Понятие «метод».

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.
Метод (греч. methodos - исследование) в самом широком смысле слова – путь к чему-либо, прием, способ или образ действия. Применительно к науке – это инструмент исследования, определяющий подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины.

В своей основе метод предназначен для решения главной задачи науки – познания объективных законов действительности с целью использования их в практической деятельности людей. Метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он представляет собой систему предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем [6; 8].

Но это возможно лишь при том условии, если метод выбран правильный. Выбор методов исследования зависит от целей и задач конкретной научной работы, от определения этапов этой работы. Метод должен быть адекватен характеру исследуемого объекта. Метод всегда определен содержанием предмета, то есть тем, что именно исследуется, должен изменяться в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен. Это значит, что истинным должен быть не только конечный результат познания, но и ведущий к нему путь, то есть метод, постигающий и удерживающий именно специфику данного предмета. Для того чтобы работа была эффективной, нужно не просто знать, какие методы существуют, но и понимать их возможности и границы. [13; 8].

Каждый метод - безусловно, важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности: а) недооценивать метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом, «отвлекающим» от настоящей работы, подлинной науки и т.п. («методологический негативизим»); б) преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить.

Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как «руководящей нитью» в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Главное предназначение любого метода – на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т.п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.

К числу характерных признаков любого научного метода чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др. [8].

Первые научные методы использовали в Древней Греции так называемые досократики, философы, предшествующие Сократу – Фалес, Демокрит, Пифагор, Зенон. Ими разработаны правила логики и принципы ведения спора.

Фалес был первым из философов, применивших редукцию. Это принцип, который помогает объяснить сложные явления с помощью законов, свойственных явлениям более простым.

Сократиспользовал метод, названный им «майевтикой». Греческое слово «майевтика» означает «повивальное искусство». Считается, что в названии метода отразился род занятий матери Сократа, повитухи. Позже этот метод получил название сократического метода. Это метод извлекать скрытое в человеке знание с помощью наводящих вопросов. Сократический метод стал одним из источников идеалистической диалектики Платона.

Фрэнсис Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Бэкон стремился создать такой метод, который мог бы обеспечить человеку господство над природой. Таким методом он считал индукцию, которая требует от науки исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента с тем, чтобы на этой основе познавать причины и законы.

Декарт методом называл «точные и простые правила», соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше не помышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, особенно без дедуктивно-рационалистического.

Существенный вклад в методологию внесли немецкая классическая (особенно Гегель) и материалистическая философия (особенно К. Маркс), достаточно глубоко разработавшие диалектический метод – соответственно на идеалистической и материалистической основах [7; 8].

Целый ряд оригинальных (и во многом еще неосвоенных) методологических идей были сформулированы представителями русской философии. Это, в частности, идеи:

- о неразрывности метода и истины и недопустимости «пренебрежения методом» у Герцена и Чернышевского;

- об «органической логике» и ее методе – диалектике у Вл.Соловьева;

- о «методологической наивности», о диалектике как «ритме вопросов и ответов», о «ввинчивании философии в действительность» у П.Флоренского;

- о законах логики как свойствах самого бытия, а не субъекта, не «мышления», о необходимости «преодоления кошмара формальной логики» и о необходимости освобождения философии от «кошмара математического естествознания» у Н.Бердяева и др. [7].

Важную роль метода подчеркивали многие крупные ученые. Физиолог И.П. Павлов писал: «Метод держит в руках судьбу исследования» [11]. «Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследователя. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных» [11]. Именно И.П. Павлову принадлежит мысль о том, что наука движется толчками – в зависимости от успехов, которые делает методика.

 

Понятие «методология» имеет два основных значения: это система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); и это учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки методов, средств и приемов, используемых в различных формах деятельности человека. Исторически первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии, и методология по сей день тесно связана с философией - особенно с такими ее разделами, как гносеология (теория познания) и диалектика.

Из нефилософских дисциплин методология наиболее тесно смыкается с логикой (формальной), которая главное внимание направляет на прояснение структуры знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.

Начиная с Нового времени (XVI-XVII вв.) методологические идеи разрабатываются не только в философии, но и в рамках возникающих частных наук – механики, физики, химии, истории и др. [8].

 

Методология педагогики[7] – учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания.

Методология педагогики включает в себя следующие положения:

1. Учение о структуре и функциях педагогического знания;

2. Исходные, ключевые, фундаментальные педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл;

3. Учение о логике и методах педагогического исследования;

4. Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики.