Терминологический словарь

Гражданский (государственный) национализм –идеальный типнационализма, стремящийся к национальной, государственной независимости.

Культурный (этнический) национализм – идеальный тип национализма, направлен на защиту, охрану этнического языка, традиций, истории этноса, нации.

Национализм –1)идеология и реальная политика, которые основаны на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими, 2) идеология и практика, основанная на представлении, что основой государственности, хозяйственной и культурной жизни является нация (В.Тишков), 3) идеология, психология и политика отдельных индивидов и групп людей, утверждающая приоритет национальных ценностей перед всеми прочими социальными ценностями, абсолютизирующая национальную историю и признающая развитие нации в качестве единственного пути общественного прогресса 4) крайняя форма проявления национальных интересов, ведущая нацию к изоляции, обособлению и вражде с другими народами.

Определение сущности и понимание природы национализма оказалось сложной теоретической задачей. После того как в середине XIX-начале XX вв. национализм во многом сформировал облик Западной Европы и структуру межгосударственных отношений, его волна «накрыла» в 1950-70-х гг. «третий мир», а в заключительное десятилетие XX в. привела к дезинтеграции систему социализма и ведущей страны этой системы социализма – Советский Союз. Живучесть, влиятельность и широта распространения национализма в конце XX в. оказалась неожиданной для исследователей, что привело к выдвижению новых подходов в его анализе.

В работах Э.Геллнера, Э.Смита, Б.Андерсона и других авторов убедительно доказано, что переход к современному обществу, обществу модерна, неизбежно сопровождается развитием национализма.

В рассмотрении социокультурных аспектов национализма выделяются три подхода: формалистический, релятивисткий, культурно-коммуникативный.

В советской, а затем и в российской науке и общественно-политической практике термин «национализм» использовался в негативном смысле – как политическое клеймо при оценке отступления от интернационализма. В тоже время ещё в СССР начали переводиться работы работы Э.Гелнера, обсуждаться идеи Э.Кендури, Э.Хобсбаума, Э.Смита, Б.Андерсона, Д.Холла.

Суть национализма состоит в том, что это одновременно и политическое движение, стремящиеся к завоеванию или удержанию политической власти, и политика, оправдывающая такие действия с помощью доктрины приоритета интересов и ценностей нации.

Национализм в России. Ученые и политики на Западе сегодня все чаще сходятся во мнении о том, что ХХ век стал веком национализма. И в то время, когда на Западе шла интенсивная работа по исследованию национализма, выходили крупные и фундированные работы, посвященные данной проблематике, в СССР господствовала идеология, в которой раз и навсегда были определены место и роль национализма как формы «иллюзорного сознания» и разновидности буржуазной идеологии, противостоящей идеям и политике интернационализма. На национализме лежало клеймо и проклятие; это был политический приговор тому, кого подозревали в отсутствии чувств и идей интернационализма, в преувеличенной склонности к любви к своему народу.

Сегодня можно говорить о трех направлениях в изучении национализма в российской этнополитологии:

1) Это «голый» инструментализм, утверждающий положение о том, что национализм искусственно изобретается и насаждается национальными элитами в корыстных корпоративных целях как инструмент борьбы за власть и влияние. Чаще всего утверждается, что нация и национализм - иллюзии и изобретения академиков-схоластов в угоду «этническим предпринимателям». Наиболее последовательные представители такой трактовки нации и национализма – А. Г. Здравомыслов и В. А. Тишков.

2) Это направление, наиболее близкое к западному «конструктивизму», представляет собой серьезное течение научной мысли, стремящееся раскрыть корни и основы этого явления, его формы и образы в России. Л. М. Дробижева, В. В. Коротеева, З. В. Сикевич, Г. В. Старовойтова стремились (и стремятся) показать всю сложность, многогранность и неоднозначность национализма, его свойств и отношений, отказывающееся сводить его сущность только к этнократизму, этноцентризму, расизму и др. и рассматривать как однозначно негативное явление;

3) Наконец, национализм рассматривается и с позиций интегральной теории нации, которая стремится и способна раскрыть его культурно-психологическую природу, идеологические и политические свойства.

Не претендуя на создание интегративной концепции национализма, автор попытается выделить некоторые существенные его черты, которые призваны помочь ему в дальнейших рассуждениях о судьбах этого явления в России.

Явление национализма крайне многообразно, и само это явление одновременно выступает сразу во многих ипостасях – одновременно как освободительное движение, национальная идеология, этнопсихологический феномен. Известный российский социолог и этнополитолог Л. М. Дробижева пишет, что «суть национализма состоит в том, что это одновременно и политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию политической власти, и политика, оправдывающая такие действия с помощью доктрины приоритета интересов и ценностей нации». Исследователь параллельно отмечает, что национализм – это не только идеи и соответствующая им политика, но и система ориентаций, чувств. Поэтому источником, которые его питают, могут быть реальные обстоятельства, события, так восприятие их – т.е. переживания людей. Следуя этой логике, автор предлагает рассматривать национализм как своего рода ситуационную экзистенциальную идеологию, возникающую в определенных условиях места и времени в ответ на вызовы интересам определенного этноса или этнонации, и содержащую в себе определенный ответ на эти вызовы. Формы и конкретное идейно-политическое содержание националистических доктрин могут при этом изменяться, однако «экзистенциальное ядро», связанное с жизненными интересами определенной этнообщности, остается в своих основаниях неизвестным.

