Цель этой обработки - установление эмпирических зависимостей. Эмпирические зависимости фиксируют общее, повторяющееся в доступных чувственному восприятию явлениях.
Таким образом, характерные признаки эмпирического познания – сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация.
То есть в процессе эмпирического исследования уже в определенной степени переплетаются теоретическая и практическая деятельность, чувственные и рациональные моменты познания. Но чувственное познание преобладает. Рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) на эмпирическом уровне имеют подчиненное значение.
Так как эмпирическое исследование отражает объект преимущественно со стороны внешних проявлений, главным образом фиксирует существующее, то оно имеет свои ограничения, связанные с относительной невозможностью проникнуть в глубинную суть явлений.
Теоретические исследования, опираясь на данные эмпирического исследования, раскрывают существенные стороны и закономерные связи явлений действительности.
Теоретические методы (и в этом их недостаток) не оказывают непосредственного влияния на многообразие наблюдаемых фактов, однако позволяют обнаруживать в фактах скрытые закономерности, общее, необходимое, существенное, понять взаимовлияние определяющих развитие факторов [8; 13; 3].
Структура эмпирического знания довольно произвольна. Факты следуют друг за другом без необходимого обоснования. Их можно поменять местами. Структура теоретического знания строга, внутренне обоснована, в ней нельзя произвольно менять категории местами. Каждая последующая категория следует за другой.
На теоретическом уровне преобладает рациональное познание. Это рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении.
Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, который раскрывает (на основе чувственных данных) закономерные связи этой действительности, и эти связи выражаются в системе абстракций (понятий, категорий и др.).
Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция [8].
Исходя из древней философской традиции, выделяют два основных уровня мышления – рассудок и разум.
Рассудок – исходный уровень мышления. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Но взаимосвязь вещей на уровне рассудка не рассматривается. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление.
Разум – высший уровень рационального познания. На этом уровне постигается сущность вещей, их законы, противоречия, взаимосвязи. Главная задача разума – объединение многообразного, выявление причин и движущих сил явлений.
Процесс развития мышления – это взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума.
Формы мышления (формы рационального познания)
Формы мышления – это способы отражения действительности с помощью взаимосвязанных абстракций. Среди этих абстракций исходными являются понятия, суждения, умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания – гипотеза, теория и др. [8].
Понятие – форма мышления, которая отражает общие закономерные связи, стороны, признаки явлений. Понятия могут быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях. Всякое понятие отражает сущность предмета. Например, понятие «балет» отражает сущность этого явления – это «вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах» [17].
Суждение – отражает отдельные вещи, процессы действительности, их свойства, связи, отношения. Например, «Московская государственная академия хореографии – одно из ведущих профессиональных учебных заведений мира». К числу суждений можно отнести утверждение – «феномен русский балет признан во всем мире». Суждениями не являются мысли, которые не могут быть охарактеризованы с точки зрения истины или лжи (например, вопросы, приказания).
Умозаключение - с его помощью из ранее установленного знания выводится новое знание. Классический пример:
Все люди смертны – Сократ - человек – Сократ смертен.
Рациональное мышление взаимосвязано не только с чувственной формой, но и с внерациональной формой познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции, интуиция[9].
Теоретическое познание рассматривается как высшая и наиболее развитая форма познания. Основные структурные компоненты теоретической формы познания – проблема, гипотеза, теория, закон [8].
Проблема. Содержание проблемы – это то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. «Постановка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства» [16].
Гипотеза. Содержит предположение, сформулированное на основе ряда фактов. Гипотеза требует проверки, доказательства.
Есть несколько условий постановки гипотезы:
- гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, то есть она должна объяснять факты;
- гипотеза не должна содержать противоречий;
- гипотеза должна быть простой, не содержать субъективистского взгляда;
- гипотеза должна быть применима к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально выдвинута.
Теория. Наиболее развитая форма научного знания. Дает целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. К любой теоретической системе есть свои требования:
- теория не должна противоречить данным опыта, фактам;
- теория должна быть экспериментально проверяемой;
- отличаться логической простотой;
return false">ссылка скрыта- иметь широкую область своего применения;
- указывать путь создания новой, более общей теории.
Основные функции теории:
1. Синтетическая – объединение отдельных знаний в единую систему;
2. Объяснительная – выявление причин, следствий, характеристика явлений, законов развития и т.д.
3. Методологическая – на базе теории формируются методы, приемы исследовательской работы;
4. Предсказательная – функция предвидения;
5. Практическая. Теория должна быть воплощена в практику.
Научная теория предполагает открытие законов. Теория понимается как система законов, которые выражают сущность, глубинные связи изучаемого объекта (не только эмпирические зависимости) [8].