Философский уровень методологии образования

На философском уровне методология представляет собой систему исходных философских идей, на основе которых развивается педагогическая наука. Общие представления исследователя о природе, обществе, человеке, его месте в мире оказывает непосредственное влияние на построение психолого-педагогических концепций. Эти представления определяются философскими взглядами исследователя. Вот несколько популярных в педагогике философских направлений.

Экзистенциализм (философия существования). Основной тезис экзистенциализма – человек есть то, что он сам из себя сделает. Основное понятие – существование (экзистенция). Под экзистенцией понимается индивидуальное бытие человека. В философии существования считается, что в человеке изначально заложены основные способности – к познанию, творчеству, нравственному поведению. Но то, насколько человек сумеет реализовать эти способности, зависит исключительно от него самого. Таким образом, не внешние условия определяют характер жизни человека, а внутренняя духовная жизнь и интенсивная душевная работа. Отсюда – понимание воспитания не как внешнего воздействия, а как самовоспитания. Педагогу отводится роль помощника в сложном процессе духовного становления ученика.

Экзистенциальный подход характерен акцентированием внимания на внутреннем мире человека, ценностно-смысловой сфере его сознания. Здесь исследуются различные формы внутренней активности (самовоспитание, саморазвитие и др.). Объектом познания становится внутренний мир человека. Поэтому ведущую роль в обучении они отводят гуманитарным предметам.

Философия прагматизма. Основной тезис прагматизма в образовании: школа – инструмент жизни. Основные понятия – опыт, дело. Считается, что знание служит развитию способностей человека и приносит ему пользу тогда, когда оно получено в процессе практической деятельности. Школа должна не столько давать знания. Сколько готовить ученика к жизни в обществе.

Важная установка прагматизма– идея о природной, генетической уникальности каждого человека. На основе этой идеи делается вывод о том, что в задачи образования входит всемерное развитие всех врожденных способностей человека.

Бихевиоризм. Ведущий тезис – основные проблемы, с которыми встречается мир сегодня, могут быть решены только при условии улучшения человеческого поведения. Основные понятия – стимул, реакция. Сторонники бихевиоризма исходят из того, что поведение человека определяется не его личными эмоциями, желаниями, целями, особенностями характера, а внешними стимулами. Такие стимулы заключены прежде всего в окружающей человека социальной среде.

Для бихевиоризма главное – организация внешних условий воспитания и обучения, а не внутренние факторы становления человека, как в экзистенционализме. Современный бихевиоризм (необихевиоризм) уже не рассматривает зависимость между внешними условиями становления человека и его поведением как однонаправленную: акцентируется способность человека воздействовать на социальную среду и контролировать собственное поведение.

Диалектический материализм. Основной тезис – бытие определяет сознание. Основное понятие – формирование. В рамках этого философского направления образование понимается как феномен, зависящий исключительно от конкретных исторических и социокультурных условий, а становление человека – как процесс, определяемый условиями его жизни. Цели образования задаются извне – обществом и государством, а воспитание представляется как целенаправленное формирование заданных качеств.

Все, что происходит в природе и обществе, рассматривается как причинно-обусловленное, и поэтому момент случайности исключается из образовательного процесса, который считается полностью управляемым. Все, что существует в мире, находится не только в причинно-следственной зависимости, но и в непрерывном развитии.

Применяются в основном методы исследования, характерные для естественных и общественных наук. Диалектический материализм в течение долгого времени служил основой советской педагогики. Его идеи лежат в основе многих технократических концепций образования. Основанные на диалектическом материализме, концепции, как правило, технологичны и связаны с организацией разнообразной деятельности обучающихся, поскольку считается, что личность развивается в деятельности.

Религиозная философия и образование. Основной тезис религиозной философии в образовании: воспитание – подготовка к вечной жизни. Основное понятие – духовность. В человеке наряду с психофизическими и социальными качествами признается существование духовного начала, в котором проявляется связь человека с Богом.

Духовная жизнь человека тесно связана с поиском смысла жизни, своего места в мире и с творчеством как способом взаимодействия с миром. Человек наделен свободной волей, которая позволяет ему выбирать между добром и злом. Задача педагога – научить ученика различать добро и зло, помочь ему сделать правильный выбор.

Главной задачей образования считается развитие «внутреннего в человеке». Воспитанию отдается приоритет перед обучением. Особое значение придается нравственному образованию.

Наука, философия и религия в исследовании образования. Науку, философию и религию рассматривают как разные способы постижения реальности, в том числе педагогической. Научный способ постижения педагогической реальности предполагает получение знаний главным образом эмпирическим путем, с помощью применения методов, разработанных в рамках естественных и общественных наук. Это позволяет выявить причинно-следственные связи, установить закономерности, классифицировать многообразные педагогические явления.

Однако чтобы понять сущность и предназначение человека, его место среди людей и окружающего мира, нужно принципиально иное знание – философское или богословское. Философия и религия предполагают иные методы постижения реальности, основанные на интуиции, непосредственном постижении и т.п. К числу таких методов относится, например, понимание. В философии существует множество течений; среди них существуют как идеалистические, так и материалистические. Религия же полностью построена на основе идеализма, она признает примат духовного начала над материальным. Кроме того, религия исходит из того, что многие явления непознаваемы и могут быть приняты человеком только как результат его веры.

Таким образом, философия, наука и религия как способы постижения педагогической реальности не исключают друг друга – их методы используются для исследования педагогических феноменов разного порядка.