Как в истории политической мысли, так и в современной политической науке существуют различные подходы к пониманию его природы национализма:

1) С позиций марксистского учения национализм рассматривается как продукт мелкобуржуазного сознания и мелкобуржуазной ограниченности, предрассудок, который должен преодолеть освободившийся пролетариат - общность социально экономического положения и интересов пролетариев всех стран гораздо сильнее и важнее, чем их национальные различия;

2) С точки зрения ряда представителей школы психоанализа (Э. Фромма, Т. Адорно, М. Хоркхаймера и др.) национализм - это возрождение и возведение в культ элементов первобытного родового мышления, “откат” от цивилизации в сторону варварства и дикости, т.е. безусловно отрицательное явление;

3) По мнению известного французского социолога Алена Турена, национализм - это реакция архаического, отсталого племенного сознания на распространение в масштабах всего мира достижений индустриальной цивилизации имассовой культуры –т.е.глобализации, стирающей национальные особенности и различия;

return false">ссылка скрыта

4) С точки зрения сторонников упоминавшегося социологизаторского подхода, национализм - это идеология, созданная лидерами национальных движений и меньшинств с целью добиться власти для себя и привилегий для представляемых ими народов;

5) Положительная трактовка национализма рассматривает его как естественного проявления духа и исторического самосознания народа, а также способ отстаивания его естественное проявление национального жизненных интересов (так понимали природу национализма лидеры многочисленных национальных освободительных движений стран “Третьего мира”, русские мыслители славянофильского направления, и др.).

Право наций на самоопределение –это право, в силу которого все народы имеют право свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивать своё экономическое, национальное и культурное развитие. Право наций, народностей на самоопределение закреплено в Уставе ООН, Международных пактах о правах человека, Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Конституции Российской Федерации. В тоже время Российская Конституция содержание права наций на самоопределение не раскрывает. Право на самоопределение не распространяется в полном объёме на национальные, религиозные, языковые меньшинства. Самоопределенческая активность меньшинств предусмотрена статьёй 27 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Позитивные функции национализма:

1) Интеграционную – последний способствует интеграции этнических общностей в ситуации угрозы, кризиса и масштабного «исторического вызова»;

2) Стабилизирующую – на время способствует стабилизации политических систем благодаря консолидации вокруг национальной идеи;

3) Идентификационную – позволяет индивиду определить свою национальную идентичность посредством соотнесения с националистической (национальной) идеологией, содержащимися в ней идеями и ценностями;

4) Мобилизационную – осуществляет этнополитическую мобилизацию благодаря выдвижению этнополитических программ;

5) Программирование этнических действий – формулирует программы и повестку дня для национальных движений;

6) Патерналистскую (защиты национальных интересов) – активно претендует на защиту ущемленных интересов этнических групп, мобилизует для этих целей общественное мнение, людей и ресурсы.

В науке считается общепризнанным разделение национализма на гражданский и этнический – этнонационализм. Первый иногда называют территориальным. Такой национализм, отождествляемый с патриотизмом, признаётся нормой человеческого общежития. Этнический национализм может быть политическим или культурным. Критике обычно подвергается политический национализм.

Национализм имеет множество источников. Это могут быть и реальные события так и восприятие их, переживания людей.

Попытки классифицировать национализм стали шагом вперёд в его осмыслении.

В мировой науке давно идут споры о совместимости демократии и национализма. Эти поиски в мировой политологии и социологии связаны с именем А. Лейпхарта.

Нация. В современной политологии отсутствует единое понимание Н.: существует множество разнообразных концепций: 1) устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе единства происхождения, культуры, совместного проживания и коммуникаций. В структуре нации соединены этнические и социально-экономические компоненты, 2) согражданство, народонаселение занимаемой государством территории независимо от этнической принадлежности, объединённое одним правлением, 3) этнополитическая общность как объединение нескольких этносов в национальном государстве.

В общественных науках и публицистике бывшего Советского Союза наиболее употребимым было определение нации, сформулированное Сталиным. Он определял нацию как общность, характеризующуюся следующими объединяющими факторами: экономическая жизнь, территория, психический склад, проявляющийся в общности культуры (Просвещение. - 1923. - №3. - С.54)

Во многих странах Западной Европы и в Америке понятие «нация» («национальность») употребляется в государственном (этатистском) смысле, т.е. им обозначаются население страны, граждане государства независимо от их этнического происхождения. Так, французами являются выходцы из Алжира, евреи и т.д.; американцами, канадцами, мексиканцами называют себя представители разных этносов.

