I. Введение
Екатеринбург
Утверждаю
Проректор
____________ В.П. Прокопьев
(Подпись)
__________
(Дата)
Программа дисциплины «Искусство Возрождения» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального (вузовского)
(подчеркнуть необходимое)
компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
дипломированного специалиста по специальности __________________________________
(Название, шифр)
бакалавра, магистра по направлению _____________________________________________
(Название, шифр)
по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образова-тельного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр 3
Общая трудоемкость дисциплины 40
В том числе:
лекций 22
семинаров 8
Контрольные мероприятия:
рефераты _______________
коллоквиумы ___________
контрольные работы_____
другие _________________
Составители:
Ярков С. П., кандидат искусствоведения, профессор. Уральский государственный университет им. А.М. Горького
Говорковская В. В., ассистент
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией ____________факультета
Протокол заседания № _____от ______
© Уральский государственный университет, 2006
© ФИО, составление,2006
I. Введение
Возрождение (Ренессанс) – новый этап в истории мировой культуры, пришедший на смену культуре феодального средневековья. Широкое обновление охватило все сферы жизни. Процесс кардинального обновления начался в средневековой Италии, когда художники, поэты, ученые, стремясь восстановить «связь времен», начали возрождать классическое прошлое, преодолевая интеллектуальные и художественные оковы эпохи Средневековья, которую они называли «темными веками». Здесь Ренессанс прошел несколько этапов в своем развитии. Северное Возрождение - период, охватывающий XV – XVI века в культуре заальпийских стран (Нидерландов, Германии, Франции, Испании) - отличалось более прочными генетическими связями с поздним средневековьем.
В эпоху Возрождения сложилось передовое светское мировоззрение – гуманизм, в основе которого лежало представление о свободе и достоинстве человеческой личности, вера в творческие способности и разум человека.
В этот период зародилась современная наука, в особенности естествознание, основанное на опытном методе исследования. Интерес к научному познанию был всеобщим, в том числе и в среде мастеров изобразительного искусства. Человек эпохи Возрождения изучал природу пространства и времени и поместил на карту обе Америки. Но также он открывал сам себя, свою сущность, человеческое лицо, формы, значение своего уникального индивидуального сознания. Все это видно сквозь призму искусства.
Искусство Возрождения – сложный и противоречивый процесс (именно процесс, а не состояние), в котором утверждение идеалов проходило в острой борьбе со средневековыми представлениями и сложившимися традициями. Этими противоречиями проникнуто не только искусство отдельных стран, школ, но даже индивидуальное творчество многих художников. Ренессансное искусство демонстрирует постепенное преодоление мистицизма и условности искусства эпохи Средневековья. В нем нашли отражение передовые идеи гуманизма. Художники, основываясь на научном методе, открыли законы пропорций человеческого тела, линейной и воздушной перспективы, разработали композиционные приемы станковых произведений и новые формы синтеза, постороннего на равноправии видов искусств. В центре внимания художника эпохи Возрождения – человек, внутри которого может таиться целый мир. Отсюда - стремление показать яркость конкретной личности, глубину и силу проявления индивидуальных чувств. Великие мастера Возрождения, вдохновляясь античностью, создали новые формы в живописи, в архитектуре и в скульптуре.
Ренессанс был духовным переворотом всемирного значения. От предшествовавших культурных эпох эпоха Возрождения отличается необыкновенной скоротечностью и спрессованностью развития культуры. Возвращаясь к прошлому, человек эпохи Возрождения творил новую Вселенную. По существу, Возрождением была создана целостная, обладающая внутренним единством концепция мира. Она питала культуру и искусство всех последующих эпох. По этому, Ренессанс устремлен во времени не только назад, но и вперед.
Курс «Искусство Возрождения» формирует у студентов представление об искусстве Возрождения, как о качественно новом явлении в западноевропейском искусстве; о художественных процессах, явлениях, открытиях эпохи; о специфике ренессансного движения в каждой из изучаемых стран; а также ориентирует слушателей в культурном пространстве периода и помогает понять логику развития европейского искусства в целом.
В соответствии с поставленной целью можно выделить ряд задач:
- знакомство с основными подходами к изучению культуры и искусства эпохи Возрождения;
- знакомство с истоками ренессансного искусства Италии и стран Северного Возрождения;
- знакомство с национальными художественными школами;
- знакомство с творчеством самых ярких художников периода и их произведениями.
Дисциплина «Искусство эпохи Возрождения» является одной из важнейших составляющих в комплексном изучении европейского и мирового искусства.
В результате знакомства с курсом студент должен иметь представление о специфике искусства Возрождения, основных школах, крупнейших мастерах и произведениях; владеть навыками искусствоведческого анализа; уметь организовать самостоятельное изучение материала и работать в библиотечных фондах и в сети Интернет.