В приведённом определении «этнос» (см. предыдущий семинар) есть общие признаки с традиционной категорией «нация». Разделяющий признак – экономика. Особый акцент при определении понятия «этнос» на общность культуры и этническое самосознание привёл к тому, что в последние годы наметилось сближение в понимании этого феномена в русскоязычной и зарубежной литературе. Это же касается и толкования международных актов, в частности, Всеобщей декларации прав человека, в которой понятия «нация», «национальные законы», «национальные суды» даются в этатистском понимании.

Национальный характер или национальный менталитет - это совокупность установок и предрасположенностей определённого народа действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определённым образом. Национальный характер или национальный менталитет формируется на протяжении длительного времени, охватывающего практически всю историю народа. Национальный менталитет – это определённый способ видения мира и типичных образцов социального действия, регулирующих поведение народа на протяжении длительного времени.

Национальное самоопределение –процесс самосознания какой-либо группы людей в качестве самобытной общности и конституирование в качестве нации.

Национальное самосознание – совокупность идей, представлений, убеждений, верований, в которых данная национальная общность осознаёт себя как общность; одна из форм выражения народом своей самобытности и своего отличия от других общностей.

Национал-экстремизм – идеология и практика использования силы как самого эффективного средства решения национального вопроса. Он характеризуется нетерпимостью к другим нациям и расам, верой в национальную исключительность, догматизмом, нетерпением, максимализмом, отсутствием чувства реальности.

Шовинизм – это крайне воинствующий национализм, предполагающий подчинение одной нации другой, как правило, меньшей - большей.

Термин «шовинизм» появился во Франции. В 1831 г. братьями И. и Т. Коньяр была поставлена комедия «Трёхцветная кокарда». Одним из героев был Никола Шовен. Считается, что прототипом персонажа была реальная личность Н.Шовен, воспитанный в духе преклонения перед императором – создателем величия Франции.

На практике шовинизм совпадает с расизмом. Разновидностью шовинизма является великодержавный шовинизм – идеология и практика господствующих классов нации, которая занимает господствующее положение в обществе.

Этнократия – в многонациональном государстве власть или наибольшее влияние одного этноса (нации), выражающееся в дискриминации других, проживающих в данном государстве или на данной территории этносов (наций).

 

Цитаты по теме:

· «Национализм – это проявление слабости нации, а не её силы». (Академик Лихачёв).

 

Вопросы по теме

1 Можно ли утверждать, что национализм – это проявление национального эгоизма?

2 Оправдан ли национализм?

3 Как вы понимаете слова В.А.Тишкова: «Никто не накладывает запрет на употребление понятия нации в его этническом значении для лидеров республик и активистов национальных общин, но федеральная власть обязана оставить некоторое доктринальное пространство для процесса гражданского нациестроительства, без чего не может существовать ни одно государство»?

 

Литература

Учебные пособия:

1 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., «Аспект Пресс», 1998. Гл. 2.

2 Кравченко В.И. Общая социология: учебное пособие для вузов. М., «Юнити – Дана», 2001.

3 Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., «Академия», 2001.

 

Журналы:

4 Линц Х., Степан А. Государственность, национализм и демократизация. - Полис, 1997. - №5.

5 Мнацакян М.О.Нации, «нациестроительство» и национально-этнические процессы в современном мире. - Социологические исследования, 1999. - №5.

6 Руткевич М. О двух концепциях нации. - Свободная мысль, 1999. - №11.

7 Семененко И.С. Культурные факторы и механизмы формирования российской национально-цивилизационной идентичности на рубеже XXI в. - Полис, 2004. - № 1.

8 Ковалёв В.А, Шабаев Ю.П. Этничность и согражданство (Национальные движения в финно-угорских регионах РФ). - Полис, 2004.- № 4.

9 Патриотизм и национализм / «Круглый стол» учёных. - ОНС, 2004. - №4.

 

Тема 5

«Этнический конфликт»

«Цель земной жизни человеческого рода – свободное и сообразное с разумом устроение всех своих отношений».

И.Г.Фихте

«Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряжённости. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества».В.Путин

1 Содержание понятия «Конфликт». Этнический конфликт.

2 Причины этнических конфликтов.

3 Основные формы и типы этнических конфликтов.

4 Этнокультурные стереотипы и их роль в межэтническом противостоянии. Этноцентризм, ксенофобия.

5 Этнические конфликты в современной мировой истории.

6 Этнические конфликты в современной России, их своеобразие.

7 Пути разрешения этнического конфликта.

8 Миграция. Причины и типы миграций. Миграции как причина межэтнической напряжённости.

9 Государственная служба предупреждения этнических конфликтов.

Основные термины и понятия (значеежэтнической напряжённости.

9 Государственная служба предупреждения этнических конфликтов.

Основные термины и понятия (значения знать):

Апартеид, ассимиляция, беженцы, геноцид, дискриминация, колониализм, конфликт, миграция, нация, национализм, расизм, сегрегация, толерантность, этнический конфликт этноцентризм.